Часть 1

Набирая WWW-адрес в своем браузере, задумывались ли вы над тем, какую ценность он представляет? Я имею в виду не моральное удовлетворение автора ресурса от того, что вы его посетили (с этим-то все понятно), а вполне конкретную денежную стоимость Web-адреса. Не задумывались? Тогда эта статья для вас.

Кто-то, видимо, уже догадался, что речь пойдет о киберсквоттинге (англ. cybersquatting) - захвате доменных имен с целью их дальнейшей перепродажи или недобросовестного использования.

Возможно, для тех из вас, кто пользуется Интернетом не так давно, эта фраза окажется малопонятной. Что ж, все когда-то начинали... Таким читателям предлагаю пройти короткий ликбез, а более опытные интернетчики могут смело пропустить парочку вводных абзацев.

Доменное имя (или просто «домен») - это, упрощенно говоря, URL, который вы набираете в браузере. Оно служит для однозначной идентификации сайта. Доменное имя может содержать буквы латинского алфавита (а с недавних пор - и национальных алфавитов), а также цифры и знак дефиса ("-"). В качестве доменного имени обычно выступают названия фирм и организаций, аббревиатуры, имена и фамилии людей или просто общеупотребимые слова. Например, оsp.ru - доменное имя издательства «Открытые системы».

Доменные имена имеют иерархическую структуру. Ее основа - то, что мы видим в конце адреса после последней точки (.ru, .com, .net и т. д.). Это называется доменом первого уровня. Зарегистрировать оный нельзя. Его выделяют один на все государство. Занимается таким распределением организация со сложным названием ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, www.icann.org).

Именно она определила в свое время, что домен .ru должен принадлежать России, .ua - Украине, .by - Белоруссии и т. д. Это национальные домены. Они состоят из двух букв. Есть и международные домены, которые не привязаны к конкретной стране: .com, .net, .org, .name и проч. Они состоят из трех и более букв.

Домены первого уровня также называются доменными зонами.

Имя вида site.ru или site.com - это уже домен второго уровня. Такие доменные имена обычно доступны для регистрации всем желающим. Процедуру и стоимость регистрации для каждой конкретной зоны определяют организации, которые за это отвечают. В каждом государстве есть своя такая организация. В России - Российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС, www.ripn.net) и его дочернее предприятие АНО «Региональный сетевой информационный центр» (РСИЦ или RU-CENTER, www.nic.ru).

В каждой стране свои условия регистрации доменных имен. Где-то нельзя регистрировать домены второго уровня, а можно только третьего (например, site.co.uk в Великобритании или site.com.au в Австралии). Где-то регистрировать имена в национальной зоне разрешено лишь резидентам государства, а где-то действует другое ограничение: доменное имя можно зарегистрировать только при наличии соответствующего товарного знака (торговой марки). Именно такое ограничение, кстати, и является основным оружием в борьбе против киберсквоттинга.

Красивое и звучное доменное имя всегда представляло ценность. Согласитесь, куда легче запомнить короткое firma.ru, чем eto-moja-firma.ru. Солидные и крупные организации, а также обеспеченные люди, не успевшие вовремя зарегистрировать свои домены, готовы выкупать их за определенные суммы. На этом и строят свой бизнес киберсквоттеры. Впрочем, разговор о них мы ненадолго отложим. Посмотрим пока, как делается доменный бизнес в масштабах целых стран, ведь кое-где он поставлен на широкую ногу...

Доменный бизнес

Бизнес, основанный на коммерческом использовании доменов, стал целой отраслью в новейшей истории информационных технологий. Все мы понимаем, что это хлеб компаний, непосредственно занимающихся регистрацией доменных имен. Однако все это мелочи по сравнению с тем, какие деньги могут приносить домены, если грамотно организовать их использование и сделать это бизнесом национального масштаба.

Примером для всего мира стало маленькое островное государство Тувалу в Океании. В выделенном ему домене .tv местное правительство быстро усмотрело огромную выгоду и в 2000 г. заключило сделку с американской компанией Idealab, согласно которой последняя и получила на 10 лет эксклюзивные права на домен .tv. Взамен Тувалу получит около 50 млн. долл., что для крошечного и слаборазвитого государства с населением всего в 10 тыс. человек (меньше только в Ватикане) ой как много! Зона TV пользуется ныне большой популярностью у телевизионных компаний. В ней зарегистрировано уже более 170 тыс. доменных имен. Заработок на национальном домене формирует в Тувалу половину всего ВВП.

Аналогичным образом делают деньги и в Микронезии (национальный домен .fm). Тамошний координатор абсолютно правильно взял курс на раскрутку домена как оптимального варианта для сайтов радиовещательных компаний и радиопередач. Таким же способом зарабатывают Джибути (.dj) и Тонго (.to). Всем этим небольшим государствам очень повезло, и, надо отдать им должное, они смогли извлечь из этого выгоду.

Впрочем, зарабатывать на национальных доменах мало-помалу научились и в странах бывшего СССР. Так, Молдавия успешно продает свой домен .md, который позиционируется в качестве решения для сайтов медицинских учреждений.

В Туркменистане недавно открыта свободная регистрация в национальной зоне TM (1000 долл. за 10 лет). Власти страны справедливо рассчитывают привлечь к своему домену компании — обладатели торговых марок со всего мира. Видимо, им это удастся, поскольку туркменский .tm созвучен общепризнанному во всем мире обозначению торговой марки («trade mark»).

Необычное событие произошло совсем недавно с национальным доменом Лаоса .la. Местное правительство посчитало, что развитие Интернета в стране пока не требует наличия собственной доменной зоны, и права на .la были проданы властям Лос-Анджелеса, который, таким образом, оказался первым городом со своим доменом первого уровня.

А вот домен Ирака .iq стал в последний год яблоком раздора. Из-за своей схожести с общепризнанным обозначением коэффициента интеллекта (IQ) он ныне является лакомым кусочком для британских и американских Интернет-компаний.

А помнишь, как все начиналось?

Киберсквоттинг (другое название - «хапперство») существует, по всей видимости, ровно столько, сколько существует сам Интернет. Да это и не удивительно. С того момента, как адресное пространство в глобальной сети окончательно сформировалось, домены стали товаром. Сквоттер, не делая почти ничего, мог зарабатывать баснословные деньги лишь за счет того, что оказывался расторопней других.

Устоявшаяся классификация хапперства предполагает, что особую ценность могут представлять доменные имена следующих категорий:

  • домены, содержащие общеупотребимые и очень распространенные слова, которые обозначают определенные понятия и виды деятельности (пример: money, business, policy и т. д.);
  • домены, явно или почти явно совпадающие с зарегистрированными торговыми марками или названиями известных компаний;
  • домены, совпадающие с именами и фамилиями знаменитых людей и выдающихся личностей прошлого и современности;
  • домены, имеющие в своем составе географические названия: страны, города, районы и т. д.

Все началось в середине 90-х годов прошлого века. Непродуманная политика доменных регистраторов вызвала громадную волну киберсквоттинга. Дело в том, что долгое время домены в международных зонах можно было, не оплачивая, резервировать за собой на определенный срок. Когда этот срок заканчивался, киберсквоттер тут же производил повторное резервирование. Причем в это время никто другой, даже при согласии оплатить домен, не мог перехватить его. В 1994 г. такая политика была отменена и введена предоплата за регистрируемые домены, однако было уже поздно: множество «вкусных» имен оказалось в руках хапперов. Это были в основном домены, относящиеся к первой категории, т. е. содержащие общие слова и понятия. Такие домены не могли быть отобраны у киберсквоттера в судебном порядке, да и подобной судебной практики не существовало на тот момент вовсе.

Результатом стало несколько громких и скандальных сделок. Заинтересованные компании, не имея какой-либо возможности заполучить адреса законным путем, были вынуждены выкупать их у киберсквоттеров. Так, Cinema.Com был куплен за 700 тыс. долл., Drugs.Com — за 823 тыс., WallStreet.Com - за 1 млн., Wines.Com - за 3 млн. долл. Но абсолютным рекордсменом стал Business.Com, выкупленный в 1999 г. компанией Ecompanies за 7,5 млн. долл.

Однако эти примеры не столь важны для нас. В каждом из них решалась судьба домена, обозначавшего некоторое общее слово. Ничьи законные интересы затронуты не были. Домены попросту достались тем, кто мог выложить за них больше остальных. Подавляющее же большинство судебных разбирательств связано с доменными именами второй, третьей и четвертой категорий в нашей условной классификации.

ВОИС выходит на тропу войны

С появлением киберсквоттеров институт интеллектуальной собственности оказался под угрозой. Долгое время Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, англ. WIPO, www.wipo.org) не могла защитить права обладателей торговых марок и фирменных наименований: не было ни международной законодательной базы, ни широкой судебной практики, ни достаточного количества прецедентов.

В WIPO долго не могли определиться с тем, что понимать под киберсквоттингом, как должны быть соотнесены зарегистрированные торговые марки и соответствующие им доменные имена, да и вообще непонятно было, можно ли считать домены собственностью их владельцев.

1 декабря 1999 г. ВОИС приняла так называемую процедуру UDRP (Uniform Name Dispute Resolution Policy, Единая политика рассмотрения споров о доменных именах), которая определяла общие правила по решению доменных споров. Решать такие споры на международном уровне должен был Арбитражный центр ВОИС (http://arbiter.wipo.int). Процедура UDRP касалась прежде всего доменов в зонах .com, .net и .org и была рекомендована национальным регистраторам в качестве основополагающего документа при разрешении доменных конфликтов. Правда, далеко не все регистраторы приняли UDRP в чистом виде из-за некоторых расхождений с национальными законодательствами.

Тем не менее принятие процедуры стало поворотным моментом, и доменные споры начали решаться быстро, так как UDRP направлена на защиту прав владельцев торговых марок. В соответствии с ее условиями для возвращения захваченного домена истцу необходимо доказать, что спорное название домена является тождественным или сходным до степени смешения с принадлежащим ему товарным знаком. В настоящий момент на основании Единой политики (так иначе иногда называют UDRP) рассмотрено уже более 5 тыс. споров. В том числе в 80 из них участвовали российские компании и граждане.

Дела, рассматриваемые на основании UDRP, были решены в пользу истца почти в 100% случаев. Большинство таких случаев довольно однотипны. Приведу наиболее яркие.

Компания AOL выиграла спор по домену 3daol.com. Несмотря на то что его предыдущий владелец предоставил суду свою расшифровку аббревиатуры 3daol, арбитраж постановил, что такой домен схож с маркой AOL до степени смешения. Похожий спор с «аббревиатурным» доменом выиграла аудиторская компания PWC. Суд постановил передать домен pwc.com истцу, несмотря на то что ответчик расшифровывал «pwc» как «personal water craft» («рисование акварелью»).

Автомобильный концерн Porsche получил права сразу на шесть доменов, содержащих в своем наименовании его товарный знак. Среди них PorscheWallpaper.com и PorscheWallpapers.com. Решение, на мой взгляд, спорное, поскольку вряд ли эти доменные имена можно признать сходными до степени смешения. Суд же мотивировал свое решение тем, что домены использовались с целью получения коммерческой выгоды, что является, согласно UDRP, одним из признаков недобросовестного использования.

В интересном деле засветилась и другая автомобильная компания — Ford. Она потребовала отмены домена FuckGeneralMotors.com. Адвокаты Ford'а сделали упор не на порочащую доброе имя компании приставку «Fuck», а на то, что данный домен схож с торговой маркой General Motors до степени смешения. Суд отказал автомобильному гиганту. Одной из причин поражения стало то, что с адреса FuckGeneralMotors.com была установлена переадресация на основной сайт компании и, как следствие, его обладатель не мог быть уличен в недобросовестном использовании.

Без особого труда права на свои домены в разное время отстояли также Kodak (Kodak.biz), хоккейный клуб «Питтсбург Пингвинс» (NHLPenguins. com) и еще один автомобильный концерн - Volkswagen (vw.net).

Были случаи, когда владелец определенного домена пытался отсудить схожее доменное имя в другой зоне. Так, владельцы Names.com подали иск о передаче им домена Names.biz. Истцу было справедливо отказано, поскольку, во-первых, слово «names» является общеупотребимым, а, во-вторых, обладание доменом не служит основанием для получения прав по схожим доменам в других зонах.

Займи свое имя, пока не поздно

После того как киберсквоттеры поняли, что в части доменов, совпадающих с известными торговыми марками, им ничего не светит, они все чаще стали обращать внимание на домены, созвучные с именами великих людей. Дело в том, что UDRP не содержит никаких предписаний касательно того, как решать споры по таким доменам (напомню, Единая политика касается лишь «доменной защиты» владельцев торговых марок). А это означало, что у хапперов есть шанс.

Первые громкие разбирательства, касающиеся «именных» доменов, относятся к 2000 г. Одной из первых свой домен отсудила Джулия Робертс. Ей удалось сделать это только после того, как она зарегистрировала себя (а точнее, свое имя) в качестве торговой марки.

Аналогичным решением закончился спор о домене Madonna.сom. Всемирно известная певица Мадонна получила свой Web-адрес на основании имеющейся у нее торговой марки «Madonna», несмотря на апелляцию прежнего владельца к тому факту, что в мире зарегистрировано 275 торговых марок со словом Madonna.

Из великих мира сего в доменных разбирательствах поучаствовали также Селин Дион и Тупак Шакур. В обоих случаях суд оказался на их стороне.

В 2002 г. отсудила свой именной домен и Патриция Каас. На сайте PatriciaKaas.com неизвестные киберсквоттеры организовали порноресурс. Основываясь на уже имевшемся судебном опыте, WIPO постановила, что домен должен быть передан певице, несмотря на то, что она не регистрировала свою фамилию в качестве торговой марки. Это один из первых случаев, когда арбитры посчитали, что имя и фамилия звезды настолько известны, что их можно приравнивать к торговой марке.

На основании тех же доводов ВОИС передала домен GretaVanSustern. com популярной в США телеведущей Грете Ван Састерн.

Однако единого подхода в решении споров по «именным» доменам нет. Все зависит от профессионализма юристов с обеих сторон судебных баррикад, представленных ими доводов и конкретных обстоятельств. Степень «известности» имени истца оценивает, в конечном итоге, судья или арбитр на основании своего субъективного мнения, ведь никакого обоснованного критерия такой оценки не существует. Это, безусловно, на сегодня один из самых сложных моментов в «доменном» законодательстве, поскольку у киберсквоттера всегда есть неплохие шансы выиграть спор. И такие прецеденты имели место быть.

В 2002 г. арбитры WIPO рассматривали иск Кэтлин Кеннеди Тоунсенд, дочери Роберта Кеннеди. Начиная предвыборную кампанию за пост губернатора одного из штатов, она обнаружила, что несколько доменов с ее именем уже заняты. Несмотря на то что Кэтлин зарегистрировала свои имя и фамилию в качестве торговой марки, ВОИС в домене ей отказала. Мотивировала она это тем, что политическая деятельность не может преследовать коммерческие цели, а потому доменные имена, занятые кем-то другим, не могут причинить коммерческого вреда. Такое решение кажется мне не совсем корректным, поскольку, согласно UDRP, домены, созвучные торговой марке, должны быть переданы ее владельцу. Непонятно, почему для политика сделали исключение, ведь Кэтлин могла бы использовать свои домены не для политической агитации, а, скажем, в качестве домашней странички.

Несколько иная ситуация складывалась в ходе разбирательства по домену Sting.com, на который претендовал известный певец Стинг (Sting).

Суд отклонил претензию певца, мотивируя это тем, что слово «sting» (англ. «жало») является общеупотребимым. Сейчас, однако, по адресу www.sting.com располагается официальный сайт Стинга, открытый лишь в мае 2001 г. Видимо, певцу пришлось выкупать свое доменное имя.

Хапперы берут реванш

Что касается «географических» доменов, то дела тут обстоят для истцов намного сложнее. Судебная практика в таких спорах обычно не на их стороне.

Мэрам многих американских городов навсегда запомнится хаппер по имени Стивен Грегори, который специализируется на доменах, созвучных с географическими названиями. Грегори, владеющий несколькими сотнями таких доменных имен, выиграл все три разбирательства, затеянных против него муниципальными властями «обиженных» городов. Вообще, из 11 судебных процессов, возбужденных по делам о «городских» доменах, отсудить родной адрес после трех лет разбирательств удалось только администрации Барселоны, которая судилась за Barcelona.com. Однако через короткое время апелляционный суд вернул домен первоначальному владельцу.

Причин, по которым муниципалитеты проигрывают доменные споры, несколько. Чаще всего владельцев географических доменов и киберсквоттерами-то назвать трудно: они регистрируют их без цели дальнейшей перепродажи, а это, согласно процедуре UDRP, одно из оснований оправдать ответчика. Кроме того, владельцы, как правило, организуют на «городских» адресах информационно-познавательные порталы, посвященные данному городу, или размещают на них сведения о туризме и отдыхе. То есть не делают ничего противозаконного. В недобросовестном использовании домена в этом случае его владельца никак не обвинишь. К тому же географические названия напрямую не защищены законами о торговых марках, а потому не защищены и инструкциями WIPO.

За родные домены судятся не только города, но и целые страны. Так, в конце 2002 г. состоялся процесс по домену NewZealand.com. Иск в арбитраж ВОИС был подан от имени королевы Великобритании, которая формально является главой Новой Зеландии. Однако королева проиграла спор. Арбитраж постановил, что фирма, зарегистрировавшая домен и организовавшая на нем виртуальный путеводитель по Новой Зеландии, не нарушила никаких норм международного права. Не найдя спасения в суде, власти Новой Зеландии выкупили домен примерно за 350 тыс. английских фунтов.

Кстати, в аналогичном споре за доменное имя PuertoRico.com истец - правительство Пуэрто-Рико - также потерпел поражение.

Два слуги одного хозяина

В летописи сквоттинга мегаскандальная история с доменом Sex.сom претендует на то, чтобы стать самой-самой во всех отношениях: и по денежным суммам, которыми пришлось оперировать суду во время процесса (Sex.com, по оценке экспертов, может приносить своему владельцу до 250 млн. долл. в год), и по продолжительности — разбирательство длится уже девять лет. К тому же именно эта история, по всей видимости, заложила фундамент в дело киберсквоттинга, став первым громким процессом, касавшимся доменного имени. А посему предлагаю остановиться на теме подробнее.

В 1994 г. некто Гари Кремен, движимый вполне понятными целями, купил доменное имя Sex.com. Однако уже через год-другой «некто» — киберсквоттер Стив Коэн — с помощью поддельного письма, направленного компании-регистратору Network Solutions от имени Кремена, добился передачи домена ему. После захвата домена Коэн построил на нем один из крупнейших в мире порнопорталов с ежедневной посещаемостью в 25 млн. человек.

Кремен подал на Коэна в суд. После нескольких лет тяжбы был вынесен приговор: Коэн обязан заплатить настоящему владельцу 65 млн. долл. компенсации и штрафа. Именно в такую сумму суд оценил потерянную выгоду, которую мог бы получить Кремен, если бы все эти годы использовал Sex.com. Однако Коэн скрылся и, насколько известно, не найден до сих пор.

Тогда Кремен подал в суд на компанию VeriSign, которая стала владельцем Network Solutions в 2000 г. Кремен вполне обоснованно обвинил VeriSign в халатности, ведь именно по вине Network Solutions он восемь лет назад лишился своего драгоценного домена. Летом этого года Кремен выиграл процесс. Компанию VeriSign обязали выплатить Кремену часть потерянной прибыли.

И хотя точку в этой истории ставить пока рано, в России, похоже, соответствующие уроки из нее уже извлекли. С января 2003 г. заявление в РосНИИРОС (администратору домена .ru ) о передаче доменного имени другому лицу необходимо заверять нотариально и присылать обычной почтой или же являться для данной процедуры лично с паспортом.

Впрочем, о российской практике в области сквоттинга мы поговорим в следующий раз.

Новые времена — новые решения

Сегодня для киберсквоттеров настали не самые лучшие времена. Хапперство в международных зонах .com, .net и .org практически сошло на нет. Зарегистрировать хоть сколько-нибудь ценное имя там сейчас стало невозможно. Судите сами: в зоне .com на данный момент зарегистрировано 24 млн. имен, в .net — 4 млн., в .org — 2 млн. (для сравнения: в зоне .ru — всего 200 тыс.).

Ценность же доменных имен в новых зонах .biz, .name и .info намного ниже. К тому же WIPO вовремя позаботилась о принятии охранной политики и для них. Так, для .biz разработана процедура STOP (Start-up Trademark Opposition Policy), для .info —процедура Sunrise, для .name — ERDP. Они позволяют владельцам товарных знаков в приоритетном порядке регистрировать домены со сходными названиями.

Единственная возможность заполучить лакомые имена без приложения усилий — ждать и надеяться, что нынешний владелец забудет его вовремя продлить. Но, как вы понимаете, для тех доменов, которые представляют ценность, вероятность такого промаха со стороны его обладателя ничтожно мала. Тем более что хорошей традицией стала регистрация доменного имени не на один-два года, как это обычно делалось раньше, а сразу на пять-десять лет.

Наиболее ярые хапперы, конечно, ищут любые возможности продолжить свою деятельность. Как я уже отмечал, ныне стало модным захватывать адреса, созвучные с именами, фамилиями или псевдонимами. Отсудить такой домен, как я уже говорил, можно только при условии регистрации своей фамилии в качестве торговой марки.

Впрочем, свободных доменов, совпадающих с именами великих людей, тоже почти не осталось. Единственный выход для киберсквоттеров — регистрация адресов с именами тех людей, которые могут стать знаменитыми в ближайшее время и еще не успели застолбить свой адресок в Интернете. В сложившейся ситуации киберсквоттер вынужден работать «ньюс-сталкером», т. е. человеком, постоянно рыщущим по Сети в поисках самых свежих новостей. Только тем, кто узнает важную новость раньше остальных, посчастливится занять домен, который в будущем может стать ценным.

С этим связана интересная история, в которой один известный человек вовремя позаботился о том, чтобы киберсквоттеры его не опередили. Речь идет о Майкле Дугласе. После рождения дочери, которую назвали Кэрис Зита Дуглас, заботливый отец скупил все возможные адреса, содержащие ее имя. Видимо, знаменитый актер вынес урок из истории двухлетней давности, когда после рождения его сына Дилана хапперы расхватали все соответствующие адреса так быстро, что Майкл не успел даже опомниться.

Поиск горячих новостей действительно стал частью современного киберсквоттинга. Именно поэтому всплески повышенной активности сквоттеров наблюдаются после сенсационных новостей или важных мировых событий. Например, подобное происходило после печально известных событий 11 сентября в США или в тот момент, когда стало ясно, что война в Ираке все-таки состоится.

Однако, несмотря на все старания, захватить что-нибудь стоящее удается очень редко. По этой причине в последние годы большое распространение получил новый вид сквоттинга. Пожалуй, остановимся на нем подробнее.

Тайпсквоттинг: для тех, кто попроще

Тайпсквоттинг получил распространение немного позже своего «старшего брата». Когда к 2000 — 2001 г. подавляющая часть лакомых доменных имен была уже занята, киберсквоттеры поняли, что скоро могут остаться без источника заработка. Именно тогда и возникло новое течение.

Тайпсквоттинг - это захват доменов, созвучных с доменами известных компаний и брендов или с доменами уже раскрученных Интернет-ресурсов. Тайпсквоттерный адрес может отличаться от предмета своего «подражания» одной-двумя буквами или наличием (отсутствием) дефиса. Исследования показали, что пользователи Европы и США часто делают до пяти безуспешных попыток набора URL в браузере, прежде чем им удается попасть на нужный сайт. Это связано зачастую с тем, что названия многих компаний (а следовательно, и их доменные имена) довольно сложны в написании, поскольку часто состоят из нескольких слов. Вероятность ошибиться при наборе такого URL довольно велика. Ошибки эти случаются либо из-за неправильного написания слов с точки зрения орфографии, либо из-за чисто механических опечаток (чередование соседних клавиш на клавиатуре, двойные буквы или, наоборот, пропуски букв и т. д.).

Тайпсквоттеры регистрируют схожие имена и имеют большой трафик на этих сайтах за счет ошибок пользователей при наборе адреса в браузере. Собственно, привлечение большого количества посетителей на сайт и является основной целью тайпсквоттинга. В отличие от киберсквоттера, для тайпсквоттера перепродажа домена не является основной целью.

Одной из первых ласточек тайпсквоттинга стал английский ресурс penquin.co.uk, который отличался от названия известного в Великобритании издательства «Penguin Books» всего лишь на одну букву («q» вместо «g»). По решению суда доменное имя было передано издательству.

Надо сказать, что споры, связанные с тайпсквоттингом, истцу выиграть намного сложнее, чем «чистые» киберсквоттинговые разбирательства. Дело в том, что чаще всего определить степень смешения «поддельного» домена с зарегистрированной торговой маркой очень трудно. К тому же на таком «поддельном» адресе его владелец может вести вполне законный бизнес (а то и вовсе заниматься некоммерческими делами, например благотворительностью), никак не задевающий честь и достоинство истца.

Впрочем, тайпсквоттинг может иметь и более грубые очертания. Схожие по написанию домены часто используются для того, чтобы скомпрометировать домены «настоящие». Пользователь по ошибке попадает на такой тайпсквоттерский ресурс и вместо ожидаемой полезной информации о компании или человеке, которому, как он думал, этот домен принадлежит, находит на сайте поток грязи и компромата в его адрес.

Самым известным тайпсквоттером является Джон Цуккарини. Ему принадлежит несколько тысяч доменных имен в самых разных доменных зонах, схожих по написанию с адресами известных сайтов. Тайпсквоттинг ежегодно приносил Цуккарини за счет Интернет-рекламы около 1 млн. долл. Однако недавно суд признал деятельность Джона мошеннической и обязал его выплатить 1,9 млн. долл. штрафа в пользу владельцев сайтов, подавших иск. Кроме того, Цуккарини проиграл более 50 судебных разбирательств и потерял 200 доменов, переданных впоследствии в пользование «законным» владельцам.

После анализа ситуации с Цуккарини не совсем понятно становится бездействие судебных органов США по отношению к тайпсквоттерскому ресурсу WhiteHouse.com, представляющему собой огромный порносайт и, как вы уже могли догадаться, «играющему» на схожести с доменом Белого дома WhiteHouse.org.

Можно вообразить, какой трафик имеют владельцы этого порноресурса.

Одно время существовала даже целая тайпсквоттерская доменная зона - uk.co. Этот домен второго уровня, созданный в национальной зоне Колумбии .co, был призван удовлетворить интересы британских компаний, чье доменное имя в «настоящей» британской зоне co.uk было уже занято. Расчет, конечно, делался на то, что пользователь ошибется при вводе URL и перепутает местами «co» и «uk».

На этом, пожалуй, пока поставим точку. В следующий раз мы подробно рассмотрим ситуацию, сложившуюся с киберсквоттингом в России.

При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные АНО «РСИЦ» (www.nic.ru).

Продолжение следует.


Как я покупал собственный проект...

Видимо, так уж устроен наш мир - из двух так или иначе взаимодействующих людей один всегда пытается обмануть другого. Мир полон мошенников, и удивительное дело: обманщики появляются на арене чуть ли не раньше тех, кого можно обмануть. А то и вообще раньше самой арены.

Разумеется, «плохие парни» просто не могли обойти стороной Сеть. Им так хорошо удавалось обманывать честной народ в оффлайне, когда все друг друга видят и в случае чего можно и в глаз схлопотать. А уж в Интернете просто грех не заняться тем же самым без всякого риска для здоровья. Тебя ведь никто не видит. Да и народ у нас пока еще необразованный. До Сети дорвался — сразу айда в казино... Аукционы опять же... Не разобрались еще, что к чему, а уж вовсю высматривают себе ноутбук за пару долларов или еще что-нибудь эдакое, но непременно чтобы в двести раз дешевле было, чем на соседнем радиорынке.

Вообще-то я не против онлайновых аукционов, сам не раз на них покупал и продавал. Но все же такие покупки мне лично чем-то напоминают рулетку. Русскую. «Повезет - не повезет», «обманут — не обманут».

Лотов с «криминальным исходом» на наших интернет-аукционах становится все больше. Вот вам классический пример: «Продам ноутбук, конфигурация такая-то, всего за 99 долл. Отправлю товар в любой город по почте или как захотите». При личной переписке выясняется, что принимает оплату товарищ по WebMoney или «Яндекс.Деньги». Тяжелый случай. Я на такое «не ведусь». Нет, я не о WebMoney говорю (систему эту очень уважаю и сам ею пользуюсь по десять раз на дню), я о ситуации в целом. WebMoney, конечно, хороша, но заплатить по ней я рискну только тогда, когда покупка уже у меня на столе. И хотя доверчивых людей у нас остается все меньше, но перед двузначной ценой мало кто устоит - это, увы, правда.

Ну да ладно, шут с ними, с ноутбуками. О чем я вообще?

Ах, да. Хотел поделиться с тобой, уважаемый читатель, коротенькой историей, скорее печальной, чем комичной.

Получаю недавно письмо примерно такого содержания: «Здрасьте! Я готов купить ваш проект. Давайте обсудим условия». Удивленно пожимаю плечами и отвечаю, что, мол, ничего не продаю и высказываю предположение, что собеседник, видимо, что-то перепутал. Приходит ответ: «...а разве вы не продаете свой проект ***.Ru?» И ссылка на «Молоток.Ру» рядом. Захожу по линку, а там — матушка моя! - какой-то урод выставил на продажу мой родной и ненаглядный Интернет-проект со всеми потрохами. Да еще и за смехотворную, на мой взгляд, цену. Первым желанием было написать «молоточным» администраторам, чтобы они грохнули этот лот и его автора заодно. Но потом я решил сам написать этому товарищу и попытаться заглянуть в его мерзкие виртуальные глаза. О я наивный! Захотел заставить раскаяться сетевого мошенника. Возможно ли такое вообще?

Регистрирую ящик в бесплатной службе и пишу этому типу: «Хочу купить ваш сайт, уж больно он мне нравится». Подписываюсь Аркадием. В ответ приходит письмо с подписью «Грег». В письме - никаких подробностей о проекте (ну, а чего я ожидал?!). Спрашиваю, откуда он сам-то будет. Отвечает: из США. Пишет с ошибками (может, действительно американец), короткими фразами - так легче «не спалиться». Пишу ему: «Домен зарегистрирован на Никиту Сенченко. Это вы?» Далее обращаюсь к нему по своему имени - называю Никитой. Он не возражает. Каждое свое короткое письмо Грег заканчивает фразой: «Так что, будете покупать или нет?»

Меня все это начинает забавлять. Ситуация действительно комичная. Я пытаюсь купить у прохвоста свой собственный проект. При этом мне интересно, каким же его видит со стороны этот человек? Ведь, отвечая на мои письма, он как-то все-таки вынужден напрягать мозги и пытаться представить себе картину изнутри: как же оно там все устроено — управление, программирование, техподдержка, контент, реклама... Оказалось, что содержание проекта обходится мне всего в 20 долл. в месяц, и то на хостинг. Больше никаких расходов нет. Представив себе эту картину, я развеселился. На мой вопрос о том, сколько сейчас пользователей зарегистрировано, Грег ответил правильно. Благо на сайте есть статистика по этому поводу.

Через несколько дней неторопливого «делового» обсуждения и обсасывания подробностей будущей сделки я решил перейти в наступление и попросил выложить на сайте страницу с надписью «Привет, Аркадий!» якобы проверки ради. Грег незаметно даже для меня самого просьбу проигнорировал и перевел разговор в другое русло.

Когда мне эти «кошки-мышки» надоели окончательно, желания наказать обманщика уже почему-то в себе я не обнаружил. Понравился он мне чем-то. Так осторожно и так правильно вел разговор, что я должен был признать: будь я дураком - обязательно бы поверил, что ***.Ru действительно принадлежит простому американскому парню Грегу и что он готов продать его мне только потому, что ему нечем кормить свою большую американскую семью. Эх, Грег, Грег, ну зачем же вы так, а?

После моего последнего письма, отправленного уже с родного корпоративного ящика manager@***.ru, Грег не ответил и молчит по сей день. Даже не извинился, подлый трус.

Грег, если вы читаете эти строки - подумайте над тем, чтобы выставить лот повторно, только цену назначьте повыше, тогда уж точно никто не заметит подвоха, ей-богу! И пожалуйста, не держите на меня зла. Время, потраченное вами на общение со мной, несостоявшимся покупателем собственного проекта, с лихвой окупится полученным опытом и радостью от обнаружения своего имени в этом журнале. Удачи вам, Грег.

P. S. Не пытайтесь зайти на ***.Ru. На месте звездочек должны быть близкие мне буквы. Но я не стремлюсь сделать себе рекламу...

Никита Сенченко