Год 2001-й в шахматном мире был отмечен множеством шахматных соревнований: это и чемпионат мира ФИДЕ, и матч «двух К» (Крамника и Каспарова), и 18-й чемпионат мира среди шахматных программ, прошедший в рамках 6-й компьютерной олимпиады. На 11 июня 2001 г. в рейтинге шахматных программ первые четыре строки занимали известные Deep Fritz 6.0 (2653), Tiger Gambit 2.0 (2650), Chess Tiger 14.0 (2632) и Junior 6.0 (2596). Стартовали 18 программ. Турнир, как и два последних года, проходил по швейцарской системе в девять туров. «Участники» выступали на компьютерах, предоставленных разработчиками программ. Это были одно- и двухпроцессорные вычислительные системы AMD Athlon и Intel Pentium III. Так, одни фавориты были установлены на двухпроцессорных машинах (Deep Fritz и Deep Junior — на 1-ГГц Pentium III, Ferret и Crafty — на 1,2- и 1,4-ГГц AMD Athlon), другие — на однопроцессорных (Shredder, Chess Tiger и Rebel — на 1,4-ГГц, 1,3- и 1,4-ГГц AMD Athlon соответственно). По мнению комментаторов, программы, работающие на двухпроцессорных машинах, имели некоторый перевес перед другими участниками соревнования, но тем не менее вначале лучше выступали программы на однопроцессорных компьютерах. Именно две из них, Junior и Chess Tiger, в первой трети турнира оторвались от остальных на одно очко.
Судьба первого места, по существу, решилась за три тура до конца в партии между программами Deep Junior и Shredder. После 64-го хода белых пешкой на g6 (см. диаграмму) оценка позиций, которую дали программы, стала противоположной, и через 15 ходов черные капитулировали.
Последнюю треть соревнования программа Deep Junior отыграла столь же успешно и, сделав лишь одну ничью с Deep Fritz, стала чемпионом мира 2001 г. Результат — восемь очков из девяти — впечатляет, хотя комментаторы и находят его недостаточно объективным из-за короткой дистанции соревнования, а также платформных ограничений, сделавших положение участников различным, вследствие чего устроители определили чемпиона среди выступавших на однопроцессорных ПК. Им была объявлена программа Shredder.
Комментаторы, анализируя качество работы соревнующихся программ, выделили прием использования в процессе игры одним противником двух разных игровых модулей, который позволил программе Chess Tiger победить Ferret. По-прежнему для программ остаются трудноуловимыми «взвешивание» лишнего материала и выявление того, насколько выгодно развивать собственные фигуры. Кроме всего прочего, уровень знаний программы, т. е. размер и качество дебютной библиотеки, свидетельствует о ее интеллекте. Так, обращение к 13 известным начальным ходам и возможность сравнения с сыгранными партиями серьезно повышают игровой потенциал программы. Вместе с тем продолжительность партий, сыгранных программами между собой, как правило, дольше, чем в партиях, где играют люди. И еще, программы, видимо под влиянием своих создателей, испытывают некоторую привязанность к «любимым» дебютным схемам, что снижает качество партий при несовпадении интересов у партнеров. Так, аналитики отметили пробелы в дебютной библиотеке сицилианского начала у чемпиона мира Deep Junior. Программы приобретают и навыки азартной игры, например, они включают в свой арсенал просмотр вариантов, начинающихся ходом короля еще в дебютной части партии. Хороший пример такого выбора хода продемонстрировал новый чемпион в партии со старым. В этой партии 61-й ход — Кр h4 привел к тому, что программа Shredder продолжала оценивать свою позицию, учитывая лишние качество и пешку, и не прониклась стратегическим замыслом белых, вследствие чего и последовал уже упомянутый ранее 64-й ход.
Читателям журнала, желающим продлить удовольствие от знакомства с партиями последнего чемпионата шахматных программ и их анализа, рекомендуем воспользоваться 1,5-миллионной базой записей Chess Assistant 6.0 и теми материалами, которые она предоставляет пользователям, в том числе и игровыми модулями Tiger 14 и Tiger Gambit.
Kc5, Rg1