Шахматы и компьютер. Два величайших творения человеческого разума, разделенные веками. Они настолько подходят друг к другу, что еще на заре компьютерной эры люди пытались научить громоздкие машины делать первые ходы по шахматной доске. А в наше время повзрослевший компьютер не только играет не хуже своего создателя — человека, но и заставляет краснеть известных гроссмейстеров. Как повезло компьютеру и как не повезло шахматам! Еще лет десять назад детей можно было обучить играть в шахматы (используя, кстати, и компьютер), а вот теперь, пожалуй, к ним приходится приучать.
Существует множество детских шахматных программ, однако большая их часть так и не ушла от красиво оформленной «обучалки». Помочь они, конечно, смогут, а вот завлечь ребят — вряд ли. Ведь если есть интерес к игре, то можно и по книжке позапрошлого века обучиться, а если нет, то его следует прививать. А чем еще вы увлечете ребенка, как не красивой сказкой? И пусть это излишне громко звучит, но похоже, такая сказка появилась.
Первое ощущение, которое испытываешь при знакомстве с программой «Большое шахматное путешествие» фирмы Terzio, издаваемой в России компанией «МедиаХауз», — легкий шок. Причем вызывают его сразу несколько причин. Будь я современным Далем, то первой записью в моем словаре стало бы «Macromedia — аляповатый комикс». Здесь же становится очевидным, что настоящий художник способен писать шедевры даже вилами на воде. Познакомившись с доброй сотней игр, созданных с применением Projector, могу сказать, что анимация в «путешествии» — это просто откровение. Тут нет ни буйной динамики, как в «отрендеренных» мультфильмах, ни нарочитой искусственности. Дизайнерам удалось недостатки технологии реализовать в виде здорового примитивизма и создать удивительно живую и радостную атмосферу.
Кроме того, порадовали как несложный, но оригинальный сюжет, так и приятные стихи и остроумный текст. Редко увидишь детскую программу, лишенную менторского тона и фальшивой доброжелательности. «Путешествие» — это настоящая игрушка без комплексов, не имеющая и намека на пошлость, она дружелюбна без лицемерия. Именно на таком языке следует говорить с современным ребенком, чтобы не вызвать у него отторжения.
Так какой же продукт облекли в столь оригинальную форму? Сюжет игры на редкость прост и прямолинеен, и события идут как по рельсам. Белый король, правитель маленькой шахматной страны, утомился от государственных дел и отправился с супругой в недолгий отпуск. Замещать отца на троне, как и полагается, остался его маленький сын Фриц. Вместе с ним и его верной помощницей, итальянской кузиной Бьянкой, и нам предстоит поучаствовать в увлекательных приключениях. А они, как водится, не заставили долго себя ждать.
Откуда ни возьмись, в тронном зале возникает глашатай и торжественно объявляет тревожную новость: черный король прослышал об отъезде белого и злодейским образом вызывает ребенка на дуэль. Подлец рассчитывает отомстить за давнее поражение, нанесенное еще дедушкой Фрица. Пренебречь вызовом нельзя — на кону королевская честь. И все бы ничего, да только маленький Фриц совершенно не умеет играть в шахматы. Так что придется ему побыстрее научиться, да и нам вместе с ним. В этом нелегком деле принцу будут помогать Бьянка и добродушный толстяк король Палитра, который отведет детей в тренировочный зал — Шахмат-холл. По пути вся троица повстречает удивительных обитателей шахматной страны, которые покажут принцу основные ходы фигур в игре. Эти упражнения призваны в первую очередь вызвать у игрока ассоциации с каждой фигурой и ее «повадками». Причем сделано это очень удачно и с изрядной долей юмора. Никогда раньше не догадывался, до чего короли на доске похожи на борцов сумо. А идея «арканоида», где шарик двигается только по диагонали и вместо кирпичиков надо разбивать унитазы, просто уникальна. Нет, это не сценка из Бивиса и Баттхеда, просто ребенок учится управлять слоном.
За подобными занятиями дорога к Шахмат-холлу пролетает незаметно, тем более что каждый новый экран сопровождается веселыми шутками и стишками, совершенно не режущими слух (спасибо локализаторам). Добравшись же до места, Фриц и Бьянка оказываются под руководством лучшего на свете наставника — мудрого мышонка Гарика. За долгие годы в Шахмат-холле Гарик настолько хорошо изучил шахматы, что даже сумел победить черного короля и довел бедолагу до сущей паранойи: злодей возненавидел мышей и окружил себя бастионом мышеловок. И вот теперь Гарик с радостью передаст свой богатый опыт Фрицу. Задания, конечно, станут сложнее и серьезнее — принц должен постичь тактику игры. Зато каждый успех будет поощряться кубком, а специальные весы покажут, насколько игрок готов к финальной битве. Когда же все задания будут успешно пройдены, то Фрицу предстоит товарищеский матч с Гариком, после чего можно смело садиться за одну доску с черным королем. Во время решающего сражения Гарик всегда подскажет нужный ход, а при таком раскладе сил мат злодею неизбежен. Ну а потом триумф, гордые за сына родители и, надеюсь, любовь к шахматам с непременным желанием учиться дальше.
Подводя итог, просто необходимо сказать, что программа удалась на славу. И пусть в шахматы она играет слабовато, а надпись «Fritz» на обложке — скорее для родителей, но ведь и диск-то детский. Для детей же важно не обладать раскрученной маркой, а получить искреннее удовольствие от оригинальной игры и радость от открытия целого мира. Мира шахмат.
Большое шахматное путешествие
Системные требования: Pentium II-233, 32-Мбайт ОЗУ, 8Х-дисковод CD-ROM, видеосистема, поддерживающая разрешение 800x600 точек при отображении 65 536 цветов, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 95/98/2000/Me/XP.
Разработка: Terzio
Издание: «МедиаХауз»