Электронная почта и Web — самые простые и наиболее используемые службы Интернета, но кроме них есть множество других протоколов и технологий. Большую группу образуют технологии интерактивного общения. Первой такой программой была команда talk, которая позволяет устанавливать связь между двумя пользователями. Правда, в применении она слишком сложна: чтобы начать сеанс общения, оба участника должны согласованно совершить несколько действий, не зная, что делает в этот момент предполагаемый собеседник. В результате толку от этого протокола было мало, да к тому же общаться по нему можно было только двоим.
Конечно, пользователям Интернета хотелось разговаривать в режиме реального времени и желательно с несколькими людьми. Такая технология также была вскоре разработана и сразу приобрела популярность. Эта широковещательная технология общения через Интернет называется chat (в Linux программа с таким именем предназначена для других целей). В качестве протокола для общения используется Internet Relay Chat (IRC), по которому можно разговаривать не только один на один, но и целыми группами. Протокол позволяет клиенту давать на сервер команды по поиску групп и подключению к ним, а также средства для управления дискуссиями в этих группах общения.
Знакомый интерфейс Licq |
Для работы с данным протоколом в Linux есть несколько клиентов: Chatzilla, интегрированная в пакет Mozilla, X-Chat, написанный с использованием среды GNOME, и KSirc, основанный на KDE. Все они позволяют работать с IRC-серверами для общения в диалоговом режиме. Различных серверов для этого в России много, хотя сейчас пользователи в основном предпочитают Web-chat, для которого достаточно браузера. Очевидно, что специализированные клиенты более оперативны и эффективнее используют полосу пропускания, однако для работы с ними придется изучить набор команд протокола IRC и хорошо разобраться в работе конкретных IRC-серверов.
Разговорные chat-серверы стали довольно популярны, но они все-таки не обеспечивали постоянного общения с тем, кто вам нужен, — в диалогах принимали участие только люди, в текущий момент подключенные к серверу. Чтобы связаться с определенным человеком, приходилось заранее договариваться с ним о времени следующего диалога, например, с помощью электронной почты. Поэтому возникла потребность в системе, которая могла бы самостоятельно узнать, находится ли такой-то человек на связи или ему нужно оставить сообщение, а он прочитает его при следующем заходе. Так появилась концепция системы, объединяющей в себе интерактивную и неинтерактивную составляющие. Это так называемые технологии мгновенной передачи сообщений (instant messaging), наиболее известная из них — ICQ. Она представляет собой смесь из Web, электронной почты и системы диалогового общения через Интернет.
Общение через Gaim |
Чтобы воспользоваться системой ICQ, нужно зарегистрироваться на сайте www.icq.com и получить индивидуальный номер; по нему-то в дальнейшем вас и будут идентифицировать. Для работы с ICQ необходим специализированный клиент, который получает и отображает оперативные данные о том, кто в данный момент подключен к системе, т. е. находится в режиме on-line. Использование Web-браузера хотя и возможно (на www.icq.com есть такой интерфейс), но в нем трудно отследить, подключен ли человек к системе. Для Linux есть специализированный клиент ICQ, который называется Licq, имеющий все необходимые функции для работы по этому протоколу. В дистрибутивах также поставляется более общий клиент gaim, написанный на GTK+ и работающий не только с ICQ, но и с множеством других аналогичных систем: AIM, MSN, Yahoo! и др. Более скромными возможностями обладает Kit, который входит в пакет KDE и является клиентом только для AOL Instant Messanger (AIM). Так что в Linux есть все возможности для сетевого разговора с пользователями Интернета по всему миру.
ОБ АВТОРЕ
Валерий Коржов — обозреватель еженедельника «Computerworld Россия». С ним можно связаться по е-mail: oskar@osp.ru.