Пять лет назад в выпуске, посвященном 10-летию выхода первого номера «В мире персональных компьютеров», наш главный редактор благодарил общественность за поздравления с открытием эры компьютерной журналистики. При этом он скромно замечал, что и ранее существовали издания, посвященные программированию. Возможно, но наш раздел аппаратных средств, безусловно, стал первым на постсоветском пространстве. Хотя в те годы уже появились модели на базе процессора 386, большинство знало только о существовании Atari. Показательно и то, что лишь через год после выхода журнала его название решились сократить до «Мир ПК», поскольку тогда жители СССР имели доступ в лучшем случае к программируемому калькулятору. А наш журнал уже в первом номере опубликовал прогноз того, каким будет компьютер в 2000 г.
Шли годы. Росла техническая оснащенность Советского Союза, и в начале 90-х в школах и в домах у некоторых появились компьютеры «Агат» и «Спектрум». В то время IBM-совместимый ПК оставался редкостью, но «Мир ПК» уже обрел известность и нашел своих читателей, которых познакомил с удивительными устройствами: 8-разрядной звуковой платой Sound Blaster и оптическими дисководами CD-ROM. Появляются первые игры, еще имеющие примитивную графику. И рассказ Пелевина «Принц Госплана» — пожалуй, первый киберпанк российского разлива.
Политические процессы в нашей стране оказали непосредственное влияние и на микроэлектронику: были заброшены отечественные разработки и открыта дорога иностранным компьютерам. Когда я в 1993 г. поступил в МГУ, началось мое настоящее общение с IBM-совместимыми ПК. Опять симптоматичность переломного момента — предыдущее поколение студентов осваивало ЕС-1010. Но союз Wintel уже покорял мир, и осталось сделать всего один двойной удар. В 1994 г. «Мир ПК» рассказывает о первых компьютерах на базе процессора Pentium, а в 1995 г. — об ОС Windows 95. Новая техника появляется в России почти в то же время, что и на Западе. Исключение составляли только те случаи, когда разогнавшиеся процессоры Intel нарушали очередные ограничения, установленные американской комиссией по экспорту. Затем квоты на производительность поставляемых кристаллов увеличивались, а их производительность быстро достигала новой запретной черты.
В 1997 г. карманный компьютер Palm стал в США одним из лучших продуктов года, а у меня появился первый собственный ПК — старенький 386. Кто же знал, что всего через четыре года КПК будут одной из самых интересных тем для читателей. Через Россию вихрем пронесся роман Лукьяненко «Лабиринт отражений». В художественной литературе очень четко отразились изменения, произошедшие в России: от персоналок на работе мы пришли к возможности иметь Интернет практически в каждом доме.
Обычно в юбилейные дни заглядывают в прошлое и вспоминают, как все происходило. Хотелось бы усовершенствовать эту традицию и напомнить, что все же предсказывалось нам в 2000 г. на страницах первого выпуска «В мире персональных компьютеров» (http://www.osp.ru/pcworld/988/01/01.htm).
С прогнозами в отношении процессоров вышла промашка: хотя они и обеспечивают обещанные 30 MIPS (миллионов операций в секунду типа память—регистр), но персональные системы так и не стали многопроцессорными и до сих пор сырье для процессоров — кремний, а не арсенид галлия. Зато с 2002 г. используется логическая двухпроцессорность, и видимо, через несколько лет каждый процессор действительно будет содержать несколько ядер.
Удивительно, но никто из производителей в 1998 г. не стал в предсказаниях упоминать память. И правильно, вряд ли возможно было предвидеть драматические коллизии с внедрением Rambus и ее последующим уходом на периферию ИТ-технологий.
В сфере хранения информации ожидали создания перезаписываемых оптических дисков аж на 200 Мбайт данных. Поскромничали. К 2000 г. появились DVD-дисководы, емкость которых в 24 раза больше. А вот ожидаемой замены жестких дисков оптическими накопителями не произошло — прав оказался Дэвид Аллен из Tallgrass Technologies. Не выстрелили, как предсказывали эксперты, магнитооптические технологии, а вот магнитную ленту, наоборот, никому похоронить не удалось. Зато эксперты оказались правы в том, что возросла роль твердотельной памяти — флэш-карты приобрели широкую популярность.
Совершенно не ожидали они, что всего через 15 лет (как раз в 2002 г.!) ЭЛТ-дисплеи начнут сдавать свои позиции ЖК-мониторам. Хотя видели потенциал последних и, в частности, предсказывали распространение монохромных ЖК-мониторов.
Зато Джон Уорнлок, основатель компании Adobe Systems, не дрогнув, предсказал, что матричные принтеры будут вытеснены лазерными. Не сомневались провидцы и в возможности печатать с разрешением выше 1000 тнд, а также во внедрении цветной лазерной печати.
Самым верным оказался прогноз о распространении локальных сетей, но тут эксперты даже «поскромничали» — о Всемирной сети никто и не догадался, хотя и предсказали передачу голоса и видео через сети.
Так пусть и через 15 лет реальность превзойдет наши самые смелые ожидания!