Когда в 1995 г. я написал первую статью о нелинейном видеомонтаже («Мир ПК», №11/95, с. 141), то воображение отказывалось верить, что бушующие потоки видеоинформации будут успешно обрабатываться на персональном компьютере. Поражали и цены: двухпроцессорные платы-монстры для ввода изображения стоили более 1000 долл., а затраты на весь программно-аппаратный комплекс зашкаливали за 20 тыс. долл. Но не прошло и полгода со дня выхода той публикации, как появились новые разработки, дававшие возможность всем желающим делать фильмы для дома и работы вполне приемлемого качества. У меня же после первых опытов сложилось мнение, что, несмотря на все успехи ИТ, нелинейное редактирование видео на ПК — дело, требующее много сил и времени. Последнего, как всегда, катастрофически не хватало, и я был вынужден эту тему на несколько лет закрыть. А недавно к нам в редакцию попал на тестирование программно-аппаратный комплекс (приходится прибегать к сухой технической терминологии, чтобы назвать столь элегантную вещицу, дизайн которой создан в бюро «Порше»), заставивший меня в значительной степени пересмотреть мои взгляды на этот вопрос.

В коробке с надписью Pinnacle STUDIO MovieBox USB находилось серебристое, с округлыми обводами внешнее устройство. В нем все было интуитивно понятно. Аналоговый видеосигнал через S-Video или RCA-разъемы подается от источника на находящуюся внутри него плату ввода и сжатия, а затем через интерфейс USB2 поступает в ПК. Правда, оказалось, что мой ноутбук обладает лишь шиной USB1. И хотя устройство прекрасно смотрелось с моим компьютером, ОС Windows XP по-товарищески предупредила о их неполном соответствии. Однако в дальнейшем, кроме моего сожаления о быстротекущих интерфейсах, это никаких осложнений не вызвало.

В отличие от сотрудников «Мира ПК», большинство русскоязычных ИТ-журналистов для обозначения процесса ввода видео в ПК по-прежнему употребляют кальку с английского слова catch — «захват». Если раньше этот боевой термин хоть как-то отражал необычность и сложность «отлавливания» из аналогового видеосигнала отдельного кадра и его оцифровки, то сейчас извне этот процесс выглядит до скучного просто. Подключил разъемы, установил и запустил Studio 8 (в Windows XP все проходит гладко, в Windows 98 возможны трудности), указал формат вводимого видеосигнала (NTSC, PAL), необходимое качество ввода (Video-CD, S-Video, DVD), максимальную продолжительность, способ разбиения на сцены — и можно нажимать на клавишу «Захват».

Вводимое изображение тут же воспроизводится в контрольном окне программы (со звуковым сопровождением), и лишь небольшая задержка свидетельствует о том, что оно, прежде чем достигнуть наших органов чувств, уже прошло сложный процесс преобразования в формат MPEG со степенью сжатия и, увы, потерями, определяемыми заданным качеством. Но, к сожалению, не всегда наши желания совпадают с нашими возможностями. Встроенный в Studio 8 счетчик сразу же укажет, насколько они соответствуют имеющемуся на жестком диске свободному пространству. Если драматического противоречия не возникло и процесс запущен, то вы сможете не только радоваться (либо ужасаться), наблюдая за вводом материала, но и на ходу корректировать его характеристики, например громкость звука и яркость. А иногда стоит во всем положиться на ПК и отправиться спать.

Но вот сырье для видеотворчества уже добыто. Если еще не брезжит рассвет, то переходите к редактированию. Нажмите соответствующий пункт меню, дайте имя своему проекту, выберите из списка файл с исходным материалом и начинайте складывать будущий шедевр. Для этого есть огромное число различных кубиков-заготовок. Нужны титры? Пожалуйста, если у вас нет своего, то на выбор предлагается большое число фото для фона. Разместите на нем имена будущих звезд кино и задайте длительность их (имен) демонстрации, а затем переходите собственно к сюжету.

Нужные сцены, первые кадры которых демонстрируются в окне для «видео-руды», просто перетаскиваются на поле фильма. Одновременно они автоматически запоминаются, и как бы намертво приклеиваются к определенному участку вашего шедевра (однако все же полезно проект периодически сохранять вручную). Потом как угодно «режьте» их с помощью усовершенствованной «гильотиночки» с двумя ножами, позволяющими отделять части сразу и от начала, и от конца фрагмента, корректируйте параметры звука и изображения, снабжайте звуковым сопровождением, выбирая из обширного банка известных мелодий и эффектов, вставляйте между сценами разнообразные нелинейные переходы. Допускается даже попросить «автоматического композитора» сгенерировать закадровую мелодию в заданном вами стиле... В общем, всего не перечислить. Но самое главное, что во всем этом нет необходимости. Достаточно лишь ввести в ПК видео как одну сцену, а затем, нажав кнопку, вывести в нужном формате!

Когда сакраментальное «The End» будет поставлено, превращайте проект в файл с фильмом и, если пожелаете, то выводите его на внешние носители. Выбор формата файла определяется целями его дальнейшего использования. Если хотите опубликовать в Интернете, то выбирайте RealVideo или Windows Media, создать Video CD — MPEG-1, записать на DVD-диск — MPEG-2. А уж если вы решили просто смотреть на ПК, то вам нужен AVI. В системе Studio 8 все предусмотрено и для публикации творений в Сети, и для отправки по электронной почте, и для «прожигания» соответствующих оптических дисков.

А теперь снова о времени. В системе видеообработки Studio 8, входящей в комплект Pinnacle STUDIO MovieBox USB, сделано все, чтобы его сэкономить. Прилагаются подробное печатное руководство (правда, на английском) и толково составленная система помощи на русском, а также и сама программа, в которой собрано все необходимое для быстрой реализации авторских задумок. Конечно, если бы система понимала запросы типа: «По щучьему велению...», то на создание шедевров потребовалось бы еще меньше времени. Но и тогда формулировка второй части мысли предполагает процесс творчества, а значит, и временных затрат.

Образцы для тестирования были предоставлены фирмой «Стоик».


Три совета

  • Обработка видео является чрезвычайно ресурсоемкой процедурой и не прощает скрытых дефектов вычислительной системы, поэтому во избежание разочарований лучше всего на месте покупки опробовать комплекс в деле, договорившись о "тест-драйве". В фирмах-поставщиках с хорошим сервисом вам с удовольствием пойдут навстречу.
  • Тем, у кого в компьютере осталось место для установки платы расширения, более дешевым вариантом будет внутренняя модель Pinnacle STUDIO MovieBox.
  • Обладателям цифровой камеры стоит приобрести более совершенную модель - Pinnacle STUDIO MovieBox DV. Это позволит им удобно коммутировать, вводить и редактировать как аналоговые, так и цифровые видеосигналы. На выходе этого комплекса информацию также можно получать и в аналоговом, и в цифровом виде.