Стремительное развитие цифровых технологий привело к радикальным изменениям на рынке профессиональной аудиоаппаратуры. Сократилось производство двухканальных звуковых плат, постепенно уступая место моделям пользовательского уровня. В то же время появилось больше многофункциональных многоканальных аудиоплат, представляющих собой по сути настоящие студии в одном устройстве. Однако такое обилие возможностей не могло не повлиять на повышение цены оборудования. Вместе с тем очень многим пользователям нужна лишь качественная стереозапись. Именно им предназначена 24-битовая звуковая плата LynxONE для стереозаписи с частотой дискретизации до 96 кГц и работы с цифровыми и MIDI-интерфейсами, снабженная оригинальным механизмом синхронизации. LynxONE получила признание как одно из лучших решений в своем классе. Чем же вызвана такая популярность этого устройства?
Итак, что скрывается в солидных размеров коробке? 24-битовая PCI-плата имеет 187,9 мм в длину и 127 мм в высоту, так что в обычный корпус она умещается без особых проблем. Обладатели нестандартных корпусов и мини-башен могут пережить несколько неприятных минут, связанных с перераспределением шлейфов, проводов и других устройств вокруг столь внушительной «платы расширения». LynxONE выполнена в соответствии со стандартом PCI 2.1, т. е. поддерживает скорость передачи данных до 132 Мбит/с. На задней стенке платы находятся только два разъема D-type:
- 25-штырьковый разъем D-type, к которому подключается входящий в комплект поставки экранированный симметричный кабель длиной 182,4 см с шестью цветными XLR-контактами: аналоговый левый и правый вход/выход и цифровой вход/выход. В большинстве случаев этой длины достаточно для подключения к любому микшеру, что позволяет оценить все преимущества работы с симметричным экранированным кабелем. Разумеется, при необходимости можно использовать стандартные XLR-кабели любой длины.
- 15-штырьковый разъем D-type для подключения также прилагаемого к плате 60,8-сантиметрового кабеля, обеспечивающего функционирование двух независимых MIDI-каналов (вход и выход). Здесь же находятся два специальных Female BNC-контакта для подключения 75-Ом коаксиального кабеля, который, в свою очередь, поддерживает синхронизацию с внешними устройствами. Все кабели снабжены этикетками с информацией об их назначении.
Основные функциональные возможности реализованы в двух кристаллах производства Crystal: CS5360 отвечает за аналого-цифровое, а CS4390 — за цифро-аналоговое преобразование.
К особенностям платы можно также отнести отсутствие встроенного синтезатора MIDI, т. е. для воспроизведения файлов электронного синтезатора MIDI потребуется подключить к MIDI-выходу платы внешний синтезатор. Кроме того, нельзя подключить ни аналоговый, ни цифровой аудиокабель от CD-привода, и для прослушивания звуковых дисков придется либо их предварительно оцифровывать, либо использовать специальные модули расширения различных проигрывателей (например, CD Reader plug-in популярного плеера WinAMP). Все это актуально, если нет возможности применить для таких «бытовых» задач плату пользовательского уровня, с которыми, по уверениям производителя, LynxONE замечательно уживается.
Неменьший интерес представляет реализация поддержки в LynxONE технологий Dolby AC-3 (Dolby Digital) и DTS. Плата может передавать аудиопоток в режиме Non-Audio, эта функция активна при работе как с цифровым интерфейсом AES/EBU, так и с S/PDIF.
![]() |
Звуковая плата LynxONE и поставляемые с ней аудио- и MIDI-кабели |
Если «установка» — это весь комплекс операций от распаковки устройства до начала работы с ним, то плата LynxONE в сравнении с большинством продуктов этого класса безусловный чемпион. Все особенности процесса установки хорошо изложены и в прилагаемой инструкции, и на регулярно обновляемом сервере www.lynxstudio.com. Стоит отметить лишь несколько деталей. Так, производитель рекомендует сначала инсталлировать драйвер для Windows 95/98 и Me и лишь затем устанавливать плату в свободный PCI-разъем ПК. Единственное важное дополнение, уже после выхода платы опубликованное на сайте компании, касается ее работы под управлением Windows NT/2000/XP. Для корректной установки необходимо отключить опцию Plug&Play OS Installed в BIOS компьютера. В противном случае вы столкнетесь с ошибкой распределения памяти.
Плата LynxONE поддерживает разделение адресов прерываний (IRQ) при условии, что и в других устройствах, разделяющих данный IRQ, данная функция реализована корректно. Но прежде чем активировать функцию разделения IRQ, задумайтесь, насколько это целесообразно. Дело в том, что LynxONE использует адрес прерывания достаточно часто (при записи с частотой дискретизации 44,1 кГц плата обращается к этой службе 44 раза в секунду). Таким образом, возникает необходимость по возможности избегать ситуации, когда LynxONE работает на одном IRQ с устройством, активно использующим прерывание (более 200 обращений в секунду). Особенно нежелательно разделение IRQ с USB-концентратором. Больше всего трудностей подстерегает пользователей Windows 2000, Windows XP и Windows .NET. Эти ОС при установке, как правило, идентифицируют компьютер как «совместимый с ACPI» и самостоятельно распределяют все прерывания, стремясь минимизировать количество занятых адресов IRQ. Но для LynxONE под управлением Windows 2000/XP используется драйвер, написанный для системы NT, который не поддерживает стандарт Plug & Play, вследствие чего плата распознается системой ACPI как два устройства (ISA и PCI), занимая при этом один адрес IRQ. Проблемы могут начаться, если Windows пытается «принудить» плату разделять IRQ с некоторыми другими устройствами, плохо для этого подходящими. Мне приходилось сталкиваться с конфликтом, возникшим между платами LynxONE и Creative Sound Blaster Live! 5.1 Platinum. Возможное решение — попытаться управлять разделением прерываний вручную из BIOS или отключать ACPI в той же BIOS. При настройке прерываний в BIOS необходимо учитывать данные таблицы разделения прерываний, имеющейся в инструкции к системной плате.
![]() |
Звуковая плата LynxONE в «Диспетчере устройств» |
Несколько слов о драйвере. Прежде всего это не просто драйвер, а ASIO-драйвер, обеспечивающий работу с очень низкой латентностью (по стандарту ASIO 2.0 латентный период варьируется от 72 до 186 мс при обработке аудиопотока с частотой дискретизации до 44,1 кГц). Данная функция особо заинтересует тех, кто использует клавишные синтезаторы, подключенные к MIDI-порту LynxONE. Для реализации этой возможности необходимо, чтобы ПО поддерживало ее. Впрочем, список программ, поддерживающих данную технологию, достаточно внушителен и включает такие популярные продукты, как, например, Cubase и Nuendo. К прочим важным особенностям драйвера можно отнести качественную программную реализацию «распараллеливания» процессов, что на практике выражается в эффективном использовании многопроцессорных систем и повышенной стабильности работы (отказ или ошибка в исполнении одного процесса не приводит к остановке всей операции, что важно при записи в реальном времени). Использование платы возможно в системах на базе процессоров Intel, AMD и DEC Alpha. Набор функций в драйвере для Macintosh несколько меньше: присутствует поддержка ASIO 2.0, а поддержка работы с MIDI ожидается, по утверждениям производителей, в будущих версиях. Есть приятная новость и для поклонников открытых исходных текстов: при содействии 4Front Technologies создан драйвер для Linux и FreeBSD, доступный на сайте www.opensound.com. Интересно, что он умещается на дискете. На мой взгляд, это говорит скорее о качественной оптимизации кода драйвера, нежели о скромности его возможностей.
Основной инструмент взаимодействия с платой LynxONE — устанавливаемая вместе с драйвером программа LynxONE Mixer. На панели LynxOne Mixer выделяются четыре индикатора мощности входящего и выходящего аудиосигнала по аналоговому и цифровому каналам. Под каждым индикатором расположены кнопки выключения звука (и регуляции громкости) и мониторинга. В правой части панели находятся инструменты управления режимом синхронизации, индикатор активной частоты дискретизации, средства управления «подрезкой» (trim) сигнала, а также сигналом мониторинга. В меню есть еще больший набор важных и интересных функций.
Одно из главных достоинств платы LynxONE — качественная реализация технологии аналого-цифрового преобразования. Плата способна обрабатывать 24-битовый аудиопоток с частотой дискретизации от 8 до 48 кГц. При этом аналоговая система остается очень «тихой», хотя динамический диапазон превосходит 103 дБ. Уровень искажений и шумов низок — приблизительно 0,0025% THD+N (Total Harmonic Distortion + Noise). Запись аналогового сигнала — рядовой случай для небольших студий звукозаписи, где вместо дорогих многоканальных микшеров с цифровыми интерфейсами используются простые одно- или двухканальные аналоговые предусилители. Успех здесь достигается за счет применения 24-битового процессора FPGA (Field Programmable Gate Arrays) I/O собственного дизайна компании Lynx Studio Technology Inc., снабженного 8 Кбайт кэш-памяти. Этот процессор обеспечивает маршрутизацию и буферизацию данных, распределение ресурсов ввода-вывода и связь с локальной системой. Так как и преобразование аудиопотока, и управление ресурсами платы возложено на полнофункциональные процессоры, LynxONE очень нетребовательна к ресурсам. Производитель рекомендует использование процессора не ниже Intel Pentium 166 МГц.
Не уступает в качестве и реализация технологии работы с цифровыми каналами. Цифровой вход/выход LynxONE поддерживает работу как со стандартом AES/EBU, так и с S/PDIF. Выбор цифрового стандарта осуществляется программно в LynxONE Mixer. При этом 24-битовый сигнал обрабатывается с частотой дискретизации уже до 96 кГц. Кроме того, на плате используется специальный генератор синхронизирующих импульсов PLL (Phase Locked Loop), обеспечивающий точную передачу данных независимо от длины передающего провода.
![]() |
Интерфейс программы LynxOne Mixer |
Важная особенность цифрового интерфейса платы — возможность синхронизации. В режиме ведущего или ведомого LynxONE может передавать или соответственно принимать синхронизирующий импульс от трех источников: через внутренний интерфейс (специальный разъем, присутствующий на плате), через внешний интерфейс (BNC-разъемы на MIDI-кабеле, к которым подключается обычный 75-Ом провод), и, наконец, через цифровой вход/выход (синхронизация с любыми устройствами, передающими цифровой сигнал стандарта AES/EBU или S/PDIF). Таким образом, с помощью нескольких плат LynxONE или любых других устройств, поддерживающих механизм синхронизации LynxONE, можно создать полнофункциональную многоканальную студию звукозаписи. На рынке достаточно много профессиональной видеоаппаратуры, замечательно работающей с платой LynxONE, а поддержка частоты дискретизации 96 кГц позволяет без потери качества обрабатывать аудиопоток, «снятый» даже с DVD-систем.
И наконец, несколько слов о MIDI-возможностях LynxONE. Плата оснащена двумя независимыми MIDI-портами (две пары вход/выход), каждый из которых поддерживает до 32 каналов и оснащен 64-байтовым буфером приема и передачи. Функционирование MIDI-интерфейса также базируется на процессоре FPGA I/O, что в сочетании с ASIO-драйвером обеспечивает очень низкую латентность, которая значительно актуальнее при записи с MIDI-клавиатуры. Кроме того, для достижения точной синхронизации данных с MIDI-портом в плате реализована функция CSM (Critical Message Handling), отвечающая за «упаковку» и передачу управляющих команд.
Итак, полнофункциональная 24-битовая плата LynxONE, поддерживающая запись с частотой дискретизации до 96 кГц, различные режимы синхронизации и оснащенная аналоговыми входами/выходами, двумя MIDI-портами, двумя цифровыми AES/EBU-S/PDIF-портами, является цельным и качественным продуктом, давно занявшим достойное место на рынке профессиональной аудиоаппаратуры. Он предлагается за достаточно приемлемую для данного сектора рынка цену от 550 долл., в то время как плата LynxTWO, продолжающая линию LynxONE, стоит не менее 1000 долл. Разумеется, LynxONE не лишена недостатков (в частности, отсутствие оптического S/PDIF-интерфейса). Но если вы ищете профессиональную звуковую плату для решения конкретных задач и вам не нужно, чтобы она умела готовить кофе, то вполне можете остановить свой выбор на LynxONE.
ОБ АВТОРЕ
Иван Зюзин — студент Института стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова, e-mail: emerland@iaas.msu.ru.