Помните, мы писали о человеке, который долгие годы каждый день фотографировал свое лицо (см. «Мир ПК», №7/01, с. 60)? Мы тогда решили проделать нечто подобное с рынком делового ПО, руководствуясь данными блиц-опросов, проводимых нами на выставках.
Итак, продолжаем «фотографировать» выбранный объект, чтобы сравнить получившуюся картину с фотографиями прошлых лет (см. также «Мир ПК», №6/2000, c. 96) и определить, как он изменяется с годами. Сразу можем сказать, что, в отличие от большинства человеческих лиц (если не брать в расчет представительниц нашей эстрады), «лицо» у нас на снимках год от года становится все моложе. Но не будем забегать вперед.
Блиц-исследование на выставке «Бухучет и аудит 2003» собрало 163 анкеты. По-прежнему большинство посетителей этой выставки — женщины (56,4%), и хотя вопрос о возрасте мог показаться бестактным, мы все-таки включили его в свою анкету. Анализ ответов на него и позволил сделать вывод о том, что выставка помолодела. Теперь молодежь студенческого возраста составила практически треть опрошенных. И произошло это в основном за счет увеличения числа посетительниц — студенток экономических вузов. Некоторым из них посоветовали сходить на выставку их преподаватели, но многие пришли по собственной инициативе. Думаю, это закономерный результат активной работы фирм—производителей делового ПО с вузами. Деятельность эта продолжает расширяться и приобретает все более целенаправленный характер, практически у всех крупных производителей делового ПО приняты специальные образовательные программы по работе со студентами. Так, например, ПО «1С» используется в учебном процессе и научной работе более чем в 1400 вузах и других образовательных организациях.
Кто же пришел на выставку? Еще более, по сравнению с прошлыми годами, увеличилась доля бухгалтеров и, как уже отмечено выше, очень заметно выросло число студентов экономических специальностей. Доли же специалистов в области построения информационных систем, лиц, принимающих решения, и программистов остались примерно на прежнем уровне.
Профессиональный состав респондентов |
Общее число ответов (201) превышает количество опрошенных, потому что некоторые отнесли себя сразу к двум категориям — например, специалист и в сфере бухгалтерии, и в области аудита.
Что популярно?
Распределение респондентов по возрасту на выставке «Бухучет и аудит 2003» |
Здесь, как и ожидалось, без перемен. Бесспорным лидером оказалась «1С:Бухгалтерия 7.7». Да, как и раньше, изредка можно было услышать замечание, что эта программа «самая популярная, но не самая лучшая», но в данном вопросе нас интересовала именно популярность продуктов. Второе место по-прежнему прочно занимает программа «БЭСТ 4.хх» компании «Интеллект-Сервис», на третьем — «Турбо бухгалтер 6.7», разработка ДИЦ (Долгопрудненский исследовательский центр). Лидерство в известности систем управления предприятием перешло от cистемы «Галактика» к «1C:Предприятию 7.7» — теперь они поменялись местами. На третьем месте SAP R/3. Вы можете спросить: как же так, ведь это продукты совершенно различных «весовых категорий»? Конечно, вы правы, но такой результат — вполне закономерное следствие ориентации «1C» на автоматизацию именно массового рынка и популярности продуктов этой компании на нем.
В категории правовых информационно-справочных систем лидером остается «КонсультантПлюс», однако его отрыв от главного конкурента — системы «Гарант» — существенно сократился. Полагаю, это объясняется целым рядом серьезных шагов, которые предприняла компания «Гарант» для продвижения своей системы на рынок. Так, в системе «Гарант» за истекший год значительно увеличилось число консультационных материалов, расширена электронная версия бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера», начала работать система бесплатных семинаров для пользователей «Гаранта», активно велась работа с вузами — так что результат вполне закономерен. Система «Кодекс» по-прежнему занимает третье место, хотя и значительно отстает от первых двух. Причем многие пользователи отмечали, что предпочитают в практической работе использовать обе системы — и «КонсультантПлюс», и «Гарант» — по их словам, «для полноты и надежности».
Наиболее известной программой в номинации продуктов для бизнеса-планирования—аналитики посетители назвали «1С:Консалтинг» компании «1С», затем идут продукты фирмы «ИНЭК» и далее «Галактика-Zoom» — поисково-аналитическая система для руководителей, разработанная компанией «Галактика».
Если же говорить о системах автоматизации складского учета, то здесь на первом месте остается «1С:Торговля и склад». Ведь большинство опрошенных используют систему «1С:Предприятие 7.7», одним из компонентов которой и является продукт «1С:Торговля и склад». Естественно, вполне логично, ведя бухгалтерский учет на «1С:Бухгалтерии 7.7», использовать продукты той же компании и для складского учета, тем более что они поставляются в рамках единой системы. На втором месте по популярности — программа «Фолио WinCклад» фирмы «Фолио», на третьем — программы собственной разработки.
Не обошли мы вниманием и системы автоматизации документооборота: на первом месте Lotus Notes, на втором — Documentum, третье место — у системы «Евфрат-Документооборот» фирмы Cognitive Technologies. Но это — по известности на нашем рынке делового ПО. Что же касается практической работы, то многие респонденты отмечали, что им для решения задач по работе с документами, особенно в небольших организациях, вполне хватает cтандартных средств MS Office.
Популярность бухгалтерских программ |
Популярность систем управления предприятием |
Популярность правовых информационно-справочных систем |
Бухгалтерские программы, установленные на предприятии |
И что используют?
Конечно, популярность на рынке — фактор, безусловно, очень важный, на ее достижение направлены усилия маркетологов всех компаний, продвигающих на рынок делового ПО свои разработки. Но не менее, а, пожалуй, даже более важный показатель — какие программы практически используются на предприятиях. Что толку, если я, например, считаю данный продукт самым популярным, но не признаю его лучшим или просто не в состоянии его приобрести из-за высокой цены? Итак, посмотрим, что же выбирают для практической работы, за что «голосуют деньгами».
Здесь в результате обработки данных опроса получилась следующая картина.
«Фотография» показала, что по сравнению с предыдущими снимками еще более укрепились позиции «1С:Бухгалтерии 7.7», второе место по-прежнему занимает «Инфо-бухгалтер 8.3», а вот на третье поднялся продукт «БЭСТ 4.хх» компании «Интеллект-Сервис», вытеснив оттуда бухгалтерскую программу «Парус».
Довольный бухгалтер-пользователь — мечта разработчика, внедренца да и ИТ-специалиста, который занимается обслуживанием и поддержкой бухгалтерских программ на предприятии. Никто не пристает с претензиями, что вот, мол, опять не работает, не надо ночевать на предприятии при сдаче баланса и лихорадочно доводить до ума ту или иную функцию в генераторе отчетов. Поэтому всем участникам нашего опроса, кто работает с той или иной бухгалтерской программой, предлагалось оценить, насколько они удовлетворены тем продуктом, с которым имеют дело. Для этого требовалось в опросном листе выбрать один их трех ответов: «Да», «Не полностью» или «Нет» по каждому из трех основных параметров: «Возможности программы», «Качество документации» и «Качество сервисного обслуживания».
Бухгалтеры оказались очень активными, заполнив практически все анкеты; буквально в единичных опросных листах были ответы не на все три вопроса — это относится к фирмам, использующим бухгалтерские программы собственной разработки, где сервисное обслуживание осуществляется своими силами.
Удовлетворены ли вы (Интегральная оценка): |
Основной вывод можно сделать такой: по сравнению с предыдущими годами степень удовлетворенности бухгалтерским ПО у пользователей повысилась, стало меньше (хотя и раньше их было немного) претензий к функциональным возможностям бухгалтерских программ и качеству документации. Если же говорить о качестве сервисного обслуживания, то число претензий здесь хотя и невелико, но, к сожалению, осталось на прежнем уровне. Так что задача по воспитанию армии специалистов, способных обеспечить эффективное внедрение и поддержку предлагаемых решений, не утратила актуальности для производителей бухгалтерского ПО.
Вероятно, результаты нашего опроса покажутся некоторым специалистам спорными, особенно в отношении систем управления предприятиями и программ для бизнеса-планирования—аналитики. Предваряя возможные вопросы, я хотел бы сразу обратить ваше внимание на следующее: так как в этом опросе активно участвовала молодежь, то можно считать, что получилось фото не только сегодняшнего дня, а, как говорят, с прицелом на перспективу. И еще раз подчеркну, что оценивалась не функциональность, а именно известность на нашем рынке того или иного продукта. Можно сколько угодно рассуждать о том, что такое ERP — не ERP, однако именно сегодняшние студенты в XXI в. определят, какие программные продукты будут востребованы на предприятиях. Чему их научат, в чем они станут специалистами, то они и будут продвигать и внедрять, когда придут в бизнес или на производство. И об этом следует постоянно помнить тем, кто занимается созданием делового ПО.
* * *
Вот мы и рассмотрели очередную фотографию рынка, перевернули еще один лист, взглянули и на предыдущие снимки. Для любой фотографии важно не только точно отразить сиюминутную картину, но и донести до зрителя общее настроение. Надеюсь, что и на сей раз нашему «мгновенному фото» — блиц-исследованию — это удалось.