На вопрос: «Можете ли вы отличить компьютерную игру от кинофильма?» — вы, скорее всего, ответите «Да». И действительно, если провести эксперимент и показать два ролика — с записанным эпизодом игры и с оцифрованным кинофильмом, то в подавляющем большинстве случаев зритель наверняка правильно укажет, какой из них был создан режиссером, а какой — программистом и дизайнером. Но как же это определяется? По текстурам? Однако современные технологии выполнения графических интерьеров и управления ими позволяют делать вполне реалистичные изображения. По сюжету? Но он может быть одинаковым и в фильме, и в компьютерных играх, которые зачастую основаны на киносценариях.
«Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд» — но это не кино, это игра |
Так как же? А по лицам персонажей... Увы, но современным играм до недавнего времени было еще ой как далеко до правдивого отображения эмоций на реальных человеческих лицах... В лучшем случае можно было рассчитывать увидеть хоть и хорошо выполненные, но все же совершенно нединамичные «говорящие головы»: изобразить работу тончайших мимических мышц лица не брался практически никто. А те, кто пытался, редко достигали успеха — разве что тогда, когда прикладывали очень много сил и затрачивали массу времени.
До недавнего времени... Но сейчас ситуация изменилась — в арсенале программистов, дизайнеров, аниматоров, мультипликаторов и вообще всех, кто хоть как-нибудь связан с компьютерным искусством, появился такой во многом уникальный инструмент, как LifeStudio:Head компании LifeMode Interactive (http://www.lifemi.com).
В общем, можно сказать, что данное ПО — средство для создания лиц людей. Причем лиц не в статике, а в динамике: говорящих, улыбающихся, смеющихся или плачущих. Этот инструмент формирует трехмерные модели лиц и управляет ими. Примером работы LifeStudio:Head можно считать видеоролик с «говорящей головой» (трехмерная модель). И еще интересно то, что разработанное в LifeStudio:Head лицо можно использовать при создании трехмерных приложений, например игр.
Запустив программу, вы увидите «конструктор лица» — окно, где можно настроить множество параметров для создаваемой головы — допускается реализовать практически все особенности строения черепа, распределения жировой клетчатки, морщин около глаз и губ, прически и даже макияжа. Изменить ширину лица или толщину губ совсем просто, нужно лишь перетащить ползунок — и результат сразу же появится в окне просмотра. Лицо позволительно снабжать усами, бородой или очками. Чтобы сделать в LifeStudio:Head единственное оригинальное изображение, не надо быть художником, да и вообще не требуется уметь рисовать. Достаточно овладеть элементарными навыками работы на компьютере.
Управляйте головой как мозг — дергая за ниточки нервов... |
Впрочем, использование LifeStudio:Head в качестве сложного и многофункционального трехмерного фоторобота — это только частный случай применения данной программы. Действительно широкие возможности она предоставляет тем, кто желает заставить созданное лицо двигаться, говорить, морщиться или «строить рожи». Для управления мимикой разработчики LifeStudio:Head применили оригинальную и в то же время совершенно естественную технологию Macro Muscles. Изучив строение реального человеческого лица, описанное в анатомических атласах и учебниках по анатомии, они создали «виртуальную» модель, включившую всю систему мимических мышц лица. В ней обеспечено весьма точное соответствие перемещений участков кожи движениям мускулов, расположенных на лице точно так же, как и в реальности. Кроме того, каждым «виртуальным» мускулом модели можно управлять и по отдельности, реализуя тем самым требуемое движение кожных покровов.
Однако специалисты LifeMode Interactive на этом не остановились и пошли дальше — проконсультировавшись с медицинскими работниками и узнав, какие лицевые мускулы участвуют в изображении различных выражений и эмоций, они встроили в свою программу инструментарий, который можно назвать «макросами движений мускулов». В результате достаточно всего лишь одной команды программы, чтобы создаваемое лицо выразило ту или иную эмоцию, — и LifeStudio:Head просчитывает, какие мышцы должны работать для реализации такого выражения лица, и с высокой степенью точности воплощает их движение на модели. Таких команд в программе достаточно много, и они позволяют показать «жизнь» лица во всей полноте: от зевания до поцелуев.
Голова от LifeStudio подойдет куда угодно |
Программа LifeStudio:Head позволяет выполнять и так называемый «липсинк», т. е. синхронизацию движений губ трехмерной модели лица с каким-либо произносимым текстом. Причем для этого не требуется ни долгой и кропотливой работы художников-аниматоров, не даже простого ввода текста для произношения. Программа сама распознает речь из звукового файла. Проанализировав запись разговора, LifeStudio:Head выделит из произносимых слов звуки и заставит модель лица соответственно изменяться: открывать и закрывать рот, шевелить губами. Так, при создании игры будет достаточно наговорить в микрофон те фразы, которые какой-либо персонаж должен произносить, а затем сформировать в LifeStudio:Head трехмерную модель его головы и запустить команду «липсинка» — синхронизации артикуляции и голоса. Теперь анимированная модель готова для размещения в игровом мире. А поскольку артикуляция в LifeStudio:Head, как, впрочем, и другие мимические движения, выглядит вполне реально, то игру с подобной трехмерной моделью вполне можно спутать с видеороликом фильма, где играют настоящие актеры.
Бесспорно, те эффекты, которые стали доступны благодаря LifeStudio:Head, можно получить и традиционным путем, например привлечь к работе профессиональных художников-аниматоров, чтобы они проработали и просчитали все мимические движения трехмерной модели. Но с помощью LifeStudio:Head все это можно сделать намного быстрее и без использования дополнительных средств. Теперь даже небольшая команда разработчиков сумеет снабдить свои игры анимацией столь превосходного качества, что лица персонажей будут не менее выразительны, чем в голливудских фильмах. Ту работу, которую раньше пришлось бы выполнять десяти аниматорам в течение нескольких месяцев, с помощью LifeStudio:Head можно сделать в одиночку практически за неделю.
Авторы LifeStudio:Head обещают оказывать оперативную техническую поддержку всем легальным пользователям своей программы. Кроме того, LifeMode Interactive предлагает услуги (правда, платные) по переводу уже имеющихся трехмерных моделей лиц в формат LifeStudio:Head, чтобы с ними можно было работать в одноименной программе.
Как утверждают авторы продукта, сейчас готовится крупномасштабный проект, разработанный с использованием LifeStudio:Head. Это игра под названием «Операция Silent Storm» (разработчик — компания Nival Interactive), которая будет готова к концу 2003 г. Так что если вы пожелаете узнать, каких высот можно достичь с LifeStudio:Head, то посмотрите на игру, когда она выйдет в свет...
Антон Орлов, http://antorlov.euro.ru
Более подробное описание пакета программ LifeStudio будет дано в одном из следующих номеров журнала «Мир ПК» в разделе «Мультимедиа» — Прим. ред.