Обилие тестовых пакетов, появившихся недавно на рынке ПО, ставит весьма непростую задачу перед коллективами тестовых лабораторий и рядовыми пользователями. Что, собственно, тестирует каждая из программ и какой из них лучше отдать предпочтение? Как правильно оценить результаты исследований и сделать единственно верный выбор? Насколько точно отдельно взятые показатели характеризуют и производительность системы в целом и ее составляющих? Вопросов здесь, пожалуй, больше, чем ответов.
Выход, предложенный компаниями Intel и AMD некоторое время назад, далеко не оригинален. Тем не менее действенность его проверена на практике, а общие подходы довольно неплохо вписываются в концепцию интегральной оценки производительности новых продуктов. Это касается и самих процессоров Pentium и Athlon, для которых разрабатывались критерии оценок, и компьютеров, спроектированных на их базе. Вкратце суть метода сводится к комплексной оценке поведения тестируемого образца при работе с наиболее часто применяемыми приложениями. Так, Intel для настольных ПК рекомендует офисные и Интернет-приложения, а также мультимедийные задачи общего назначения. Секрета из списков ПО, составляющего тестовый набор, не делает ни Intel, ни AMD (подробнее см. по адресу http://developer.intel.com/performance и http://athlonxp.amd.com/technicalInformation). Наброски их сценариев, казалось бы, доступны любому и ждут лишь грамотной режиссуры. Нужно только вовремя отслеживать появление новых версий соответствующих программных продуктов, корректно распознающих возможности аппаратных средств и максимально использующих их при выполнении реальных задач. Однако на практике все это выглядит уже не столь тривиально. Спору нет, универсальность подхода грандов ИТ-индустрии очевидна. Однако зачастую реальных приложений, способных продемонстрировать всю мощь передового процессора, приходится ждать не один месяц и все это время весьма осторожно относиться к заоблачным показателям заметно постаревших, а иногда и попросту утративших актуальность тестов. Их жизненный цикл сейчас практически совпадает по срокам с началом массовых поставок очередного поколения ЦП и наборов системной логики, графических ускорителей, модулей ОЗУ и прочих компонентов, востребованных рынком. Так что следите за новинками!
Знания — на экран!
Вооружившись наставлениями и рекомендациями разработчиков, мы подготовили существенно обновленный сценарий тестов как раз к моменту появления на рынке очередного набора семейства i845 с поддержкой памяти DDR и интегрированной графикой. Платы с системной логикой на базе i845G стали первыми платформами, на которых мы обкатывали весь цикл представленных в этом обзоре тестов.
Задачи, воспроизводимые каждой из четырех групп тестов, можно с достаточной степенью вероятности отнести к повседневным для машин соответствующего класса. Высокопроизводительные рабочие станции и игровые платформы регулярно сталкиваются с целочисленными вычислениями и операциями с плавающей запятой, обрабатывают в реальном времени аудио- и видеопотоки, формируют наполнение Web-страниц, занимаются рендерингом сцен в САПР и воспроизводят 3D-эффекты в играх. Именно с этой точки зрения и было отобрано ПО, позволившее выявить потенциал современных систем, выполненных на платформе Pentium 4 (частоты системной шины 400 и 533 МГц).
Первые кадры
Первую группу тестов представляют так называемые синтетические тесты, среди которых роль экзаменатора систем по работе с офисными приложениями играет набор PC WorldBench 4 (собственность IDG). Быстродействие видеоподсистемы помогает оценить признанный эксперт по этой части — 3Dmark2001 SE (build 330). Еще один пакет, PCMark2002 Pro (build 100), дает возможность определить производительность дисковой подсистемы, эффективность использования памяти, загрузку процессора, устойчивость системы при выполнении нескольких критических задач, а также производительность и качество 2D-графики (в том числе при воспроизведении DVD). Оба пакета разработаны компанией MadOnion.com, одним из ведущих поставщиков программных продуктов для комплексного тестирования ПК. Стоит отметить, что PCMark2002 (рекомендованная ОС — Windows XP) является для MadOnion принципиально новым продуктом, вобравшим в себя все лучшее от анализатора системных ресурсов XL-R8R и комплекта тестов Video2000. Кроме того, зарегистрированные пользователи программного продукта MadOnion помимо уведомлений об обновлении версий и доступе к FTP-серверу могут получить исчерпывающую информацию о потенциале ПК практически любой конфигурации, загрузив обширную базу данных с сайта разработчика.
Развитие сюжета
Группа тестов, куда вошли популярные аудиоредакторы, помогла определить быстродействие машин, занятых обработкой данных распространенных форматов WAV и MP3. Перед универсальным пакетом Steinberg MyMP3 Pro версии 3.0 (www.steinberg.de) ставилась задача прямого преобразования формата CDDA с музыкального компакт-диска в формат MP3. Параметры кодирования: кодек Fraunhofer, постоянная скорость потока данных (так называемый битрейт) 128 Мбит/c, наивысшее значение качества алгоритма кодирования. Ограничения на допустимую скорость дисковода не накладывались.
Мощный редактор SoundForge 6.0 помог нам оценить быстродействие системы при выполнении трех типовых операций со звуковыми файлами. Пакет производства компании Sonic Foundry, Inc. мы выбрали далеко не случайно. На протяжении уже довольно долгого времени он считается культовым в среде музыкантов и используется многими известными студиями звукозаписи в качестве основного инструмента для обработки оцифрованной музыки.
В начале теста редактор преобразовывал десять треков аудиодиска в формат Microsoft WAV (скорость дисковода — максимальная). Далее один из треков продолжительностью в 5 мин конвертировался в файл формата MP3 (качество алгоритма преобразования — максимальное, скорость потока данных — 128 Мбит/c). Под занавес на наковальню SoundForge попадал 22-минутный трек, переписанный в формате WAV с виниловой грампластинки на жесткий диск. Соответствующему модулю программы предстояло произвести операцию Noise Reduction, вычищая из фонограммы паразитные шумовые эффекты.
Напоследок, закрывая музыкальную тему, мы дали возможность проявить себя еще одному приложению, получившему стараниями Microsoft вполне логичное применение в сфере подготовки аудио- и видеоданных для последующей трансляции в Интернете. Речь идет о Windows Media Encoder (мы использовали версию 7.01.00.3055), которой предлагалось обработать звуковой фрагмент, подготовив его для вещания через скоростные Интернет-каналы. В качестве кодека применялся WM Codec версии 8.0, а среди внушительного разнообразия вариантов преобразований был выбран набор предустановок, гарантирующих качество звучания CD-аудио (коэффициент сжатия файла WMA — 1:10).
Домашняя киностудия
В наши дни никого не удивишь компьютерной графикой в кино и на телевидении. Мощные «силиконы», а с недавних пор и не менее мощные PC просчитывают в реальном времени кадр за кадром, сцену за сценой. Насколько готовы машины на базе Pentium 4 решать такие «тяжеловесные» задачи, как раз и предстояло выяснить следующей группе тестов. В наши планы не входило ставить картину, а вот заняться оцифровкой отснятого на видеокамеру материала, смонтировать из него небольшой видеосюжет для домашнего просмотра, извлечь информацию с диска DVD и поработать с модным нынче DivX — в самый раз!
Итак, по порядку. Предположив, что видеоматериал у нас под рукой, мы загрузили предварительно скопированные на жесткий диск десять самостоятельных фрагментов в популярный видеоредактор VideoStudio 6.0 (разработка компании Ulead Systems). Далее организовали между ними понравившиеся переходы, коих в библиотеке «студии» в изобилии, а для демонстрации режиссерских задатков перед родственниками «накладывали» на каждый фрагмент по фильтру. Процессору оставалось лишь создать из отдельных лоскутков пестрое одеяло видеоклипа без потери исходного качества звукового и видеорядов. Вот вам и первая задача согласно «киносценарию».
Окрыленные признанием собственных талантов со стороны домочадцев, мы решили замахнуться на самого Вильяма Шекспира, благо укрощать строптивый DVD-диск к этому времени уже научились. А разобраться с наследием классика, которое благодарные потомки разместили на круглой пластине диаметром 120 мм, нам помогли два «независимых оператора» — vStrip GUI и FlaskMPEG, проходящие в субтитрах по версиям 08.d и 0.6 соответственно. Мы весьма высоко оценили названных выше коллег по цеху за их умение фиксировать на подручный материал (жесткий диск) информацию, особенно в тех случаях, когда другие пасовали перед трудностями. Подготовив с помощью vStrip файл формата VOB (именно в таком виде хранятся данные на DVD), мы с успехом растиражировали содержание, преобразуя VOB в доступный массам AVI (размер кадра — 720x480 точек, быстродействие — 29,97 кадров/c, частота дискретизации звука — 44,1 кГц, опции Deinterlace Video и HQ Bicubic Filtering — включены, остальное — по умолчанию). Стоит ли напоминать, что подобные пассажи уместны лишь при наличии файловой системы NTFS. В противном случае вам не видать даже «Ники», не говоря уже о пресловутых «Оскарах».
По сюжетной линии 3,5 Гбайт AVI-информации, в которые «уместился» 100-Мбайт видеоролик VOB, недолго пролежали без дела. В работу поочередно включились «агенты и продюсеры» компаний Adobe и InterVideo в лице программ Premiere 6.02 и WinProducer 2.0. Их цели были достаточно просты — запустить творение в широкий прокат, потратив минимум ресурсов. Мы также не стоим в стороне от этих благих начинаний, захватывающих дух... и оставшееся пространство на диске. Для этих целей в помощь Premiere «помощником оператора» назначили кодек DivX 5.01 Pro. Его задача — вписаться в бюджет картины и не выходить за рамки распространенных в народе 700-Мбайт компакт-дисков. Сказано — сделано. Чтобы не искажать формат исходного материала, мы применили для преобразований опции 1-pass quality based и bi-directional encoding (степень сжатия — 1:100). Похожие процедуры выполняет и WinProducer с той лишь разницей, что обходится он исключительно собственными силами (кодек — WinCoder 1.00, формат файла преобразования — MPEG-2, коэффициент сжатия — 1:30).
После внедрения в элитные кинозалы и домашние видеотеатры концептуальной тенденции «видео по запросу» и ее реальное воплощение в лице специализированных видеоканалов постепенно осваивается и на бескрайних просторах Интернета. Лозунг «Кино в массы», как выяснилось, отыскал свое окно и в среде Microsoft. Целевая программа, рассчитанная на ликвидацию кинематографической безграмотности по Сети, оказалась по плечу невзыскательному с виду Windows Media Encoder. Его услугами мы и воспользовались. Картинка размером 320x240 с частотой обновления 30 кадров/с и скоростью потока данных 250 Кбайт/c на «холодных» экранах мониторов вместо благородного холста, вероятно, немало удивила бы братьев Люмьер, равно как и содержание абсолютного большинства модерновых картин, весьма отдаленно напоминающих зрителям о «Прибытии поезда».
Про игры
Писать об играх — дело довольно скучное и малоинтересное. Впрочем, если уточнить, то не про сами игры, а про то, каким образом следует оценивать производительность видеоподсистемы на игровых приложениях. Судите сами. Сначала нужно отыскать хотя бы двух достойных кандидатов, поддерживающих большинство самых современных функций 3D-ускорителей, уже имеющихся в продаже и к тому же таких, на которые не жалко потратить деньги. И все ради того, чтобы проверить, на что способна эта «железка», которая, не торопясь, будет подгружать текстуры самых достойных, с таким трудом отыскиваемых кандидатов и т. д. Затем следует разузнать о существовании соответствующего теста на базе игрового «движка» и по возможности немедленно скопировать его из Сети. Потом, когда разобрались с настройками и все установили, нужно определить приоритетные экранные разрешения, глубину цвета и Z-буфера, параметры сглаживания сцены и требуемые версии API. Если это возможно, то рекомендуется выключить вертикальную синхронизацию и звуковое сопровождение, поскольку они самым пагубным образом влияют на fps (проще говоря — кадры в секунду), столь часто обсуждаемые в некоторых кругах и примыкающих к ним округах. И вот, когда акценты расставлены, когда прописаны все строки инициализации, тщательно отобраны оптимальные режимы и проинсталлированы самые надежные драйверы, вы все равно не сможете насладиться собственно игрой. Вам придется раз за разом наблюдать за однообразным чередованием сцен, которые, вдобавок ко всему прочему, еще и мелькают с невероятной быстротой, а затем по окончании теста нужно будет скрупулезно записывать в сводную таблицу очередной результат для последующего анализа. Каково? Говорят, для некоторых — это повседневная работа. Вы верите?
Перед финалом
В заключение несколько затянувшегося повествования отметим, что объективность любых тестов зависит от того, насколько грамотно составлен их сценарий и насколько тщательно подобрано ПО. Воспроизводимость тестов и повторяемость результатов — гаранты корректного подхода к процедуре тестирования. Доступность для широкой аудитории большинства созданных авторитетными разработчиками программ, составляющих базовый комплекс тестовых заданий (например, их свободная загрузка через Интернет), наиболее действенно поможет достичь истинных показателей и, вероятно, подскажет наиболее эффективный способ определения ошибок. Это же является и показателем открытости организации, распространяющей данную методику испытаний. Похоже на манифест, скажете вы. Собственно, так оно и есть.
* * *
В этой статье мы сознательно не стали публиковать «в твердой» копии подробный отчет о каждой плате. Потенциал любого из протестированных продуктов вполне наглядно иллюстрируют успехи, достигнутые ими при работе с конкретными приложениями. Расстановка сил, получившаяся в итоге, видна по общим характеристикам, сведенным в таблицу.
Широкий спектр задач, с успехом решаемых наборами серии i845, вкупе с устойчивостью систем на базе системной логики с поддержкой DDR дают конкурентам повод лишний раз оценить собственные силы и, возможно, определить приоритеты развития будущих продуктов. Важно лишь правильно сформулировать задачу.
Тестовая платформа и сценарий тестов
При испытаниях плат были использованы следующие компоненты и комплектующие:
- ЦП - Intel Pentium 4, тактовая частота 1,7 ГГц (ядро Willamette, 0,18 мкм-технология, FSB 400 МГц) и 2,53 ГГц (ядро Northwood, 0,13 мкм-технология, FSB 400/533 МГц);
- ОЗУ - 512 Мбайт (Kingston, 2x256 Мбайт, DDR SDRAM; PC2700 и SEC, 2x256 Мбайт, SDRAM PC133);
- жесткий диск - Fujitsu MPG3409AH E, ATA-100, 40 Гбайт (IDE primary master), 7200 об/мин;
- дисковод CD - Ricoh DVD/CDRW MP9200 (IDE secondary master);
- графическая плата - MSI G4Ti4600-VTD (ГП nVidia GeForce4 Ti 4600, 128 Мбайт ОЗУ DDR SGRAM);
- дисплей - Sony Multiscan 420GS, 19 дюймов;
- звуковая плата - Creative SB Audigy Platinum;
- блок питания - FKI FV-300N20;
- ОС - Microsoft Windows Mе и Windows XP Professional (файловые системы FAT32 и NTFS соответственно), API DirectX 8.1, драйверы Intel Chipset Software (версия 4.00.1013), Intel Application Accelerator (версия 2.2.0.2126) и nVidia Detonator XP (версия 30.82).
Перед началом тестирования каждой платы с сервера компании загружалась последняя версия микропрограммы, рекомендованная изготовителем, а затем обновлялся микрокод флэш-памяти и определялись оптимальные настройки BIOS. Перед проведением тестов PC WorldBench оптимизировался Реестр и выполнялась дефрагментация жесткого диска средствами ОС и пакетов Symantec Norton Utilities 2001 и 2002. Во время тестов отключались резидентные программы, а также аппаратные и программные настройки Power Management.
Итоговая оценка (в баллах) определялась на основе нескольких показателей, весовые коэффициенты которых (в процентах) были распределены таким образом:
- офисные приложения - 25;
- мультимедийные приложения - 35;
- стоимость - 15;
- дополнительные возможности и комплектация - 10;
- уровень сервиса и гарантийные обязательства - 15.
Качество технической поддержки оценивалось по информативному наполнению Web-сервера (работоспособная русскоязычная версия, регулярное обновление материалов, наличие раздела «Вопросы и ответы» и «Форум»), оперативность, с которой обрабатывался запрос пользователя, а также возможность прямой загрузки файлов (драйверы, документация, обновления BIOS) c FTP-сервера.