Собираясь в поездку на заводы Samsung, в московском магазине я впервые увидел фотопленку этой фирмы. «Samsung — это наше все», — перефразировал я в уме истертую фразу и, как оказалось впоследствии, ошибся. Она (так и хочется сказать ОНО — «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй») оказалась даже больше, чем мне представлялось, правда, еще не во всем «наше». Ведь в России мы пока чаще всего встречаемся с продукцией Samsung Electronics Corp. (SEC), а у Samsung Group еще более 30 отделений!

Отец-основатель

Поездка из аэропорта Сеула в гостиницу напоминала путешествие по владениям маркиза Карабаса. Кому принадлежит этот прекрасный строящийся район? Это строительство ведет фирма Samsung, район будет оснащен самой современной телекоммуникационной инфраструктурой, в числе прочих жителей обживать его будут и высшие менеджеры компании. А чей же высоченный небоскреб выделяется на фоне прочих? То офис этой славной фирмы! (Справедливости ради надо сказать, что у LG офис тоже ого-го и располагается в двух одинаковых небоскребах-близнецах.) А кому же принадлежит эта шикарная гостиница? Конечно, фирме Samsung! Ее постояльцы кроме бассейна и скромной роскоши купаются в телекоммуникациях: в дополнение к постоянно передающим биржевые новости ЖК-телевизорам в лифтах, в номерах им предлагаются факс, сотовый телефон, модемное и Ethernet-подключение к Интернету. ТВ, радио и газеты и упоминать не стоит.

По водоему и рыба

Поразивший меня на последней выставке CeBIT огромный 40-дюймовый ЖК-монитор Samsung, впервые продемонстрировавший столь большую активную ЖК-панель (не склеенную из частей, а на единой подложке), якобы уже был доведен до уровня серийного изделия. Тогда в душу закрадывалось сомнение: нам ли не знать, как создаются специальные, «потемкинские» выставочные образцы. Однако спустя полгода на заводе компании Samsung в г. Сувон я убедился в том, что SyncMaster 403T действительно выпускается. При значительно лучшем изображении, чем у сравнимых по размерам плазменных панелей, он имеет и существенно большее время жизни — 50 тыс. ч, и гарантию на блок подсветки 20 тыс. ч. Конкуренция больших ЖК-мониторов с плазменными становится вполне реальной.

(Для справки: самый большой в мире из ныне выпускающихся серийно плазменных мониторов — 63-дюймовый — делается, как вы догадались, фирмой SEC и стоит 17 тыс. долл. Уже закончена разработка 70-дюймового — 177 см! — плазменного монитора.)

Как это ни удивительно, но, окидывая мысленным взором всю современную продукцию Samsung Electronics, приходится констатировать, что ЖК-мониторы — это единственное изделие, являющееся ныне технологическим лидером в своем классе (если не брать в расчет сотовые телефоны CDMA). Положение, видимо, обязывает; отсидеться за спинами лидеров не удается, ведь приходится оправдывать статус крупнейшего в мире производителя мониторов. Рискну предположить, что это то самое исключение, которое подчеркивает общее правило бизнеса этой фирмы. Последнее я бы сформулировал так: не рисковать на старте, чтобы потом выйти в лидеры.

Именно такой вывод напрашивается после экскурсии по залам музея компании Samsung Electronics Corp., где с любовью сохранены образцы продукции, созданной с 1969 г., когда основатель компании обратил внимание на производство изделий электронной техники. До этого, начиная с 1950 г., Samsung занималась совсем другими вещами, например продажей сахара. Это вполне в традициях корейского бизнеса. Так, фирма LG является владельцем изрядной доли бензоколонок по всей Корее.

Медленно запрягают, но быстро едут

Правильность начальной стратегии электронного бизнеса подтвердило и время, и огромное число последователей; в частности, хорошо известен аналогичный опыт тайваньских компаний. Совместное предприятие с уже популярной тогда японской фирмой Sanyo под ее торговой маркой в ноябре 1970 г. выпустило 12-дюймовый ламповый черно-белый телевизор, продававшийся не только на внутреннем рынке, но и в Панаме.

Однако уже следующая новинка — стереофонический приемник, появившийся в 1972 г., выходит под маркой Samsung. (До 1979 г. на логотипе компании были три звезды, и ее еще называли ThreeStars.) Далее последовали самые разнообразные изделия из мира электроники и бытовой техники (холодильники — 1974 г., видеомагнитофоны — 1979 г., ПК — в конце 1982 г., 8-миллиметровые видеомагнитофоны — 1983 г., оптические кабели — 1984 г., первый в Корее ноутбук — 1987 г., проигрыватель лазерных видеодисков — 1989 г., 22-дюймовый ЖК-телевизор — октябрь 1995 г. И всякий раз фирма была в числе первых, выпустивших подобные вещи, но не первой. Вперед по объемам выпуска она выходила уже потом. В 1978 г. так произошло с телевизорами и затем повторялось со многими другими изделиями.

Более того, выпуск авангардных разработок порой сознательно задерживался. Так было с ЖК-телевизорами, например, или с ноутбуками, обладающими поворотным экраном, придающим им дополнительные возможности планшетного компьютера. (В 2002 г. приз выставки Computex за такую разработку получила фирма Acer, а то, что эта идея была воплощена Samsung «в металле» двумя годами раньше, осталось практически никому не известно.)

Но продажи росли поразительными темпами. В 1978 г. Sumsung Electronics получила специальную награду от правительства Кореи, которой она была отмечена за достижение уровня экспортных продаж в 100 млн. долл. А в 1995 г. праздновали уже 10 миллиардов.

Город Samsung

Завод для производства телевизоров закладывался практически на пустом месте. Это потом вокруг него вырос Сувон, город — спутник Сеула, аналог нашего Зеленограда. А в 70-х годах прошлого века предприятие Samsung было, как у нас принято говорить, градообразующим и его первые корпуса строились буквально в чистом поле.

Сегодня завод превратился в огромный город, на нем работает 25 тыс. человек. (Всего у SEC 89 заводов в 14 странах, 64 тыс. служащих во всем мире, из них 51 тыс. в Корее.)

Работа на сборочном конвейере интенсивна в любой стране и фирме, для того он и был придуман стариной Фордом. Не исключение и заводы Samsung. Как и на Тайване, здесь работают в основном девушки не старше 25 лет — «зарабатывают на приданое». Они все делают значительно точнее и аккуратнее мужчин, считают руководители завода, к тому же курят они значительно меньше мужчин, а курение на заводе строго ограничено как территориальными рамками (есть специальные, весьма живописные курилки, оборудованные в тени деревьев вдали от цехов), так и временными (не более двух перекуров в день по 15 мин).

Более «взрослых» представительниц прекрасного пола на территории предприятия можно встретить разве что среди персонала столовой. Заведение для питания сотрудников завода Samsung вызывает уважение не только своими размерами, но и скоростью обслуживания. Шутка ли, накормить 25 тыс. человек! Ведь посещают столовую большинство сотрудников, поскольку 1 — 2 долл. за комплексный обед при средней зарплате на конвейере в 800 долл. — цена вполне доступная для рабочих.

Поэтому цех за цехом, стройными рядами прибывающие рабочие, ни минуты не задержавшись у касс (их просто нет), встают в быстро движущиеся очереди, а получив подносы с едой, дисциплинированно рассаживаются, прямо-таки плотно «упаковываются» за длинные столы и буквально через несколько минут слаженной работы челюстями уже уносят посуду на мойку. По пути к выходу из соответствующих машин можно получить салфетки и налить в бумажный пакетик емкостью не более 100 мл воду выбранной температуры. На случай дождя на выходе имеются желтые зонтики с логотипом Samsung. Самая последняя, обязательная операция, завершающая обед, происходит уже на территориях цехов. Это чистка зубов.

В обстановке строгой секретности

«Samsung в настоящее время устанавливает оборудование для линии пятого поколения, которая будет работать с подложками еще больших размеров — 1100x1250 мм. По плану она должна начать работу в сентябре». Это фраза из моей статьи, опубликованной летом прошлого года в Computerworld Россия (http://www.osp.ru/cw/2002/31/014_1.htm). Тогда этот шаг был явно направлен на то, чтобы догнать лидера — совместное предприятие двух гигантов: LG и Philips, уже работавшее со стеклами размером 1100x1200 мм. (Кстати, как оказалось, территориально его цеха расположены буквально через улицу от завода Samsung в г. Куми, что в трех часах езды от Сеула.) Хорошо видная с территории последней огромная надпись «LG — Philips» на стенах их цехов, наверное, весьма раздражала соседнего «корейского тигра», и он подготовил «большой прыжок» — запуск технологической линии сразу седьмого поколения. Она будет обрабатывать подложки размером 1870Ё2200 мм, из которых можно вырезать двенадцать 32-дюймовых или восемь 40-дюймовых экранов! Налицо фантастическое ускорение прогресса в этой области: если между появлением фабрик четвертого и пятого поколений прошло почти три года, то пятое от седьмого будет разделять лишь чуть больше двух! (Линия пятого поколения запущена в октябре 2002 г., седьмого должна заработать в начале 2005 г.) За этими цифрами стоит значительное увеличение экономической эффективности производства, что позволит вывести отрасль из тупика, связанного с недостатком средств на ее развитие. Во всяком случае, SEC скупиться не собирается, планируя в течение последующего десятилетия инвестировать в развитие ЖК-технологий до 16 млрд. долл.! Если разделить на десять, то полученная сумма сделает честь большинству лидеров ИТ-индустрии. Решится ли кто-нибудь из них поднять брошенную перчатку?

К сожалению, нам не удалось даже краешком глаза взглянуть на процесс производства самих пластин, но зато мы побывали на сборочных участках ЖК-мониторов, ноутбуков, принтеров и жестких дисков.

Тайна трех ударов

К сборочным производствам применима известная фраза классика о счастливых и несчастных семьях. Процессы сборки всех на свете популярных моделей мониторов внешне похожи как две капли воды. Не исключение и сборка мирового лидера — фирмы SEC. Но есть один маленький нюанс: перед самой упаковкой девушка-сборщица наносит по боковой поверхности работающего монитора три достаточно сильных удара специальным инструментом на длинной ручке, напоминающим гимнастическую булаву, обернутую белой тканью. Официальная версия — так проверяется качество закрепления элементов и контактов, но внешне данное действие весьма напоминает манипуляции с волшебной палочкой несколько увеличенного размера. Может быть, здесь и кроется тайна популярности этих изделий?

Еще одно объяснение причин лидерства Samsung в секторе мониторов мы увидели в центральном офисе компании. Вы, наверное, уже догадались, о чем идет речь. Ведь на фотографии хорошо видно, что ЖК-мониторы здесь растут прямо на деревьях! Остается только правильно ухаживать за ними и вовремя снимать урожай!

Если же говорить серьезно, то за небольшими внешними отличиями часто скрываются довольно значительные внутренние — система управления качеством и ее ПО. В SEC не пользуются чужими разработками, предпочитая свои программы. Есть отличия и в системе мотивации персонала. На специальных стендах рядом с фотографией рабочего приведен список операций, выполняемых в этом цехе. Напротив освоенной работником функции наклеивается зеленый кружочек. Но значительно более крупные фотографии висят на стенде, где отмечают специалистов, подавших в этом месяце лучшие предложения по совершенствованию производства. Весьма непривычно видеть в такой роли не солидных мужей, а совсем юные девичьи лица. Опровергая мнение о том, что прекрасный пол не честолюбив, с потолка передовых цехов свисают шикарные огромные плюшевые вымпелы с кистями, столь знакомые тем, кому довелось в нашей стране когда-то вступать в пионеры.

Спокойствие гиганта

ЖК-растения

Весьма ярко тезис о «медленном запрягании» иллюстрирует ситуация с выходом SEC на рынок принтеров. Ведь еще два года назад мы были уверены, что никто не дерзнет посягнуть на лидерство Hewlett-Packard в сфере лазерных принтеров, во всяком случае в России. Сегодня в этом уже возникают сомнения.

Цветные лазерные принтеры Samsung уже существуют, мы их видели в цехе сборки. Это пока опытные образцы, однако выдающие весьма качественные отпечатки форматов А3 и А4. На вопрос о том, когда же их получит российский потребитель, нам ответили, что идет их доводка, а там посмотрим. Опытный бегун, зная свою силу, может спокойно отсидеться за спинами соперников.

Впечатления по выходе из музея

В музее Samsung на территории завода в Сувоне сосредоточена суть подхода этой фирмы к ведению бизнеса. Особенно это заметно при сравнении его с музеем фирмы Hewlett-Packard, расположенным в ее штаб-квартире в Силиконовой долине. Возможно, в этом проявляется различие в восточной и западной ментальности вообще. Если первый напоминает наши масштабные экспозиции официозных выставок времен развитого социализма, где все, начиная от бюста отца-основателя до самых передовых экспонатов, должно свидетельствовать о мощи и размахе бизнеса, то второй — небольшая комната с одной не слишком юной сотрудницей и немногочисленными экспонатами — скорее клуб друзей фирмы.

Lego-line. Гибкость гиганта

Безусловно верно то, что все больше изделий, выходящих из стен заводов Samsung, продается под собственной торговой маркой компании. Но тем не менее на сборочных линиях сделано все, чтобы облегчить перенастройку производства под выпуск других изделий. По сведениям тамошних специалистов, на это требуется не более пяти минут. Есть даже перекидной набор табличек, на которых заготовлено название продукции, выпускаемой в данный момент. На сборке ноутбуков можно увидеть не менее десятка знакомых и не очень названий компьютеров, изготавливаемых для других фирм.

Для нетиповых изделий дополнительно создан специальный набор стандартизованных сборочных мест, из которых можно составить любую требуемую последовательность операций. Каждый такой стол оснащен собственной движущейся лентой, перемещающей продукцию, и настраиваемыми полочками для аппаратуры и инструмента. Перекатив на колесиках, расставив в нужном порядке эти столы и подсоединив компьютеры системы контроля, можно быстро начать выпуск новой продукции или резко увеличить пропускную способность старых линий. За сходство с детским конструктором эти производственные участки там называют Lego-line.

(Для справки: один лишь цех по производству ноутбуков в Сувоне производит 40 тыс. изделий в месяц, а в режиме пиковой нагрузки — до 60 тыс. Всего же в отделении персональных компьютеров SEC работает 12 тыс. человек!)

О родстве душ

После мечтаний о далеких звездах, отраженных в первом логотипе Samsung, второй, существовавший до 1992 г., скромно символизировал ключ к нашему, земному миру и был весьма похож на современный вариант. С одной лишь разницей: в последней редакции логотипа ключ должен подходить ни много ни мало к Вселенной.

Мы тоже любим грандиозные проекты космического масштаба — это дает о себе знать азиатская половина русской души. Но в отличие от нас в Корее не забывают, что большие прыжки требуют тщательной подготовки и внутренней дисциплины, а также не стесняются отсидеться за спинами лидеров, чтобы набраться опыта и сил. А дисциплина и порядок начинаются у них с того, справиться с чем в России по-прежнему нет никакой возможности: уж извините, с туалетов (что очень бы одобрил профессор Преображенский) и дорог. Так что же, Samsung так и обречен быть «нашим всем»?