Все начинается постепенно. Сначала вы понимаете, что на компьютере можно слушать CD. Потом узнаете про существование MP3, и ваша компьютерная фонотека существенно обогащается. Затем вы открываете для себя Video-CD и начинаете смотреть фильмы на компьютере. Ну а тут уже и до DVD недалеко... Однако по мере вашего продвижения в область мультимедийных способностей компьютера вы все более начинаете осознавать, что те две пластмассовые колоночки, что стоят у вас на столе с незапамятных времен, давно исчерпали свои возможности. Раньше они не вызывали никаких нареканий, однако те же CD на музыкальном центре звучат гораздо лучше... В конце концов мысль «с этим надо что-то делать» начинает неотвязно преследовать вас и заставляет искать пути решения проблемы: как все-таки получить от компьютера качественный звук.

На нашем компьютере был установлен DVD-ROM, что определило направление поисков: надпись «Dolby Digital» на DVD-дисках привлекала волшебством кристально чистого звука и эффектом присутствия, характерным для современного кинозала. Мы решили обратиться к акустическим системам, поддерживающим Dolby Digital, однако сначала пришлось поближе познакомиться с этим стандартом.

Dolby

Стандарт Dolby Digital (DD) разработан компанией Dolby Laboratories, первый показ фильма со звуком DD состоялся в 1992 г. («Возвращение Бэтмена» — «Batman Returns»), а история этого стандарта насчитывает уже около 30 лет.

Все началось в конце 60-х годов с разработки систем шумоподавления для магнитных носителей Dolby A, B, C.

Следующим шагом (70-е годы), который оказался решающим для истории звука в кино, стало создание четырехканальной системы кинозвука Dolby Stereo. Помимо традиционных для обычного стереозвука двух каналов (левого и правого), на которые передавались музыка и специальные звуковые эффекты, в этот стандарт входили центральный канал (в первую очередь для голоса — диалогов фильма) и задний, или «окружающий» (surround), использование которого позволило создавать в кинозале эффект присутствия. Пожалуй, именно Dolby Stereo положил начало системам позиционирования звука в пространстве зрительного зала.

В начале 90-х годов с появлением достаточно емких носителей — видеокассет и лазерных видеодисков (LaserDisk, не путайте с CD) — Dolby Stereo вышел за пределы кинозалов и попал в дома с системами «домашнего кинотеатра» (Home Theatre).

Первоначально «одомашненный» Dolby Stereo (он получил имя Dolby Surround) был несколько упрощенной версией своего «большого» собрата — в этом стандарте использовались лишь три канала — два передних и один канал окружающего звука. Но через некоторое время вслед за Surround появился Dolby Pro Logic, в котором был добавлен центральный канал для диалогов, а также улучшено качество шумоподавления и позиционирования звука.

Оба последних стандарта — Surround и Pro Logic и по сей день активно используются в системах домашнего видео, оставаясь лучшими способами озвучивания фильмов на магнитных носителях (в первую очередь — на всем известных видеокассетах VHS).

Между тем специалисты Dolby Labs, добивавшиеся улучшения качества звука для домашних кинотеатров, нашли принципиально новое решение: на смену аналоговой записи на магнитную ленту видеокассеты пришла цифровая запись на компакт-диски. Появился стандарт DD и его наиболее развитый на сегодняшний день вариант — DD 5.1, использующий достижения в обоих принципиальных направлениях работы Dolby Labs — шумоподавления и пространственного позиционирования звука.

Главной идеей шумоподавления во всех системах Dolby является снижение шума в тех частотных диапазонах, в которых нет «содержательного» сигнала. Там, где он есть, шум снижать не надо: будучи более сильным, сигнал «замаскирует» шум, слушатель не воспримет его. Отсутствие же шума на «ненужных» частотах значительно улучшает субъективную картину звука: он приобретает ту самую «кристальную» чистоту, с которой хорошо знакомы посетители современных кинотеатров.

При создании цифрового формата данная технология, и до того использовавшая особенности человеческого слуха (маскировка шума сигналом), была дополнена психоакустическими алгоритмами кодирования. Объем данных, необходимый для передачи звуковой дорожки к фильму, особенно при наличии нескольких каналов, достаточно велик, а ведь есть еще видеоряд. Решением проблемы стало избирательное сжатие данных, главным образом затрагивающее наименее важные для восприятия частотные диапазоны и оставляющее практически неизменными наиболее существенные. Самый распространенный сейчас формат такого цифрового кодирования звука называется AC-3 (Audio Code-3).

Качественное сжатие звука позволило значительно улучшить и систему пространственного позиционирования. Аудио формата DD AC-3 имеет шесть каналов: два фронтальных, центральный, два полнодиапазонных канала окружающего звука1 и «низкочастотный канал эффектов». Последний используется для «оживления» спецэффектов и отличается от остальных каналов ограниченностью частотного диапазона (3—120 Гц). Именно поэтому система шестиканального звука имеет обозначение DD 5.1, являющееся синонимом DD AC-32.

Dolby Digital на компьютере

Что же нужно, чтобы это чудо техники пришло на ваш компьютер? Разумеется, необходим DVD-дисковод, однако его одного, увы, абсолютно недостаточно. Во-первых, если DD 5.1 поддерживает шесть независимых каналов звука, нам потребуется специальный комплект из шести колонок. Во-вторых, нужно вспомнить, что цифровой звук подразумевает специфическое кодирование и сжатие (AC-3), а следовательно — декодирование при воспроизведении, и значит, помимо колонок нужна специализированная звуковая плата, способная работать с кодом AC-3.

Наиболее распространены на рынке звуковые платы Sound Blaster Live Platinum 5.1 компании Creative, однако, судя по результатам опроса наших читателей о лучших продуктах 2001 г., популярна и плата SonicFury английской компании VideoLogic, которую мы и использовали в наших испытаниях (у нее есть и другое название, возможно, кому-то оно более знакомо: Turtle Beach Santa Cruz). Что касается акустических систем, то мы сравнивали три шестиканальных набора VideoLogic — DigiTheatre LC, DigiTheatre и DigiTheatre DTS и профессиональный 2.1-канальный комплект Sirocco Pro того же производителя.

Начнем по порядку.

SonicFury (85 долл.) - PCI-звуковая плата с полной поддержкой цифрового шестиканального звука, основанная на Cirrus Logic Crystal 4630 SoundFusion DSP (Digital Signal Processor, цифровой сигнальный процессор).

Ее технические характеристики вполне соответствуют ценовому диапазону, к которому она относится, и, хотя плата ориентирована на «домашнее», непрофессиональное использование, многие из них могут прельстить и разборчивого читателя (см. врезку «Звуковая плата VideoLogic SonicFury: технические подробности»), желающего заниматься редактированием звука. Благодаря мощному аппаратному ускорителю DirectSound3D плата прекрасно работает с играми, основанными на этой технологии, которая и на двух колонках создает хороший объем и точное пространственное позиционирование звука (поддерживаемые стандарты позиционирования также приведены во врезке).

Однако самым интересным для нас, конечно же, является возможность работы с DD 5.1. Плата SonicFury позволяет подключать к компьютеру как непосредственно шестиканальную акустическую систему через аналоговый выход, так и систему с собственным декодером AC-3-звука — через цифровой интерфейс. У нас была возможность попробовать и то и другое.

DigiTheatre LC

Этот комплект акустических систем (195 долл.), предназначенный для воспроизведения объемного звука формата DD 5.1, включает две фронтальные колонки, одну центральную, две тыловых (surround) и низкочастотный динамик (сабвуфер), в корпус которого вмонтирован усилитель.

Рис. 1. Двойная фронтальная колонка DigiTheatre LC

Все колонки выполнены из качественного пластика, защитные сеточки не снимаются. Фронтальные колонки имеют по два динамика — для верхних и средних/нижних частот соответственно. Кроме того, их весьма оригинальная двухсекционная конструкция (рис. 1) должна, по мнению разработчиков, улучшать пространственное позиционирование за счет легкого поворота верхней части. Все опоры колонок снабжены резиновыми подушечками.

Комплект DigiTheatre LC представляет собой оптимальное решение для создания недорогой системы домашнего кинотеатра на базе ПК, где декодирование звукового сигнала выполняют поддерживающая стандарт 5.1 аудиоплата и программный DVD-проигрыватель.

Подключение акустической системы к компьютеру не составило особого труда, благодаря тому что штекеры и разъемы выполнены с использованием пластмассы различных цветов.

Рис. 2. Разъемы на задней панели сабвуфера DigiTheatre LC

Фронтальные, центральная и тыловые колонки подсоединяются к зажимным разъемам сабвуфера (рис. 2). Он, в свою очередь, подключается к звуковой плате: входы для центрального (белый штекер) и низкочастотного (красный штекер) каналов — к разъему VersaJack (в режиме выхода на шесть колонок, который устанавливается в панели управления звуковой платой), а для фронтальных каналов и каналов окружающего звука — к соответствующим выходам звуковой платы (рис. 3).

Рис. 3. Схема подключения акустической системы DigiTheatre LC к звуковой плате SonicFury

После подключения нужно правильно расставить колонки: технологии Dolby, будучи ориентированы на пространственное позиционирование звука, требуют и специального их расположения в комнате (рис. 4). Центральный динамик обычно ставится на монитор, фронтальные — по бокам, чуть впереди или на одном уровне с центральным и экраном, но не за ними. Колонки окружающего звука располагаются на одном уровне со слушателем и несколько выше него, если воспроизводится звук в системах Dolby Surround или Dolby Pro Logic (синие колонки на нашем рисунке), и за слушателем и на одной высоте с его головой — если звук имеет формат DD 5.1 (зеленые колонки). НЧ-динамик можно разместить практически в любом месте на полу, причем зачастую его ставят «лицом» к стене, чтобы низкочастотный звук, отражаясь от нее, распространялся по всей комнате.

Рис. 4. Пространственное размещение акустических систем для систем Dolby

Когда все было готово, мы приступили к самому интересному — вставили в дисковод DVD-диск с фильмом и приготовились слушать. Разложение звука в DVD-фильмах, записанных в формате 5.1, на шесть каналов осуществлялось отлично, создавая эффект присутствия, знакомый нам по кинотеатрам. При этом складывалось впечатление, что отлетевший назад меч действительно падал у нас за спиной. Подобные «мелочи» создавали совершенно иное впечатление от фильма в целом.

Качество воспроизведения звуковой дорожки также оказалось весьма хорошим: звук был чистым и насыщенным. Однако в некоторых случаях (например, при передаче шума дождя) звучание нам показалось несколько «механическим» и слишком резким. Сабвуфер вполне справлялся со своей задачей, воспроизводя низкочастотные эффекты без искажений.

Не обошлось без маленьких казусов: при «прослушивании» очередного фильма мы обратили внимание на ощутимо снизившееся по сравнению с предыдущими фильмами качество позиционирования (хотя чистота звука осталась прежней). Оказалось, что даже после знакомства с «теорией» Dolby мы попались в обычную ловушку: фильм был довольно старый и записан не в Dolby 5.1, а в Dolby Surround. Отличие трехканального звука от шестиканального было действительно очень хорошо заметно.

Почитав повнимательнее надписи на обложках DVD, мы нашли и Pro Logic, и даже какой-то экзотический Surround 2.0, что не удивительно, если принять во внимание «возраст» этих фильмов (напомню, первый фильм в DD 5.1 вышел в 1992 г.).

Однако не фильмами едиными... На DigiTheatre LC мы попробовали и поиграть (вспомнив об аппаратном ускорителе DirectSound3D звуковой платы), и послушать музыку. Про игры говорить, конечно, не приходится. Как фильм со звуком 5.1 воспринимается совсем иначе, чем без него, так и от игр на качественных колонках и при аппаратном ускорении, позволяющем смело выбирать «максимальные» настройки в игре, захватывает дух. Хороший звук полностью вовлекает в происходящее на экране.

Но вот прослушивание на DigiTheatre LC музыки заставило нас несколько поостыть. Спору нет, звучала она значительно лучше, чем на любых известных нам компьютерных колонках. Особенно украшали звук неплохо прорабатываемые сабвуфером низкие частоты. Но если качество звучания популярных мелодий было весьма хорошим, то классики — удовлетворительным. Остался, хотя и в совсем незначительной степени, «пластмассовый призвук» (резонанс корпуса в среднечастотном диапазоне), характерный для всех пластмассовых колонок.

Подводя итог испытаниям комплекта DigiTheatre LC, можем уверенно рекомендовать его для просмотра DVD-фильмов на домашнем ПК. Хорошо подходит он и для прослушивания поп-музыки. Конечно, DigiTheatre LC не удовлетворит «продвинутых» меломанов, однако соотношение цена/качества у этого комплекта вне конкуренции.

DigiTheatre

Рис. 5. a) Акустическая система DigiTheatre

Данная система (395 долл.) отличается от предыдущей лишь наличием аппаратного декодера DD, позволяющего ей работать практически с любым источником звука, в том числе с нераскодированным сигналом AC-3. Декодер снабжен маленьким изящным пультом ДУ (толщиной всего 5 мм), питающимся от плоских батарей (рис. 5, a).

Рис. 5. б) Задняя панель декодера DigiTheatre с разъемами

Рассмотрим декодер (рис. 5, в) более подробно. Он выполнен полностью независимым от усилителя, встроенного в сабвуфер. Через оптический или коаксиальный входы S/PDIF система подключается к цифровому выходу звуковой платы компьютера (DVD-плееру) для получения звука в формате DD (AC-3, PCM3), а линейный RCA-вход обеспечивает звук стандарта Dolby Pro Logic (рис. 5, б).

Рис. 5. в) Декодер DigiTheatre с пультом ДУ

Мы подсоединяли декодер к разъему VersaJack платы SonicFury, переключив его программно на вывод цифрового сигнала в формате AC-3. Шестиканальный выход декодера соединяется специальным толстым кабелем с шестью штекерами на конце с соответствующими разъемами на сабвуфере, где также расположены зажимные разъемы для подключения центральной, фронтальных и тыловых колонок.

У читателей наверняка возникнет закономерный вопрос: а нужен ли декодер, если его функции с успехом способны выполнять звуковая плата, поддерживающая формат 5.1, и прикладное ПО?

Если говорить о создании системы домашнего кинотеатра исключительно на базе ПК с 5.1-канальной звуковой платой, то, действительно, декодер не очень нужен (тем более что он повышает стоимость аппаратуры в два раза). Однако он позволяет подключать систему к любой звуковой плате с цифровым выходом и к бытовым DVD-плеерам.

Кроме того, через декодер осуществляется управление позиционированием и смешением звука. Громкость каждого канала можно регулировать по отдельности, что особенно ценно, когда колонки трудно расставить в помещении правильно (впрочем, это же обеспечивает и SonicFury). Сигнал же можно принудительно переводить в режимы 2.1 (стерео и сабвуфер), 3.1 (то же плюс центральный канал), 4.1 (стерео, surround, сабвуфер) и, разумеется, 5.1. Причем в любом из этих режимов можно отключать фильтрацию нижних частот на сабвуфер (который продолжает звучать, однако низкочастотные эффекты направляются не только на него, но и на основные колонки). Понятно, что такое смешение целесообразно только в случае, если сигнал имеет столько же или меньше каналов, чем режим: никакого внятного эффекта от установки режима 5.1 для, скажем, трехканального сигнала вы не добьетесь. Ну и нельзя не сказать о том, что все это можно делать, не вставая с дивана, — с помощью пульта ДУ.

Что касается качества позиционирования и воспроизведения объемного звука акустической системой DigiTheatre, то, по итогам наших испытаний, оно не отличалось от результатов, которые показал предыдущий комплект.

DigiTheatre DTS

Рис. 6. a) Акустическая система DigiTheatre DTS

Достаточно только одного взгляда на DigiTheatre DTS (645 долл.), чтобы понять, что это система гораздо более высокого класса: колонки довольно тяжелые и сделаны из ламинированного дерева (MДФ), а не из пластика. В комплект входят центральный динамик со встроенным декодером (на нем же расположена панель управления системой), две фронтальные и две тыловые колонки, а также сабвуфер с усилителем и пульт ДУ, с которого можно полностью контролировать все функции DigiTheatre DTS (рис. 6, а,б). Название акустической системы говорит о том, что ее декодер способен обрабатывать аппаратно звук не только в форматах Dolby Pro Logic и DD AC-3, но и в DTS. О последнем стоит поговорить подробнее.

Рис. 6. б) Панель управления DigiTheatre DTS на центральном динамике (декодере)

Система кодирования-декодирования звука DTS (Digital Theatre System) позволяет получить шесть (центральный, два фронтальных, два тыловых и низкочастотный) 20-разрядных аудиоканалов, причем каждый из них превосходит по качеству звучания обычные компакт-диски. Более того, формат DTS обеспечивает лучший звук, чем DD (AC-3), поскольку использует в несколько раз меньшую степень сжатия. Правда, далеко не в каждом DVD-фильме имеется звуковая дорожка формата DTS (например, в нашей коллекции нашелся только один такой диск).

Рис. 7. Разъемы на сабвуфере DigiTheatre DTS

Теперь перейдем к подключению системы к ПК. Декодер соединяется с сабвуфером (рис. 7, 8) толстым 1,5-метровым шлейфом. К компьютеру (DVD-плееру, а также другим цифровым источникам) система подключается через оптический или коаксиальный входы S/PDIF на сабвуфере (есть и аналоговый вход). Зажимные разъемы для кабелей, идущих от фронтальных и тыловых колонок, также расположены на сабвуфере.

Рис. 8. Колонка и сабвуфер DigiTheatre DTS со снятыми сеточками

Качество звука фильмов на DVD при проигрывании комплектом DigiTheatre DTS произвело на нас гораздо более сильное впечатление, чем при прослушивании этих же дисков на предыдущих системах.

С воспроизведением музыки комплект также справился на «отлично» для систем такого класса, звук был чистым и насыщенным. Особенно порадовало полное отсутствие резонанса корпуса в среднечастотном диапазоне, присущее пластмассовым колонкам. При включенном сабвуфере существенно обогащались низкие частоты. Игры также поразили нас реалистичностью звукового ряда.

Подытоживая, отметим отличительные особенности комплекта DigiTheatre DTS: мощность и качество. Это система для взыскательных пользователей, любящих и умеющих оценить хороший звук. Она, пожалуй, будет оптимальным решением, если вы хотите приобрести нечто среднее между простенькими пластмассовыми колонками и дорогостоящими Hi-Fi-системами.

Sirocco Pro

Рис. 9. Акустическая система Sirocco Pro

Если линейка DigiTheatre предназначена для систем домашнего кинотеатра и рассчитана на воспроизведение шестиканального звука, то серия Sirocco адресована в первую очередь любителям музыки. В ней нет комплектов 5.1, а ее топ-модель, Sirocco Pro (895 долл.), представляет собой профессиональный набор 2.1: две колонки, сабвуфер и усилитель (рис. 9).

По техническим характеристикам (см. врезку «Акустическая система VideoLogic Sirocco Pro: технические подробности») данная система безоговорочно относится к категории Reference (на класс выше, чем Hi-Fi), а в руководстве пользователя приведены еще и графики частотного диапазона, линейной зависимости вход-выход, спектрограмма тестового сигнала и др. данные, свидетельствующие о высоком качестве усилителя.

Две сравнительно (для систем такого класса) небольшие двухполосные колонки (или, как принято говорить и писать о системах такого класса — сателлиты, satellites) и внушительный сабвуфер выполнены из дерева, ламинированного пластиком (MДФ).

Рис. 10. Задняя панель усилителя Sirocco Pro

В блоке усилителя, по сути, сосуществуют два устройства: собственно усилитель и ЦАП, позволяющий принимать не только аналоговый сигнал (через стандартный RCA-стереовход — рис. 10), но и цифровой (либо через коаксиальный, либо через оптический кабель Toslink). Всего входов четыре — два одинаковых линейных (переключатель между ними и цифровым находится на передней панели усилителя) и два цифровых S/PDIF (RCA и Toslink, переключение между ними производится тумблером на задней панели).

На передней панели находятся ручки регулировки общей громкости и громкости сабвуфера, ручка фильтра tilt, переключатель входов, выход на наушники и маленькая кнопочка monitor, отключающая сабвуфер и направляющая весь частотный диапазон сигнала на сателлиты.

Сателлиты и сабвуфер соединяются с усилителем мощными кабелями с помощью профессиональных разъемов (XLR). Обратите внимание на то, что к каждому сателлиту ведут три провода, а не два, как обычно: разделение на средние/низкие и высокие частоты для соответствующих динамиков сателлитов производится еще в усилителе (рис. 10).

Общее впечатление от прослушивания? Это скучно описывать — это надо слушать. Конечно, и кино, и даже игры на Sirocco Pro звучат вполне достойно, однако только при прослушивании музыки колонки проявляют себя полностью. Наверняка искушенные меломаны нашли бы какие-то огрехи или недостатки в звучании этой системы, однако мы, не избалованные высококлассным звуком, единодушно решили, что именно такой и должна быть музыка дома. Из недостатков можно безоговорочно назвать лишь высокую цену: далеко не каждый может позволить себе 2.1-систему с усилителем за 895 долл., однако для аппаратуры класса Reference эта цена более чем привлекательна.

Таким образом, альтернативой компьютерным колонкам, во-первых, могут послужить системы DD 5.1 (для их использования потребуется DVD-ROM, а также специализированная звуковая плата и/или декодер DD). Но, как мы убедились на примере продукции VideoLogic, на базовых комплектах звучание музыки далеко не идеально (хотя все же лучше, чем даже на хороших компьютерных колонках). Вторым вариантом могут стать системы, ориентированные на действительно высококачественное воспроизведение музыки, однако стоят они очень дорого, даже если речь идет о 2.1-, а не о 5.1-комплектах. Существуют и промежуточные варианты, сбалансированные по параметру цена/качество. Такой комплект 5.1 обеспечивает достаточно высокое для воспроизведения музыки качество звука.

ОБ АВТОРАХ

Владимир Мохов — аспирант МГУ, e-mail: vlm@actuar.math.msu.su.

Вера Васильева — редактор раздела «Мультимедиа», e-mail: vasilieva@pcworld.ru.

Редакция выражает благодарность компании Multimedia Club, предоставившей акустические системы и звуковую плату.


Звуковая плата VideoLogic SonicFury: технические подробности

Минимальные системные требования. Процессор Pentium-200 MMX, 32-Мбайт ОЗУ, ОС Windows 95/98/Me/2000, свободный разъем расширения PCI 2.1, наушники или активная акустическая система. Для воспроизведения дисков DVD-Video программным DVD-плеером без потери кадров необходим процессор Intel Celeron-350 и выше.

Звуковой процессор. Cirrus Logic Crystal 4630 SoundFusion DSP с 96-поточным ускорителем DirectSound/DirectSound3D и 64-голосым аппаратным таблично-волновым синтезатором.

MIDI таблично-волновой синтезатор. 8-Мбайт DLS-синтезатор с масштабируемым DSP/Host распределением нагрузки. Поддерживаются до 64 голосов аппаратно и до 1024 — программно.

Процессор эффектов. Два независимых канала эффектов с возможностью индивидуального контроля акцента, позиционирования (pan и fade) звука, входных каналов. Предусмотрено применение целого ряда эффектов.

Аудиокодеки. Двойной AC-97 2.1-аудиокодек с аппаратной поддержкой полнодуплексной работы для одновременной записи и воспроизведения звука с частотой дискретизации до 48 кГц, 18-битовый АЦП записи, 20-битовый ЦАП для воспроизведения до шести звуковых потоков одновременно.

Внешние разъемы. Программно переключаемый разъем VersaJack со следующими функциональными возможностями: передача цифрового потока PCM (48 кГц) или AC-3, линейный выход для центрального и низкочастотного каналов при воспроизведении 5.1-канального звука, дополнительный выход для головных телефонов, второй стереовход (для четырехканальной записи). Стереоразъемы выходов линейных и головных телефонов; стереоразъемы линейного и микрофонного входов; 15-контактный game/MIDI-порт.

Внутренние разъемы. Разъем CD-in (для подключения аналогового канала от CD-дисковода) типа MPC3 (Molex), разъем Aux-in типа MPC3 (Molex), разъем TAD-in (Telephone Answering Device, разъем для соединения с голосовым модемом) типа MPC3 (Molex), разъем Digital in (32, 44,1 или 48 кГц) для ввода цифрового потока с CD-дисковода.

Драйверы. Microsoft Windows 95/98/Me/2000, поддерживаются технологии DirectSound3D, A3D 1.0, EAX 1.0/2.0, I3DL2, Sensaura MacroFX, MultiDrive и Virtual Ear.

назад


Что такое регионы и как они влияют на DVD-дисковод?

Как правило, DVD-диски жестко «привязаны» к определенной территории (региону). Так, фильм, предназначенный для продажи, скажем, в Германии, невозможно просмотреть на DVD-дисководе, выпущенном для России. Таким образом производители DVD-аппаратуры и дисков, а также деятели киноиндустрии стремятся предотвратить нелегальное перемещение собственности.

Первые DVD-дисководы не имели региональной привязки и обозначались аббревиатурой RPC-1 (Region Protected Code-1). На них можно воспроизводить фильмы, предназначенные для любой зоны, однако начиная с января 2000 г. все дисководы оснащаются привязкой к региону (Region Protected Code-2, RPC-2).

Сейчас весь мир разделен на шесть регионов:

  1. США, Канада;
  2. Европа, Ближний Восток, Южная Африка, Япония;
  3. Юго-Восточная Азия;
  4. Австралия, Южная Америка;
  5. Африка, Азия, Восточная Европа;
  6. Китайская Народная Республика.

Код региона может записываться непосредственно на DVD-диске (сведения об этом, как правило, выносятся на заднюю сторону его коробки); в ПО базового уровня самого DVD-дисковода (firmware); в программных либо аппаратных декодерах.

Код региона был изменен четыре раза, и теперь дисковод необратимо привязан к пятому региону

При запуске диска с региональной защитой программа-плеер и DVD-дисковод сличают код региона, записанный на диске, со своим собственным. Если они совпадают, то диск воспроизводится, а если нет — выдается соответствующее сообщение, и он не запускается.

Дисковод с региональной привязкой позволяет изменить код региона четыре раза. Затем он записывает внутри себя код выбранного последнего региона. Причем может и не иметь значения наличие защиты, встроенной в приложения для воспроизведения DVD-фильмов, поскольку компьютер все равно отдает приоритет тем сигналам, которые идут непосредственно от базового ПО дисковода.

Код региона, для которого предназначен DVD-фильм, обычно выносится на заднюю сторону коробки диска

Чтобы узнать, привязан ли DVD-дисковод к какому-либо региону и сколько еще раз допустимо изменить зону, можно воспользоваться бесплатной утилитой Drive Region Info.

Запретительные меры производителей DVD-дисков и аппаратуры явно неудобны для большинства российских пользователей: ведь многие привозят диски из загранпоездок или покупают в иностранных Интернет-магазинах. Вследствие этого были придуманы различные аппаратные и программные способы взлома региональной защиты, но все же, когда будете приобретать DVD-дисковод, поинтересуйтесь его региональной принадлежностью, а также всегда внимательно читайте надписи на коробках покупаемых DVD-дисков.


Акустические системы VideoLogic DigiTheatre (LC): технические подробности

Колонки
Корпуса: пластмасса.
Общая мощность: 62,5 Вт RMS.
Фронтальные колонки
Два динамика: 10-сантиметровый экранированный средне/низкочастотный и 5-сантиметровый высокочастотный на неодимовом магните.
Импеданс: 4 Ом.
Мощность: 7,5 Вт + 7,5 Вт.
Частотный диапазон: 180 Гц - 20 кГц.
Колонки окружающего звука (surround)
Динамик: 10-сантиметровый.
Импеданс: 4 Ом.
Мощность: 7,5 Вт + 7,5 Вт.
Частотный диапазон: 180 Гц - 20 кГц.
Центральная колонка
Динамик: 8-сантиметровый, экранированный.
Импеданс: 4 Ом.
Мощность: 7,5 Вт.
Частотный диапазон: 140 Гц - 20 кГц.
Сабвуфер
Динамик: 17-сантиметровый, экранированный.
Импеданс: 3,2 Ом.
Мощность: 25 Вт.
Частотный диапазон: 50 Гц - 200 Гц.
Усилитель
Мощность
Общая мощность: 62,5 Вт RMS.
Максимальная выходная мощность: 1000 Вт PMPO.
Чувствительность
Вход DVD: 250 мВ.
Вход AUX: 500 мВ.
Декодер (отсутствует в комплекте DigiTheatre LC)
Разъемы
Входные: цифровые, коаксиальный S/PDIF (RCA) и оптический S/PDIF (Toslink), аналоговый стереолинейный вход (2 RCA).
Выходные: шестиканальный выход на усилитель (прилагается кабель с шестью выходными RCA-разъемами), раздельные (стерео/центральный/surround/сабвуфер) разъемы аналогового выхода (minijack 3,5).
Функции декодера
Dolby Digital 5.1 (AC-3).
Dolby Pro Logic.
PCM стерео.

Акустические системы VideoLogic DigiTheatre DTS: технические подробности

Колонки
Корпуса: дерево, ламинированное пластиком (MДФ).
Общая мощность: 175 Вт RMS.
Фронтальные колонки и колонки окружающего звука (surround)
Два динамика: 8-сантиметровый конический средне/низкочастотный и 1-сантиметровый высокочастотный.
Импеданс: 6 Ом.
Мощность: 4x25 Вт.
Центральная колонка
Динамик: 10-сантиметровый, экранированный.
Мощность: 25 Вт.
Сабвуфер
Динамик: 20-сантиметровый, экранированный.
Мощность: 50 Вт.
Декодер
Разъемы
Входные: цифровые коаксиальный S/PDIF (RCA) и оптический S/PDIF (Toslink), аналоговый стереолинейный вход (2 RCA).
Функции декодера
DTS
Dolby Digital 5.1 (AC-3).
Dolby Pro Logic.
PCM стерео.
Предустановленные режимы Theatre и Hall.

Акустическая система VideoLogic Sirocco Pro: технические подробности

Колонки
Корпуса: дерево, ламинированное пластиком (MДФ).
Общая мощность: 100 Вт RMS.
Сателлиты
Два динамика: 13-сантиметровый экранированный конический средне/низкочастотный HDA (High Definition Aerogel, "фирменная" технология производителя динамиков - компании Audax) и 2,5-сантиметровый тканевый высокочастотный на неодимовом магните.
Мощность: 25 Вт + 25 Вт.
Сабвуфер
Динамик: 20-сантиметровый экранированный конический HDA.
Мощность: 50 Вт.
Усилитель
Питание
Сглаживающий контур: тороидальный трансформатор, 40000 мкФ-конденсаторы.
Мощность
Общая мощность: 100 Вт RMS при 1% THD (Total Harmonic Distortion, суммарный коэффициент гармоник).
Максимальное звуковое давление: больше 110 дБ.
Звук
Частотный диапазон: от 10 Гц до 100 кГц.
Суммарный коэффициент гармоник (THD): меньше 0,01% на 1 кГц.
Отношение сигнал/шум: -90 дБ.
Чувствительность
Линейные входы 1 и 2: 400 мВ.
Входы и выходы
Входы: два стереокоаксиальных (2 RCA каждый)
Выходы на сателлиты/сабвуфер: XLR.
Выход на наушники: minijack 3,5 мм.
АЦП
Разрядность и частоты:
Собственные: 24 бит 96 кГц.
Поддерживаются: 16/18/20/24 бит 32/44,1/48/96 кГц
Звук
Частотный диапазон: 10 Гц - 20 кГц +0,5 дБ.
Динамический диапазон: -102 дБ при 24-битовом сигнале, -98 дБ при 16-битовом сигнале.
Отношение сигнал/шум: -110 дБ.
Входы и выходы
Входы: цифровые 75 Ом коаксиальный (RCA) и оптический (Toslink).
Выход: стереокоаксиальный (2 RCA).

назад


1Диапазон частот, подаваемых на монофонический surround-канал в аналоговых версиях Dolby, имеет ограничение от 100 до 7000 Гц.

назад

2Понятие DD охватывает сразу несколько форматов звука, в частности, в него входят упоминавшиеся нами как аналоговые форматы Surround и Pro Logic, если они закодированы в цифровом виде.

назад

3PCM — обозначение цифрового стереосигнала.

назад