Таким образом была сформулирована тема июльского заседания семинара РОЦИТ (www.rocit.ru), где обсудили вопрос о состоянии дел с электронной торговлей в России. Избрав в качестве характерных примеров проекты из этой области: Co@libri (www.colibri.ru), «Вырастайка.Ру» (www.virastayka.ru), «М.Видео» (www.mvideo.ru) и eHouse (www.bolero.ru), организаторы семинара пригласили в качестве докладчиков А. Бурмистрова, Ф. Подколодного, А. Верещагина и А. Шкреда. К сожалению, последний на семинар не прибыл.
Их выступления касались тех событий, которые произошли за три года после первой широкой дискуссии на семинаре РОЦИТ, посвященной «электронизации» торговли. Докладчики практически единогласно отметили, что Интернет-магазины стали весьма распространенной формой ведения бизнеса в Сети, но вместе с тем их число еще не достигло предполагавшегося вначале. Так, выступивший со статистическим анализом этой рыночной ниши Б. Овчинников, представитель компании SpyLog (www.spylog.ru), сообщил, что сейчас имеется примерно 340 Интернет-магазинов со значимым уровнем посещаемости. Разумеется, о достоверности приведенных данных можно судить с учетом той информации, которую получает его компания.
Обсуждая тонкости создания Интернет-магазинов, все докладчики дружно отметили, что в значительной степени успех определяется тем, насколько магазин «вписывается» в существующую офлайновую или онлайновую структуру.
Например, Co@libri.ru тесно взаимодействовал с компанией «Бук.Ру» и другими магазинами, например с «Сотин.Ру», что позволило использовать их рекламные возможности без собственных затрат и вести успешные кроссмаркетинговые проекты для привлечения покупателей. Широкие партнерские отношения привели к тому, что около 70% покупок совершалось посетителями сайтов вовлеченных компаний. Вкладываемые в эти отношения деньги порой окупаются весьма быстро: через сайт «Яндекс.Деньги» на Co@libri.ru за месяц попадают около 30 тыс. посетителей, и 10% из них совершают покупки, что делает данный проект рентабельным.
Интернет-магазин «Вырастайка.Ру» возник на офлайновой структуре магазина игрушек S-toys (www.s-info.ru), что придало ему возможности портала и обеспечило стабильную посещаемость, а 30—40% тех, кто побывал там, делают покупки. Самоокупаемости «Вырастайка.Ру» достиг уже в середине 2002 г. Его успешное положение, которое можно охарактеризовать как промежуточное между выживанием и процветанием, Ф. Подколодный объясняет небольшими внутренними структурными затратами и возможностью пользоваться всеми каналами продаж благодаря интеграции с офлайновой структурой оптового магазина S-toys. Вместе с тем ряд совместных проектов с «Яндекс.Маркет» и «Рамблер.Продукты» не стали рентабельными.
А. Верещагин из Интернет-магазина «М.Видео» (www.mvideo.ru) привел в своем выступлении отдельные черты, типичные для процветания данного бизнеса. Во-первых, в магазине удается предлагать конкурентоспособные цены. Во-вторых, организована продажа товаров в кредит, оформляемый полностью в онлайновом режиме. Кроме того, успешность электронной торговли в компании стимулирует новые маркетинговые шаги, например Интернет-аукционы, проводимые по голландскому типу, когда цена не повышается, а снижается, но лишь до определенного уровня.
С интересом участники семинара выслушали мнения докладчиков, рассказавших о будущем электронной торговли в России. Они констатировали, что электронная торговля все еще находится на стадии становления, и предположили: процесс консолидации игроков в этой нише продолжится, а чтобы данный бизнес был эффективным, компании должны будут распространить его на всю страну. Маловероятно, что онлайновый бизнес состоится без поддержки офлайнового. Эта мысль получила развитие в ходе обсуждения на «круглом столе» семинара, где были высказаны соображения о справедливости системных представлений при успешном становлении электронного бизнеса. В частности, они хорошо перекликаются с тем, что было изложено в статье (см. «Мир ПК» № 10/2000, с. 110).