Казалось бы, совсем недавно появилась третья часть популярнейшей саги о Героях Меча и Магии, а компании 3DO и NWC снова порадовали нас очередным выпуском своей игры. Ошеломляющий успех предыдущей части должен был заставить команду разработчиков приложить немало усилий, дабы и продолжение ни в чем не уступало всеми признанному шедевру. Надо сказать, что это им удалось, и мы увидели абсолютно новую серию, принципиально отличающуюся от предыдущих. Но об этом ниже, а пока — несколько слов о сюжете.

Как это ни прискорбно, но мир Эрафии канул в Лету, уничтоженный грандиозным взрывом, вызванным силами тьмы (я всегда говорил, что несанкционированные эксперименты с магией ни к чему хорошему привести не могут). Однако часть населения и несколько Героев успели унести ноги, перебравшись через порталы на благодатную землю мира Аксеот. Но это всего лишь завязка, а подробности вы узнаете, когда просмотрите вступительный ролик к игре, великолепно озвученный компанией «Бука». Далее сюжет развивается в зависимости от выбора кампании, коих предусмотрено шесть. Например, в первой лорд Lysander пытается вырвать созданное им королевство из лап узурпатора, провозгласившего себя единственным потомком могущественного рода. Повествование ведется от лица, не являющегося одним из персонажей игры, но непосредственно участвующего во всех событиях, предусмотренных сценарием. Естественно, остальные кампании также имеют принципиальные отличия и по составу участников, и по построению сюжетной линии.

Как водится, самый животрепещущий вопрос при знакомстве с продолжением любой нашумевшей игры — это изменения. Что касается четвертой части «Героев», то они здесь столь весомы, что поначалу кажется, будто разработчики отошли от основных принципов сериала, заложенных идейными руководителями. Однако это только на первый взгляд — при ближайшем рассмотрении понимаешь, что абсолютно все сделанные преобразования пошли игре на пользу. Во-первых, Герои теперь лично принимают участие в сражении и имеют навыки, влияющие на мощь и умения не только подчиненных им войск, но и на собственные. В то же время армии могут легко обходиться без Героев и путешествовать по карте самостоятельно, правда, в таком состоянии они не имеют права захватывать какие бы то ни было источники ресурсов. Впрочем, любая армия может содержать несколько Героев, каждый из которых будет мощной боевой единицей, особенно если его хорошенько натренировать. Во-вторых, в игре появился «туман войны», скрывающий перемещения противника и создающий определенный эффект внезапности: «Господа Герои, не оставляйте свои замки без присмотра».

В-третьих, описание всех изменений все равно не поместится на этих страницах, поэтому я предлагаю вам самим, уважаемые читатели, исследовать очередной шедевр NWC. Вас ждут замки новых типов, незнакомые монстры, новые Герои, неизвестные артефакты и бонусы. Не стесняйтесь «копать» глубже — сюрпризы ждут вас везде. Скажем, то, что при движении по диагонали во время боя юниты тратят в полтора раза больше очков хода, заметно не сразу, а лишь после прочтения соответствующей литературы. Или, например, знаете ли вы, что успех такой атаки медуз, как «превращение в камень», уменьшается с увеличением уровня юнита, против которого она (атака) проводится. И подобных чуть завуалированных мелочей в игре масса.

Наверное, излишне говорить, что игра стала еще красивее в плане графики. Ликуйте обладатели 19-дюймовых мониторов — «Герои 4» поддерживают разрешение экрана до 1280x1024 точки.

В заключение немного «поругаю» разработчиков: подобные игры надо выпускать ближе к зиме, а не к лету, ибо сейчас без загара, наверное, осталась вся играющая часть населения планеты.


Герои Меча и Магии 4

Системные требования: Pentium II-300 МГц (рекомендуется Pentium III-600 МГц), 128-Мбайт ОЗУ (рекомендуется 256-Мбайт), видеосистема, поддерживающая разрешение 800x600 точек при отображении 65 536 цветов, 750 Мбайт свободного дискового пространства, 4Х-дисковод CD-ROM (рекомендуется 8Х). Программа работает в среде Windows 98/2000/Me/XP.
Разработка: New World Computing
Локализация и издание: «Бука»