«Биржа VoIP» — новое явление на нашем сетевом рынке. Как она создавалась и что может дать операторам IP-телефонии? На вопросы научного редактора журнала «Мир ПК» Михаила Глинникова отвечает директор по развитию сети TARIO.net Борис Сергеевич Болунденков.
— Как возникла идея создания «Биржи VoIP»?
— В середине 90-х годов у тех, кто занимался Интернетом, возникла мысль о передаче по сети голосовых пакетов точно так же, как пересылаются по ней пакеты информации. В результате экспериментов появилась голосовая связь поверх IP-протокола (VoIP). А на профессиональном уровне начало этому положила израильская компания Vocaltec, разработавшая ПО для компьютерных голосовых плат компании Dialogic (сейчас это подразделение компании Intel).
В дальнейшем более совершенное оборудование для узлов голосовой связи по протоколу IP было создано и другими производителями.
К 1997 г. в среде тех, кто интересовался этим оборудованием появились сообщества людей, увлеченных передачей голоса по Интернету и стремящихся создать первые комплексы для использования в качестве операторских станций.
Это явление — возникновение операторских центров IP-телефонии — наблюдалось во всем мире, а высокие тарифы классических телефонистов, особенно на дальние международные переговоры, подстегивали этот процесс.
Мы тоже выбрали IP-телефонию в качестве основного бизнеса и постепенно создали одну из самых больших в России сетей TARIO.net, объединив своих партнеров-операторов на добровольной основе.
В общем, операторы различных сетей в процессе работы между собой стали строить инфраструктуры для организации обмена трафиком. Активную позицию в этом процессе заняли компании-интеграторы сетей. Находясь в центре своих сетей, они фактически управляли потоками трафиков на коммерческой основе и постепенно свою посредническую деятельность развили в проекты «клиринг-хаус». Но мы решили перешагнуть эту ступеньку в развитии.
— Поясните, пожалуйста.
— Такие операторы находятся в середине сети, являются ее интеграторами и за счет этого зарабатывают. Они покупают трафик у операторов, а затем перепродают его уже по той цене, которую сочтут нужной для участников своей сети. То есть функционируют как компании-посредники в чистом виде.
Мы все тщательно посчитали с коммерческой точки зрения и пришли к выводу, что модель посредничества «клиринг-хаус» неперспективна, так как не является обязательным звеном для построения инфраструктуры оказания услуг конечным пользователям. И решили идти сразу на следующую ступеньку развития — создавать «Биржу VoIP». У американцев к тому времени такие торговые площадки уже были, мы больше года там поработали, обмениваясь трафиком, разобрались, как они организованы. Но их технологичеcкая основа нас не устроила.
— Чем?
— Она телефонная. В Нью-Йорке на бирже Arbinet, где и находится торговая площадка по продаже IP-трафика, установлена очень мощная и дорогая телефонная станция, которая осуществляет коммутацию трафиков. Но для этого IP-пакеты сначала преобразовываются в телефонный протокол, а потом, после коммутации, снова в IP-протокол (так называемое тандемное перекодирование). Ведь сама идеология IP-связи основана на том, что идет пакетная коммутация трафика, американцы же используют канальную коммутацию телефонной станции.
— И насколько я понимаю, тандемное перекодирование, как и любое дополнительное преобразование сигнала на пути к абоненту, приводит к снижению качества?
— Да, качество значительно снижается. Поэтому мы решили осуществлять коммутацию сеансов связи между IP-адресами с помощью системы TARIO SoftSwitch. Разработанный нами программно-аппаратный комплекс позволяет установить сеанс связи, закончить его да еще и статистику вести. Система разрабатывалась долго, получилась довольно «накрученная», но теперь она уже работает, и вполне успешно.
— А кто создавал комплекс?
— Специалисты нашей технологической лаборатории. Мы буквально с первого дня существования компании решили, что без собственной лаборатории и толковых разработчиков нам и шагу не сделать, и, в отличие от других компаний, с самого начала технологическому направлению уделяли больше внимания, чем операторскому. Конечно, и у нас есть параллельные подразделения, занятые операторской деятельностью, но основные усилия мы сконцентрировали именно на разработке нового оборудования. В результате вся наша сеть TARIO.net построена не на импортном оборудовании, а на комплексах, которые мы сами разрабатываем и производим. Комплектующие платы для базового компьютера мы покупаем у компании Intel.
— И на каком этапе сейчас проект «Биржа VoIP»? А почему, кстати, название в кавычках?
— Cейчас мы ведем опытную эксплуатацию этого проекта. А кавычки потому, что нам хотелось назвать свой проект каким-то понятным словом, но на самом деле это не совсем биржа в ее классическом понимании.
— Тогда что же это?
— Это торговая онлайновая площадка — ЗАО «VoIP Exchange», на которую могут прийти операторы, увидеть сводку предложений, выбрать, что они хотят, и купить товар — ресурсы для пропуска собственного трафика, скажем, в Америку, Африку, Австралию или по России, причем напрямую, без брокеров. Либо, наоборот, излишки ресурсов продать. Приходит оператор на «Биржу VoIP» и выставляет свое предложение по продаже. Очень похоже на биржу, только посредника-брокера здесь нет.
— А как стать участником биржи?
— Нужно зарегистрироваться и, если вы пришли продать, просто выставить товар, и все. А если купить — необходимо внести залог. Кстати, на летне-осенний период подключение к «Бирже VoIP» бесплатное.
— Расскажите немного подробнее, как строится работа. Допустим, я оператор, хочу купить IP-трафик. Как мне действовать?
— Входите по своему имени и паролю, заказываете нужное вам направление, например Санкт-Петербург, — появляется список из 15—20 операторов. Смотрите цены, выбираете оператора, у которого хотите купить. В динамике видите, как у него покупают трафик, появляются параметры товара: количество звонков на обслуживание, средний коэффициент дозвона; видите, как он обслуживает других операторов, и принимаете решение. Причем напрямую в on-line, без посредников.
— А если я хочу купить трафик, какой должен быть залог?
— Сколько внесете, на столько и купите. А когда деньги закончатся, система сама автоматически вас отключит.
— Как-то все очень просто. А есть ли еще какие-нибудь дополнительные требования?
— Да, но они по большей части технологические и относятся к стыковке. Ведь любое оборудование, например Сisco, Intel, Vocaltec, Lucent, имеет возможность настройки на различные модификации параметров. Мы даем типовой перечень параметров для настройки, как приложение к нашему договору.
— Насколько я понимаю, вы коммутируете разные сети. А если они построены на разном и несовместимом оборудовании?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться немного назад. Без TARIO SоftSwitch работали и раньше, но только внутри своих сетей. А сами сети были, как правило, однородными. Просто перед производителем не стояла такая задача — обеспечить совместимость своего оборудования с устройствами других производителей. В результате оказалось, что у всех сетевое оборудование вроде бы формально поддерживает протокол H.323, но совместно эти сети работать не хотят. Вот мы и создали комплекс, способный сопрягать разночтения реализаций протокола H.323 в различном оборудовании от разных производителей. Наша система все коммутирует и служит как бы переводчиком с одного «окраса» H.323 на другой. Более года мы ее обкатывали, а потом стали подключать даже отдельных абонентов с IP-телефонами или IP-видеотелефонами.
— Давайте вернемся к бирже. Скажите, с технологической точки зрения какие основные компоненты составляют «Биржу VoIP»?
— Основных компонентов три — сетевая биллинговая система с функциями взаиморасчетов (клирингом), SoftSwitch — комплекс по перенаправлению пакетов и организации сеансов между узлами связи, а также интерфейс — для участников биржи.
— А можно немного подробнее о третьем компоненте — интерфейсе? На чем он основан?
— На идеологии заказа, т. е. как показать заказ участникам биржи, какие надо сформировать параметры, характеризующие товар (ценовые, качественные). И как сделать полуавтоматическую выборку по запросу, потому что предложений много и их надо автоматически выстроить по цене или качеству. Начальные параметры: стоимость одной минуты передачи трафика и коэффициент дозвона. Потом, в процессе работы, уже начинает определяться средний коэффициент дозвона по числу реальных звонков, количество звонков, средняя продолжительность разговора. Если разговоры коротенькие — значит, связь плохая. Вся эта статистика формируется автоматически, она открыта, и покупатели ее видят и сообразно с ней принимают решения.
— Что явилось основной трудностью при построении «Биржи VoIP»?
— Потребовалось доработать те продукты, которые мы создавали ранее, например SoftSwitch. Ведь он изначально был рассчитан на сеть TARIO.net, т. е. на обслуживание, допустим, 130 операторов. А количество участников «Биржи VoIP» может исчисляться тысячами. Пришлось резко увеличивать мощности. К тому же требовалось считать не только те комплексы, к которым привыкли, а любое оборудование на основе протоколов H.323 или SIP. Все это потребовало очень напряженной работы. Но мы с нею справились.
— А если к вам приходит оператор с оборудованием производителя, которое не входит в список тех фирм, которые вы объявляли: Сisco, Intel, Vocaltec, Lucent и др.?
— Если это оборудование поддерживает протоколы H.323/SIP, принятые во всем мире, то милости просим. А с настройками мы разберемся.
— Есть ли первые результаты?
— После презентации «Биржи VoIP» на выставке «Связь-Экспокомм» проектом активно заинтересовались, на сайте зарегистрировалось более 200 компаний. Через TARIO SоftSwitch уже проходит трафик — миллионы минут.
— Что биржа дает операторам?
— Представьте себе, что вы хотите что-то купить и идете на рынок. Вам объявляют рыночную стоимость. Ясно, что продавец, как правило, этот товар не производит, он сам его где-то купил по цене, уже более похожей на реальную стоимость. А потом появляются наценки: крупного оптовика, мелкооптового, розничного — глядишь, продукт уже вдвое подорожал.
Мы даем возможность операторам-покупателям напрямую обратиться к операторам-продавцам, хотя следует отметить, что процесс сделки происходит анонимно.
Оператор, работая с «Биржей VoIP», придет к первичной цене — той, что предложил владелец ресурса. Если он говорит, что принимает вас во Владивосток по такой-то стоимости, это значит, никто по дороге никакой наценки не сделает и именно эту стоимость увидят операторы-покупатели. Таким образом, операторы смогут купить товар напрямую и будут иметь большой «запас по рентабельности» по сравнению с конкурентами.
— И к чему это приведет?
— Это приведет к снижению затратной части у операторов. А как следствие, возможно, к снижению тарифов для конечного потребителя.
— Как вы собираетесь развивать проект «Биржа VoIP»?
— Сейчас мы набираем некоторую «критическую массу» участников. Думаю, если эта цифра к концу года достигнет 500, то можно говорить о том, что проект состоялся. Не исключено, что понадобятся некоторые доработки и отладка, связанная с обработкой очень больших потоков IP-трафика. Здесь ведь придется «прогонять» десятки, сотни миллионов минут. И статистика должна за этим успевать. Есть такое понятие в технике — юстировка, т. е. точная настройка. Так вот, мы будем заниматься юстировкой «Биржи VoIP».
С ноября 2002 г. мы планируем плавный переход к промышленной эксплуатации.
В планах также расширение сети региональных филиалов нашей «Биржи VoIP», ведущих самостоятельную торговую деятельность. Например, зачем зря «гонять» трафик, если будут торговать два оператора в одном городе или в cоседних городах? Пусть работают через региональную торговую площадку, которую мы установим на базе нашего действующего партнера. Сейчас таких площадок более 20.
— Как же обеспечить синхронизацию, чтобы все участники торгов были в равных условиях?
— Региональные торги участники будут вести у себя внутри региона, а глобальные останутся на центральной «Бирже VoIP». Для нас не столь критично время принятия решения и вопрос обязательного обеспечения синхронизации, как для реальной биржи с брокерами. На «Бирже VoIP» планируется проводить сессии, пока наметили один раз в сутки.
— А более отдаленные планы?
— В 2003 г. хотелось бы уже работать в составе сети бирж по всему миру.
— Спасибо за беседу. Надеюсь, что торговля трафиком на бирже приведет к более объективному формированию цен на услуги IP-телефонии среди операторов и, как следствие, к снижению цен на международные и междугородные переговоры, а также к росту популярности IP-телефонии среди населения. Успехов вам!