Нашему журналу исполнилось 15 лет, что, наверное, дает право поразмышлять, как за этот период времени изменилось отношение рядовых пользователей к компьютеру.
Это было недавно, это было давно
Забавно сейчас читать прогнозы развития компьютерной техники в первом номере «Мира ПК», данные тогда известными американскими исследователями. Интересно, что в тех статьях почти не упоминался статус ПК как системы для развлечения. Это и понятно — баснословные суммы, которые требовались для покупки компьютера, могли позволить себе «выложить» лишь крупные научные учреждения. Но время шло, и компьютеры сначала редко, а затем все чаще стали появляться в наших домах.
ПК для развлечения
Как говорится, «вся наша жизнь — игра». И от этого никуда не деться. Игровая индустрия буквально перевернула наше сознание, сделав фантазию почти реальностью. Конечно, разработка игры — занятие дорогостоящее. Потому-то впервые мы увидели серьезные проекты, созданные именно зарубежными компаниями.
Помнится, что еще несколько лет назад на нашем игровом рынке присутствовали в основном продукты иностранных производителей, причем мы получали игры (конечно, речь идет о легальных поставках) заведомо позже их мировой премьеры. Сейчас ситуация на игровом поле изменилась, можно сказать, в лучшую для нас сторону — отечественные разработчики уже зачастую могут дать фору многим именитым «игроделам». Большинство значимых игровых проектов не только появляются у нас в то же время, что и во всем мире, но и, как правило, уже локализованными. Более того, ряд российских компаний вышли со своими проектами на зарубежный рынок, успешно продвигая отечественные разработки, замечу, ничем не уступающие, а порой превосходящие иностранные.
Тенденции последнего времени — создание игровых проектов во Всемирной паутине. Конечно, и ранее можно было «сразиться» по Сети, однако лишь теперь такое времяпрепровождение становится доступным, поскольку во многих крупных городах созданы развитые локальные сети и уменьшилась стоимость тарификации.
ПК для работы
Кто бы что ни говорил, но мое отношение к ПК остается прежним — компьютер в первую очередь должен быть рабочим инструментом и использовать его как игровую приставку по крайней мере расточительно и неразумно. Конечно, игры стоят не на последнем месте в использовании ПК, наоборот, зачастую благодаря им разработчики вынуждены создавать все более совершенные машины, но все же отдавать играм все время (замечу, «не свободное», а именно «все») — жалко. Однако не стоит понимать термин «для работы» в буквальном смысле, т. е. как деятельность, сиюминутно приносящую деньги, ведь использование компьютера дома открывает почти безграничные возможности самосовершенствования. Здесь вам и всевозможные обучающие и развивающие программы по различным дисциплинам, и мощный справочный инструмент, позволяющий обратиться не только к локальным носителям информации, но и к глобальным, что, в свою очередь, снимает почти все границы получения знаний. А как насчет творчества? Обработка цифровых фотографий и видеоизображений; формирование собственных Web-страниц; использование интеллектуальных программ для создания проектов в любой области человеческой деятельности и т. д. и т. п. — все это стало доступным.
Замечу, что развитие обучающих программ шло постепенно и параллельно с совершенствованием игр. Порой даже граница между ними стиралась, и на свет появлялся продукт, призванный помочь получить навыки в той или иной области знания в процессе игры. Сначала разработчики предлагали нам продукты по какой-либо конкретной дисциплине, в основном по точным наукам, которые предназначались для повышения уровня знаний и подготовки при поступлении в вуз. Зачастую они не отличались грамотной проработкой и методологией. В последнее время ситуация меняется, и будем надеяться, что в лучшую сторону. Так как компьютер уже стал обыденной составляющей домашнего и школьного (по крайней мере, в крупных городах) обихода, то, естественно, возросли и требования преподавателей и домашних пользователей к качеству и эффективности обучающих программ. Наметилась тенденция создания законченных программных продуктов, отвечающих требованиям российского образования и охватывающих почти все школьные дисциплины. Причем такое ПО разрабатывается на конкурсной основе, и можно ожидать, что только лучшие продукты увидят свет. Появляющиеся программы уже можно использовать и в школе, и в вузе, поскольку они реально способны оказать помощь при подготовке к занятиям как преподавателям, так и ученикам.
Делу время, потехе час
Итак, что же представляет собой современный компьютер для дома? Мне кажется, все возвращается «на круги своя». Сначала ПК воспринимался большинством как сложный «агрегат», доступный только узким профессионалам. Потом наступил бум компьютеризации, и это устройство чуть было не превратилось в игровую приставку. Оно и понятно — общий уровень компьютерной грамотности тогда оставлял желать лучшего. Наверное, из-за отсутствия хороших и доступных программ трудно было найти компьютеру другое применение. Однако сейчас ситуация, как мне кажется, становится такой, какой ей и следует быть. Наверняка родители, покупающие своему ребенку компьютер, в первую очередь видят в последнем помощника, способного помочь их чаду развить творческие способности, а также улучшить успеваемость в школе или институте. И это очень хорошо. Может быть, я не прав, но компьютер все же сначала умный инструмент, а уже потом — игрушка.