В «Мире ПК» начало нового компьютерного года уже давно связывают с открытием первой осенней специализированной выставки в Москве. Мы даже предлагали узаконить эту дату как официальный государственный праздник компьютерщика, но пока наша инициатива не нашла поддержки в Думе. Однако данная идея все более прочно овладевает широкими массами околокомпьютерной общественности, и мы надеемся, что она будет услышана.
«Для каждой ИТ-компании SofTool как Новый год — ее ждут, к ней готовятся и припасают самое лучшее» — такое мнение можно было услышать на выставке и даже прочитать в пресс-релизах некоторых компаний.
Но прежде чем говорить о новинках, подарках и сюрпризах — несколько слов о выставке в целом.
Растут ряды участников
Действительно, положительная динамика, как говорят в таких случаях, налицо. Число участников, по данным организаторов выставки, выросло и составило 264 фирмы, 30 из них выставлялись впервые. В основном это компании, занимающиеся системами управления предприятием разного уровня, консалтингом и САПР.
Четко обозначилась и такая интересная тенденция — если раньше на компьютерных выставках мы чаще видели известные западные торговые марки, на части стендов которых присутствовали российские партнеры, то на SofTool 2002 на некоторых стендах известных российских фирм экспонировались их западные поставщики. Это говорит о том, что, с одной стороны, выставка становится катализатором развития российских брэндов на рынке информационных технологий, а с другой — известные западные компании начинают рассматривать SofTool как арену борьбы за наш рынок.
Насыщенная программа научно-практической конференции «Информационные технологии в России» в этом году пополнилась такими актуальными тематиками, как «Системы информационной безопасности в корпоративных сетях» и «Методы и средства комплексной автоматизации промышленных предприятий». В рамках SofTool уже второй год проходит выставка «САПР?экспо» со своей секцией «Автоматизация проектирования и подготовки производства».
А теперь пройдемся по стендам и посмотрим, что же за «новогодние подарки» нам приготовили.
Главное направление развития?
На выставке SofTool 2002 свои достижения представили все отечественные разработчики правовых систем: «Гарант», «Кодекс», «КонсультантПлюс» и «Референт». Их основные продукты — справочные правовые информационные системы — развиваются в сторону повышения качества и расширения спектра предоставляемых услуг. Новые технологические решения не только ускоряют поиск информации, но и позволяют отобрать из нее ту, что по смыслу близка к запросу. Этому весьма способствовала продолжающаяся специализация правовых систем. «Гарант» теперь выделяется в налоговом, бухгалтерском и государственном законодательстве. «Кодекс» прочно обосновался в области строительных и управленческих документов. «КонсультантПлюс» хорошо себя чувствует в юридической и государственной областях, «Референт» — в фармацевтической.
Технологические же успехи связаны прежде всего с повышением производительности систем за счет совершенствования баз данных. Например, используемое в системе компании «Гарант» индексирование информации опирается на стандартную структуру правовых законов, что сокращает время поиска и повышает релевантность его результатов.
Вот только некоторые из новинок.
Компания «КонсультантПлюс» подготовила компакт-диск «Налог на прибыль и НДС» c подборкой правовых актов федерального уровня, касающихся исчисления и уплаты налога на прибыль и НДС. Особую ценность для специалистов представит собрание всех кодексов РФ с комментариями.
Системы информационной поддержки принятия решений также стали реальностью. Компания «Гарант» приготовила бухгалтерам к выставке сюрприз — «Практическую энциклопедию бухгалтера». Это электронная версия бератора (энциклопедического издания с заменяемым содержанием, где каждая статья помещена на отдельную страницу и при появлении новых законов просто вставляются новые листы). Она выполнена на основе технологии системы «Гарант» с гиперссылками и удобными поисковыми регистрами. Объем материалов — более 2300 печатных страниц.
А «Кодекс» в виде поощрения пригласил на стенд своих лучших дистрибуторов из разных городов. Впервые здесь продемонстрировали и новую версию — «Кодекс 5.0», снабженную простым интеллектуальным поиском, отбирающим информацию по произвольному запросу во всех установленных разделах. Кроме того, в пятом поколении появились защита — привязка к BIOS компьютера и к электронным ключам HASP — и подсистема «Кодекс-обучение».
Идея и воплощение
Опубликовав в 1998 г. статью В. В. Насыпного, тогда члена-корреспондента Военной академии наук («Мир ПК», №4/98, с. 68), мы отошли от своего принципа — не рассказывать о новых технологиях, на воплощение которых нельзя взглянуть своими глазами. Но уж больно невероятными и впечатляющими были теоретические результаты! И вот на выставке SofTool 2002 научно-производственная фирма «СТОКОНА» (www.stocona.ru) продемонстрировала антивирусную программу Stocona Antivirus 2.0 для MS Office 97/2000/XP. В ее основе лежат революционные идеи, изложенные в работах В. В. Насыпного, являющегося ныне директором по науке этой фирмы. Она обеспечивает обнаружение всех программных закладок и макровирусов, написанных на VBA, VBScript, JScript, — как известных, так и тех, которые еще не созданы. И поэтому для нее не нужно постоянное обновление баз сигнатур, на котором ныне зиждется антивирусный бизнес. Для Stocona Antivirus их заменяет база знаний.
На том же принципе стохастического кодирования информации основана и интеллектуальная поисковая система Stocona Search, основное отличие которой от известных поисковых машин заключено в критериях оценки релевантности текстовой информации. Она подсчитывает не количество найденных ключевых слов и их взаимное расположение, а близость деревьев семантических связей слов в запросе и в документах.
Новые криптографические продукты
Компания «ЛАН Крипто» показала на выставке четыре своих разработки. Цифровой сейф «Индис» позволяет программным путем организовать защиту электронных документов на клиентском месте и сервере. При этом пользователь сам создает число — код доступа или «ключ» к сейфу, которое сохраняется на различных носителях: дискете, смарт-карте, таблетке памяти, ключе-токене и т. п.
Программа «КриптоОфис» предназначена для удобной криптографической защиты файлов и почтовых сообщений на ПК. Эти функции выполняются автоматически после установки пакета из трех программ.
Библиотека разработчика «КриптоБанк» позволяет создателям систем электронных платежей, документооборота, торговли, корпоративного управления и почты включать в свои программы функции аутентификации и защиты данных. В состав библиотеки входят модули цифровой подписи и шифрования данных, управления ключами, работы со стандартными форматами, такими как X.509, PKCS и др., а также с хранилищами сертификатов. Библиотека сертифицирована в Единой государственной системе сертификации России.
Последний представленный продукт, «КриптоТраст», — технология управления цифровыми сертификатами, основанная на международных стандартах, которая обеспечивает совместимость с инфраструктурой открытых ключей (PKI) ведущих мировых производителей, реализует функции, необходимые для создания, управления и использования цифровых сертификатов и прикладных решений. Программные компоненты продукта включают клиентскую часть, а также центры регистрации и сертификации.
Что нового у переводчиков
Компания «ПРОМТ» для организации многоязычного корпоративного документооборота предложила сетевую версию программы PROMT NET XT, использующую интеллектуальный механизм самообучения системы перевода на основе ассоциативной памяти.
Был также показан шестой выпуск «Коллекции специализированных словарей» для систем перевода PROMT XT Family, содержащий словарные базы для перевода с русского на английский, немецкий и французский языки и обратно.
Российская СУБД
Компания «Релэкс» продемонстрировала информационно-аналитическую систему «Невод», созданную на базе собственной, хорошо известной СУБД «Линтер» 6.1 и отвечающую всем современным требованиям к продуктам такого типа, а также Linter Application Builder 2.1 (LAB) — кроссплатформную графическую среду разработки приложений.
Для оперативной связи с клиентами и решения текущих вопросов по эксплуатации ПО предлагалась система Ticket Tracking, по существу являющаяся программным интерфейсом, позволяющим официальным пользователям через Интернет напрямую обращаться к разработчикам. Кроме этого компания «Релэкс» предложила свои новые достижения по разработке систем дистанционного обучения и программный пакет «Электронная книга». Но пока она делает лишь начальные шаги на этом многотрудном пути.
Новые образовательные продукты
Известная компания «Физикон» представила на выставке три полных мультимедиа-курса по физике, химии и астрономии версии 2.5. Это популярные у пользователей продукты, помогающие в образовательном процессе. Их отличает не только хорошая реализация, но прежде всего сильная содержательная сторона. Полнота курсов в достаточной мере отвечает требованиям школьной программы. Щадящие запросы к конфигурации ПК гарантируют возможность их широкого использования.
Интрига выставки
Стенда с таким названием не было в экспозиции. Но вокруг экспонентов, демонстрировавших системы автоматизации деятельности предприятий, то и дело можно было слышать разговоры о приобретении Microsoft одной из ведущих мировых фирм-разработчиков таких продуктов — компании Navision. В них звучала озабоченность тем, что это подразделение, взбодренное маркетинговым и финансовым потенциалом нового хозяина, начнет активные действия на российском рынке систем для малых и средних предприятий. Не успела выставка закончиться, как появились многочисленные тому подтверждения.
Управлять содержимым
Ветеран выставки фирма «Алтер-Вест» представила новую версию системы управления контентом UlterSuite. Это инструмент для динамического изменения информации на Web-сайте без привлечения программистов. С его помощью можно создавать там различные разделы и не только наполнять их содержанием, но и управлять форумами, досками объявлений, ответами на вопросы, группами пользователей.
UlterSuite — открытая система. Ее типовые модули могут быть заменены другими, более полно отвечающими потребностям конкретного предприятия. Один из таких модулей был продемонстрирован на выставке. Система UlterShop позволяет создавать Интернет-магазины для розничной или оптовой торговли штучными товарами. Информацию для торговли можно готовить вручную либо загружать каталоги товаров и другие документы, созданные в программах Excel или «1С:Предприятие».
Софтулийские игры
В этом году игры пережили второе рождение. Соревнования проходили в два этапа. На первом, долгоборье, редакцией журнала «Мир ПК» в рамках олимпийской программы премии «Эвридика» (см. № 7/02, с. 101) были предложены две задачи, которые требовали «домашнего» обдумывания, тогда как второй этап состоял из ряда блиц-турниров, прошедших прямо на выставке. Рабочие места для этих напряженных состязаний смело предоставила фирма Desten Computers.
В первый день прошел конкурс на решение Интернет-головоломки, задание было предложено компаниями ITSoft и TimeOnLine. Его выполнение потребовало от участников смекалки и знания Web-технологий. Победителем был признан аспирант факультета защиты информации РГГУ И. Сокол. Желающие попробовать свои силы могут найти это задание по адресу http://itsoft.ru/puzzle.
На второй день состязались любители компьютерных игр. Организаторами данного конкурса выступили московский детский клуб «Компьютер» и журнал «Домашний компьютер». Используя программу «Конструктор 3D-игр» компании «МедиаХауз», участники должны были разработать «несложную, но красивую и увлекательную игру с оригинальным сценарием». Победителем был объявлен московский одиннадцатиклассник Андрей Караванов. Однако жюри осталось недовольно низким идейным уровнем разработок.
В третий день участники пробовали свои силы в выполнении задания, предложенного компанией «1С». Оно заключалось в проведении финансового анализа с помощью продукта «1С:Предприятие». Победу одержал ИТ-сотрудник одной из фирм Александр Фокин, который, к удивлению жюри, не является пользователем данного продукта.
Четвертый день был отдан проведению психологического тестирования всех желающих в рамках проекта «1С:Телетестинг» с помощью профессиональных и личностных тестов центра «Гуманитарные технологии». Студент МГТУ им. Н. Э. Баумана Владислав Свяжин был удостоен специального приза «За волю к победе» как активный участник всех блиц-конкурсов.
На торжественной церемонии награждения были отмечены и победители долгоборья. Первым стал Василий Юдинцев, инженер ЦУПа из города Королев, а второе место занял аспирант МГТУ Станкин Виктор Одинцов. Все победители получили призы.
Управлять персоналом
Известно, что системы управления персоналом бывают разные. Много таких, которые ведут функции «посмертного» учета — регистрацию уже совершившихся действий. Компания «ИНЭК» впервые предложила инструмент для директора по кадрам — автоматизированную систему «ИНЭК-персонал». В чем же ее «изюминка»? В эту систему введены блоки, позволяющие увязать управление персоналом с целями и стратегией предприятия. С помощью «таблиц кадровой политики», регламентирующих всю деятельность фирмы в данной области, можно выявлять планово-фактические отклонения от утвержденных базовых показателей и оперативно маневрировать трудовыми и финансовыми ресурсами. «ИНЭК-персонал» поможет в любой момент сравнить план, бюджет, отклонение и факт и провести динамическое распределение средств между структурами. Система позволяет составить несколько штатных расписаний, из них выбирается одно — рабочее.
При описании отдельных штатных единиц «ИНЭК-персонал» выделит определенный набор требований к кандидатам и автоматически опубликует вакансии на сайте компании. Заполненные претендентами предложения по Интернету сразу попадают в общую базу данных системы, с которой затем работает менеджер по кадрам.
Еще одна особенность системы — интеграция с пакетами управления проектами, в настоящее время — с MS Project. Она поможет руководителю выяснить, насколько загружен тот сотрудник, которого он планирует к участию в проекте.
Документооборот в коробке
Рынок предприятий малого и среднего бизнеса наиболее динамичен. У него свои требования к продуктам — «коробочность», легкость в настройке и невысокая цена. На выставке нашлись и такие решения.
Вторую версию системы «Евфрат-Документооборот» продемонстрировала компания Cognitive Technologies. Специалисты фирмы считают, что этот тиражируемый пакет по технологии внедрения близок к бухгалтерским программам «1С». Типовое решение, имеющее все настроенные компоненты документооборота, дополнено инструментарием, позволяющим пользователю самому учитывать специфику своей организации.
Но это не язык, как в «1C», а, по утверждению разработчиков, довольно удобное и интуитивно понятное интерфейсное приложение, с помощью которого можно произвести все настройки. В продукте использованы технологии морфологического анализа текста, встроенные средства обеспечения сканирования и распознавания объектов.
Кроме того, «Евфрат-Документооборот» дает возможность пользователям формировать индивидуальные маршруты прохождения и обработки документов.
Система открытая — разработчики предоставляют API, что позволит компаниям-интеграторам самостоятельно разрабатывать новые модули под специфику своих клиентов.
Выбросите свой карманный переводчик ...
... если у вас есть КПК. Почему? Компания ABBYY предложила новинку — словарь Lingvo 8.0, который работает как на ПК, так и на карманных компьютерах типа Pocket PC. Содержащиеся в нем 42 словаря и пять разговорников помогут перевести наиболее употребительные фразы на английский, французский, немецкий, итальянский и испанский языки. Причем в словарные статьи, а их 2, 4 млн., включены подробные толкования, грамматические комментарии и примеры употребления. Можно посмотреть варианты перевода в разных словарях. А перекрестные ссылки между словарными статьями позволят при необходимости «углубиться» в перевод. Теперь на КПК вы сможете создавать и собственные словари.
Самый большой начальник — это ...
... потребитель. Как получить и удержать клиента? Конечно, здесь на первом месте — мастерство менеджера по продажам. Но что может помочь ему в его нелегком труде? Специалисты компании «Про-Инвест», известной на нашем рынке своими аналитическими компьютерными системами, помогающими в управлении бизнесом, анонсировали на выставке вторую версию Sales Expert 2.0 — инструмента для организации продаж и управления ими. Пакет дает возможность руководителю в любой момент получить точные данные об объемах продаж, представленные по подразделениям, менеджерам, товарам, регионам или отраслям. Система позволяет вести учет истории работы с каждым клиентом — от первого контакта до оплаты и поставки товара. В отличие от первой версии, Sales Expert 2.0 имеет конфигуратор для подстройки системы под специфику конкретной организации. Ко времени проведения выставки уже был разработан сертификационный курс и набрана первая группа тех, кто будет осваивать предложенный инструментарий.
Программы для работы
Согласно результатам наших опросов (cм. «Мир ПК», №7/01, с.61), программы компании «Фолио» в номинации продуктов для складского учета были на втором месте, уступив только пакету «1С:Торговля и склад». Нам было интересно узнать причины такой популярности. На стенде специалисты пояснили, что комплекс «Фолио-купец» — далеко не один складской учет. Это полная система автоматизации финансового учета в торговле, которая также решает многие производственные задачи. А один из его модулей, «Фолио WinСклад», предназначен для ведения торгового и складского учета, анализа информации о продажах, отслеживания истории оплаты каждого товара и др.
На выставке впервые показывали версию «Фолио WinСклад 8.0 Проф» — в нее к перечисленным выше функциям добавлен полный набор возможностей учета движения товара по местам хранения. Поддержка устройств считывания штрих-кодов позволит полностью отказаться от использования внутренних бумажных документов.
Еще одна новинка — «Фолио CRM» — модуль управления взаимоотношениями с клиентами.
Еще о складах
Компания «Инфо-Бухгалтер», известная на рынке вот уже десять лет своей одноименной программой для автоматизации ведения всех разделов бухгалтерского учета, анонсировала на выставке новый продукт «Инфо-Склад». Когда эта статья увидит свет, он должен будет уже появиться в продаже.
Программа «Инфо-Склад» предназначена для автоматизации торгового и складского учета оптовых и розничных торгово-промышленных предприятий. По мнению разработчиков, ее отличает очень хорошая масштабируемость.
«Бизнес — как самолет: если не летит, то падает»
А в нашей стране изменения в бизнесе происходят особенно быстро, люди учатся на ходу. В таких условиях система автоматизации просто обязана быть очень гибкой, следовать за развитием предприятия, расширяться или, наоборот, сужаться в соответствии с его динамикой, считают специалисты компании «Сoфт-Вест».
На выставке они предложили ряд решений для комплексной автоматизации управления на основе прикладной платформы «ДОМИНО». Здесь были представлены системы для розничной и оптовой торговли, сферы досуга — центров развлечений и кинотеатров. Например, комплекс для продажи билетов в кинотеатре, где кассир работает за терминалом с графическим планом зала, на котором ценовые зоны выделены цветом, а билеты печатаются автоматически (кинотеатры «Киномир», «Матрица», «Киноплекс»).
Предлагалось также решение для автоматизации оперативного учета на предприятиях быстрого питания, в барах и кафе — программа «Фаст-фуд».
Единство платформы позволяет объединять различные пакеты, например, можно «Фаст-фуд» встроить в решения для «Центра досуга», или для «Торгового дома», что и позволяет учитывать специфику и динамику бизнеса заказчика. Ну а поскольку, по мнению специалистов «Сoфт-Вест», «в России двух одинаковых предприятий не бывает» — поле деятельности тут открывается обширное.
Ближе к производству
Компании, разрабатывающие системы комплексной автоматизации, обращают все более пристальное внимание на промышленные предприятия. Это и понятно, ведь в этом секторе появились деньги. Но для успешной работы с такими клиентами необходимо развивать не системы автоматизации «учетного» характера, а то, что принято называть MRP II. И на выставке мы явно увидели движение именно в эту сторону.
Компания «Парус» предложила систему управления «Парус 8.5». В ней появились новые блоки: «Ремонтные работы», «Управление производством» и «Управление персоналом». Модуль «Управление производством» включает технико-экономическое планирование, учет фактических затрат, калькуляцию себестоимости и производственный учет. А блок «Управление персоналом» призван удовлетворить в полном объеме потребности кадровой службы и планово-экономического отдела, причем с учетом отраслевой специфики. Все новые модули реализованы в архитектуре «клиент—сервер» на базе Oracle-технологий.
Компания «Галактика» объявила о выходе новой версии системы «Галактика-Производство». По утверждению разработчиков, в ней реализована концепция MRP II. «Галактика-Производство» даст возможность грамотно планировать производственную деятельность, контролировать издержки и эффективно управлять себестоимостью. Она должна обеспечить руководству предприятия своевременную и достоверную оценку планируемого и фактического результата деятельности предприятия. А достичь этого предполагается за счет того, что в едином информационном пространстве будут решаться задачи технической подготовки производства, расчета себестоимости, управления заказами, планирования и учета затрат. Уже есть заводы, где ведется внедрение системы. Их названия пока не афишируются, но известны отрасли: мебельная, деревообрабатывающая, пищевая, химическая и машиностроение.
Создать тиражное решение
Именно по этому пути пошли в компании Columbus IT Partner, на стенде которой предлагался пакет стандартных решений на базе Microsoft Navision Axapta 2.5. Эти системы предназначены для автодилеров, распределительных центров, аналогичных сети магазинов «Перекресток», и для управления цепочками поставок в сфере торговли нефтепродуктами.
Такая система внедрена, например, в крупнейшей розничной сети «Техносила», специализирующейся на продаже электроники и бытовой техники.
Было автоматизировано ведение сложных логистических цепочек по закупке товара, штрих-кодирование с использованием кодов как производителя, так и продавца, обеспечено автоматическое формирование цепочек документов по перемещению товара между юридическими лицами холдинга.
Надо сказать, что Columbus IT Partner — единственная в России компания, которая может работать со всеми тремя продуктами Microsoft: системами Axapta, Concord и Attain.
* * *
Конечно, всех новинок, представленных на SofTool, не перечислишь. Но не только широким спектром новых продуктов замечательна эта выставка, а еще и удивительно доброжелательной атмосферой, в чем немалая заслуга организатора — компании «ИТ-Экспо». В заключение можно смело сказать, что Новый год по-SofTool?ийски удался.