Среди участников, выступивших с докладами, кроме членов коалиции были представители компаний «Яндекс», Ernst & Young (CIS), Data Fort, Corbina Telecom, «РТКомм.РУ», «МТУ-Интел» и др.
Работа конференции проходила в форме заседаний и круглых столов. Выступившие с докладами в первый день выбрали в качестве темы проблему «спам и общество». Анализ законодательного регулирования спама в России и мире, проведенный несколькими докладчиками, привел аудиторию к единодушному мнению о необходимости участия заинтересованных лиц и компаний в законодательных инициативах.
Выступления представителей компаний, обслуживающих интернет-сообщество, касались влияния спама на публичные сервисы (Mail.ru), на взаимодействие сетей в Интернете («Яндекс») и на деятельность крупных интернет-провайдеров; в частности, речь шла о проблеме рассылок сообщений в этих условиях (ОАО «РТКомм.РУ»). В одном из докладов (ЗАО «Интернет-проекты», Subscribe.ru) рассматривалась альтернатива спаму в виде сервиса почтовых рассылок, «рекламы, которую ждут», подразумевающего собственно рассылки (новостные, прямые адресные) и спонсорство.
Участники круглого стола после первого дня работы конференции пытались решить, что делать со спамом, используя согласованные действия государства и общества: «уничтожать или цивилизовывать»? Естественно, дискуссия коснулась допустимых и запрещенных средств рекламы, отличий спама от «цивилизованных» рассылок почтовых сообщений, обсуждалось, кто и как должен определять, является ли конкретное сообщение спамом, а также кто такие рекламодатели: клиенты спаммеров и потребители спама? Не оставили без внимания и вопрос о том, каким должен быть в РФ будущий закон о спаме.
Второй день конференции был посвящен техническим средствам борьбы со спамом, на отдельных заседаниях обсуждались общие технологические методы, а также используемые поставщиками интернет-сервисов, в корпорациях и частными пользователями. Обзор методов фильтрации спама, сделанный И. Ашмановым, включил характеристики формальных и лингвистических методов, в частности их полноту, точность и применимость в различных случаях. Интересно, что были рассмотрены и соответствующие действия спаммеров по преодолению преград в виде контентных фильтров. В докладе Н. Федотова (ОАО «РТКомм.РУ») был проанализирован пример корректного применения для борьбы со спамом «черных списков», составляемых на основе протоколов DNS (службы доменных имен) и позволяющих строить соответствующую корпоративную политику. Была также отмечена целесообразность создания списков первого и второго рода в связи с тем, что следует выделить в отдельную группу тех спаммеров, которые активно противодействуют борьбе со спамом. Еще одно методическое направление противодействия спаму связывают с распространением программных средств аутентификации, о котором рассказал разработчик программы WinAntiSpam В. Литвиненко. Доводы pro et contra, высказанные о таком подходе, вызвали оживленную дискуссию среди участников конференции.
Доклады представителей компаний, осуществляющих интернет-сервисы, касались методов обнаружения спама, связанных с массовыми рассылками писем, фильтрацией сообщений в национальной почтовой службе Mail.ru, а также с принципами и техническими способами работы с незапрашиваемой корреспонденцией на почте «Яндекса».
А. Тутубалин из компании «Ашманов и Партнеры» предложил вниманию участников рассказ о сигнатурном методе распознавания одинаковых писем в большом объеме почты и об использовании голосования пользователей для повышения эффективности распознавания. В. Габриелян из Mail.ru оценил предлагаемую пользователям фильтрацию спама на основе черных списков и контента, а также с помощью сервиса «Пожаловаться на спам». И. Сегалович из «Яндекса» в своем докладе рассказал о методе обнаружения массовых рассылок, разработанном в компании и опирающемся на лингвистический анализ «шинглов» (shingles), специальных цепочек из слов почтового сообщения. Кроме того, весьма интересны суждения докладчика по вопросам идеологии и методологии борьбы со спамом, которые можно найти в опубликованном тексте, предоставленном участникам конференции.
Последнее заседание было посвящено программному обеспечению, доступному корпоративным и персональным пользователям электронной почты. Были рассмотрены следующие продукты для фильтрации спама: «Дозор-Джет», предназначенный для реализации правил фильтрации при осуществлении общей политики безопасности; семейство MIMEsweeper, направленное против внешнего и внутреннего корпоративного спама; добавления к программам Microsoft Exchange и Outlook, а также Kaspersky Anti-Spam для корпоративных и индивидуальных пользователей. О практическом применении специализированного Relay-сервера с предустановленной программой от «Лаборатории Касперского», интегрированного в корпоративную почтовую систему, доложил С. Курьянов из фирмы «Поликом Про».
В завершение конференции состоялся круглый стол на тему: «Имеет ли задача решение?» Оказалось, что это вовсе не задача, а проблема, состоящая из множества взаимоисключающих задач, сложность которых усугубляется тем, что они имеют не только технологический, но системный характер. При этом организационно-технические и экономические интересы сталкиваются с интересами человека как такового со всеми его социальными и психофизиологическими особенностями. Ко всему этому добавляется открытый характер Интернета как системы, в которой наименее развита организационная часть. В результате складывается впечатление, что законотворческая деятельность будет мало способствовать успеху в борьбе со спамом до тех пор, пока правовая и организационная основы работы пользователей в Интернете будут оставаться на существующем уровне весьма слабой устойчивости. Разве не об этом говорят опасность вирусных атак, отсутствие сколько-нибудь приемлемых средств управления действиями пользователей, а теперь и действия спаммеров.