Вот что необходимо для выживания проектов в Интернете. Это единственно возможное и вполне достаточное условие для того, чтобы сделать их рентабельными, считает Андрей Головин, руководитель проекта по созданию портала wireless.ru, посвященного беспроводным технологиям. Сегодня он отвечает на вопросы научного редактора журнала «Мир ПК» Михаила Глинникова. Речь идет об истории создания портала, его назначении, а также о том, что важно учитывать при ведении проекта и какие могут здесь встретиться подводные камни.
— Давайте для начала определимся с терминологией. Что именно Вы вкладываете в понятие портала?
— Действительно, всегда лучше начинать «от печки». Мое мнение таково: к порталам можно отнести все то, что постепенно становится на самом деле соответствующим основному значению этого слова — «вход».
— Поясните, пожалуйста, свою мысль.
— В чем состоит портальный принцип работы с информацией? Имеется общий вход, а далее вся информация должна быть тем или иным образом правильно структурирована. Портал в некотором смысле является как бы вашим «собеседником». Любые интересующие вас сведения вы можете найти либо непосредственно здесь, либо через другие ресурсы, предлагаемые порталом. То есть портал служит еще и неким «путеводителем». Но самое главное, по крайней мере с точки зрения пользователя, — это качество информации и степень ее концентрации.
Если же говорить о технологии, то портальный принцип можно рассматривать как хорошую систему классификации и каталогизирования информации, достаточно мощную и профессиональную, в основу которой могут быть положены разнообразные критерии.
Фактически к одной и той же информации, если говорить уже о нашем проекте, можно прийти, взяв за отправную точку, например, стандарт, который вас заинтересовал, фирму-поставщика, выпускающую определенную продукцию, вид сервиса — конечную услугу, новости или какой-то специализированный аналитический отчет, т. е. многими путями через большое число каталогов. Иными словами, множество профессионально выстроенных каталогов позволяет отслеживать всю информацию и оперировать с ней — это и есть, на мой взгляд, портальный принцип.
У нас хорошая платформа, и поэтому то, что получилось в итоге, надеюсь, действительно соответствует этому термину.
— Хорошо. А теперь перейдем непосредственно к проекту и поговорим о том, что явилось побудительным мотивом для Вашей работы.
— Прежде всего, это была инициатива рынка, так как несколько компаний-игроков в секторе беспроводных технологий уже давно обсуждали данную тему.
Второй причиной стало отсутствие на этом рынке аналитики. Я довольно тесно сотрудничаю с журналистами и аналитиками, которые пишут для компьютерной прессы о телекоммуникациях, и мы все вместе пришли к выводу, что аналитический продукт здесь просто необходим.
В результате после многочисленных переговоров и обсуждений мы получили своеобразный мандат от участников рынка: давайте, мол, начинайте, старт профинансируем. Ну и ударили по рукам — где-то в мае прошлого года, а к концу сентября уже создали портал, на котором было собрано, по моим оценкам, 80—85% информации о рынке беспроводных сетей.
— Почему Вы остановились на беспроводной связи? Чем конкретно обусловлена такая направленность?
— Нам хотелось начать с чего-то компактного, отладить процесс в рамках какого-либо отдельного сектора, границы которого можно было бы четко очертить.
— Кто же финансировал проект?
— Первоначальное финансирование обеспечила нам компания Art Communication, и в настоящий момент он позиционируется как независимый информационно-издательский проект, который существует на собственные доходы и на средства, поступающие от спонсоров, заинтересованных в его развитии.
— Какие цели Вы ставили перед собой?
— Главная наша цель — охватить как минимум 80% той профессиональной аудитории, которая интересуется и занимается данной проблематикой. На сегодняшний день мы ее оцениваем в полторы тысячи специалистов.
Следующая цель — добиться такого качества самой информации, ее сбора и формы подачи, чтобы эта аудитория за ней активно следила.
И наконец, нужно было создать информационно-аналитический ресурс. Общаясь со своей аудиторией с помощью специальных анкет и проводя различные исследования, мы старались выйти на аналитику, которая привлекла бы внимание как самих участников рынка, так и тех, кто еще только собирается войти в него, включая более крупные структуры, например телекоммуникационных операторов или инвесторов. Нам хотелось разработать механизм, который помогал бы поднимать этот рынок. Сделать так, чтобы его потенциал оценили солидные организации. Тогда они могли бы использовать такой рынок и, заметив его инвестиционную привлекательность, направлять туда средства.
— Это понятно. А как шла работа над самим проектом — по этапам?
— Всю работу мы выполнили в три этапа. Сначала создали концепцию классификаторов, каталогов, виртуальной редакции — одним словом, продумали, как все у нас будет устроено. Этим мы занимались в апреле и мае прошлого года.
— Виртуальная редакция? Интересно...
— Да, наша редакция — виртуальная. Работаем удаленно, нет специального помещения, все полностью построено на Интернет-технологиях.
— Простите, перебил Вас. Так что было дальше?
— На первом этапе была выбрана платформа: мы проанализировали несколько вариантов систем публикаций, разработанных для российского рынка, и остановились на CommuniWare (подробнее на www.communiware.ru. — Прим.ред.). Она максимально соответствовала той идеологии продукта, которую мы выбрали, — возможность работы портала с большим числом каталогов, а гибкость инструментария давала возможность классифицировать и «провязывать» информацию любым образом, оперируя небольшими ее блоками.
На выбор платформы, безусловно, повлиял и тот факт, что мы не могли позволить себе применить традиционный издательский подход к этому делу: создать отделы макетирования, верстки. Наша система выполнена таким образом, что информация автоматически помещается (публикуется) в нужные места, будь то раздел новостей или еще какая-либо рубрика.
Второй этап — разработка портала, базовая структура которого в виде «скелета» была уже подготовлена. Причем редакторы и модераторы контента* параллельно начали работу по его информационному наполнению. Надо отметить, что у нас довольно гибкая система подписки на информацию. Каталог весьма объемный, но можно подписаться выборочно на любую его часть. Ведь дублирование в специализированных новостных лентах, по нашим подсчетам, составляет более 50%. Мы же старались сделать доставку информации максимально удобной — дать возможность пользователю вычленять именно то, что ему нужно.
К середине августа прошлого года закончили дизайн, после чего перенесли портал с рабочей машины на сервер, который физически был размещен на площадке «Демоса», и провели тестирование.
Третий этап, промышленная эксплуатация, начался фактически с конца сентября.
Таким образом, проект был реализован в кратчайшие сроки: создание самой платформы заняло около двух месяцев (с учетом летних отпусков), да и редакция работает с мая 2001 г.
— Какими силами делался проект? И каков его бюджет?
— Им занимались шесть человек. Стартовый бюджет составил 28 тыс. долл. Пока проект дотируется, но, думаю, в течение первого квартала этого года он перейдет на самоокупаемость.
— Были ли у Вас трудности при создании портала?
— Конечно. Проблемы возникли сразу, как только мы решили привлечь к работе профессиональных экспертов. Иначе это был бы просто журналистский проект, а нам хотелось, чтобы в нем присутствовала серьезная позиция профессионалов, которые каждый день занимаются практической деятельностью на рынке беспроводных технологий. Но, сами понимаете, «штучная работа» идет непросто, ведь технические специалисты — народ сложный, привыкший к своей «тусовке», им некогда, из них слова «клещами не вытянешь».
— Полностью с Вами согласен. Мне тоже приходилось сталкиваться с этой проблемой. И ее необходимо решать — тем более что такие люди, как правило, готовят действительно очень важные и глубокие материалы.
— Именно так. Профессионалы, которые создают эти беспроводные системы, знают все плюсы и минусы тех или иных продуктов и технологий. Ведь журналисты что делают? Собрали материал, обработали его и что-то написали — у них некая презентационная логика. А есть логика практическая, которая в основном и привлекает внимание читателей. Мне, например, как человеку с инженерным образованием, был бы неинтересен чисто журналистский проект.
Можно упомянуть еще об одной трудности, хотя это скорее рабочая процедура, — требуется «встать в соответствующие бюджеты» всех компаний, чтобы проект жил. Сейчас у нас идет нормальный стартовый процесс, когда необходимо встретиться с нужными людьми, рассказать о проекте, выслушать их предложения и пожелания, т. е. провести адаптацию портала в коммерческой среде.
Что же касается редакции и платформы, то здесь никаких сложностей не было — коллектив подобрался хороший и платформа работает как часы.
— Прекрасно. Однако обратимся непосредственно к содержимому портала. Чему Вы уделяете наибольшее внимание?
— Подаче корректной технической информации об устройствах и их параметрах, причем она должна быть правильно классифицирована. Не менее значимы для нас материалы о стандартах, потому что фактически этот рынок в настоящее время формируется. Важное место отводится также аналитике. И далее мы будем тщательно следить за тем, чтобы на портале были адекватно представлены все игроки беспроводного рынка.
— На кого ориентирован портал?
— На тех, кто практически использует беспроводные технологии — это либо операторы, которые строят на их основе свои решения, либо поставщики оборудования для них.
— А сколько у Вас подписчиков?
— Уже около 350, и сейчас наблюдается устойчивый рост их числа. Думаю, к осени мы сумеем обеспечить 80%-ный охват той целевой группы в полторы тысячи человек, о которой говорилось ранее.
— Ваши планы на ближайшее будущее?
— К маю на выставке «Связь-Экспокомм» мы собираемся представить первый аналитический отчет по рынку беспроводной связи. А вообще планируем два раза в год выпускать несколько таких аналитических отчетов. Один выпуск будет посвящен состоянию рынка, тенденциям, объемам продаж, спектру услуг компаний и т. д., другой — мониторингу событий. Хотелось бы в течение этого полугодия адаптировать проект ко всем игрокам рынка.
Предполагаем также расширить тематику портала и привлечь на свою сторону операторов мобильной и спутниковой связи.
— Итак, проект живет, и уже накоплен некоторый опыт. Что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает создавать порталы, — возможно, совсем в других областях и иных регионах?
— Первый мой совет — максимально запараллелить различные процессы. На своем портале мы допустили ошибку: часть процессов по некоторым субъективным причинам выполняли последовательно.
Если действительно собралась команда профессионалов, которые убеждены, что сделают проект в срок, вовсе не нужно ждать завершения работ, чтобы устроить его презентацию. И презентовать проект, и встраивать в него концепцию участников можно уже тогда, когда вы только собираетесь приступить к нему. Сейчас я запустил бы наш проект сразу, а не набил бы портал информацией и лишь потом его открыл. Какой в этом смысл? Пусть люди видят динамику. Представление проекта, работа, отладка — все должно происходить параллельно.
Естественно, не нужно делать все наспех и кое-как. Необходимо прежде проанализировать ситуацию и выделить те работы в Интернет-проекте, которые можно выполнять одновременно.
Второй совет — очень внимательно относиться к балансу издержек. Если бы проект такого объема выпускала классическая редакция, он бы стоил, полагаю, в два с половиной раза дороже. Интернет позволяет существенно уменьшить издержки издательского проекта: в отношении сбора информации и ее публикации. Поэтому все эти издержки нужно подсчитать заранее.
И далее — важно серьезно подойти к выбору платформы, чтобы она не стала «прокрустовым ложем», если проект будет расти или потребуется что-то оперативно поменять, подстроить. Гибкость и надежность платформы должны быть адекватны поставленной задаче.
Система должна предоставлять возможность дифференцированно использовать опыт отдельных специалистов. Удаленная форма работы над Интернет-проектами, как показывает практика, — это наиболее оптимальный вариант. Допустим, мне нужно конкретно полтора часа вашего журналистского времени в месяц. То же самое можно сказать и в отношении других специалистов. Значит, я могу «склеить» свою модель из таких вот эффективных кусочков и в итоге получить значительную экономию.
Здесь уместно провести аналогию с концепцией раздельного питания, являющейся основой здорового образа жизни. Необходима «диета» — Интернет-проекты выживают только тогда, когда они сделаны «по-голодному», т. е. из них выжато все. Если проект реализуется классическим способом (арендуется помещение, собирается редакция, организуются ИT-департамент и служба поддержки), то расходы просто не соответствуют бизнесу.
Интернет в этом плане открывает широкое поле деятельности. У нас, например, внешняя поддержка весьма неплохая. Но зачем мне брать в штат классного специалиста за полторы тысячи долларов? Я беру лишь его «десятую часть», и этого вполне хватает. Использую принцип «раздельного питания»: приглашаю высококвалифицированных специалистов, но разделяю их четко по времени и задачам. Задача выполнена — все, процесс выключен, деньги больше не расходуются. А мастерство должно заключаться в том, чтобы с помощью Интернет-технологий всех связать и правильно распределить задачи, потом грамотно собрать эти мелкие фрагменты и в результате построить хорошую систему.
— Что ж, мне остается лишь пожелать Вам успехов. Надеюсь, описанный здесь опыт найдет широкое практическое применение и принцип «раздельного питания» обретет свое воплощение в подобных проектах.
*В онлайновой среде так называют специалиста, который не только занимается размещением информации на портале, но и следит за целостностью этой информации, своевременным появлением ее в том или ином месте, за перекрестными ссылками, — одним словом, контролирует работу всего «движка».