Технология RFID (радиочастотная идентификация) претендует на то, чтобы сменить в магазинах привычные штрихкоды для считывания лазером на радиоярлыки. Чтобы узнать, какой товар стоит на полке, достаточно будет провести сканером вдоль рядов.
Читатели резонно могут возразить, что их жилищ эта технология вряд ли коснется. И ведь в магазины-то большинство из вас, как правило, ходят! Но даже если вы общаетесь с внешним миром исключительно через службу доставки, то все равно от успехов и неудач RFID будут зависеть стоимость и скорость перемещения продуктов.
В общих чертах радиочастотная идентификация отличается от считывания штрихкодов следующим: вместо лазерного луча на метку падает радиоизлучение, энергия которого (вдумайтесь в уровень чувствительности!) используется меткой, чтобы считать зашитую в ней информацию и передать ее на сканер. Так как радиоволны способны проникать через неметаллические предметы и распространяться на значительные расстояния, то операторам больше не придется аккуратно проводить сканером вдоль каждой упаковки.
К сожалению, только в теории все выглядит великолепно. RFID-технологию кроме главного бича всех инноваций — высокой цены сопровождают еще и проблемы с безопасностью. Так, группа инициативных граждан обнаружила, что можно переносить информацию с одной метки на другую с помощью обычного КПК, имеющего беспроводной адаптер. Что в этом плохого? Например, подошли к мылу, перенесли ценник на ноутбук и купили мобильный компьютер по цене хорошего душистого мыла. Поэтому пока данная технология проходит только обкатку, из крупных торговых сетей ее использует лишь Metro. Причем маркируются не отдельные упаковки товаров, а сразу контейнеры, поскольку RFID-устройства дорого обходятся производителю. Это обусловлено, в частности, тем, что схема должна быть способна питаться от внешнего электромагнитного поля — значит, сканерам приходится улавливать очень слабое излучение, которое к тому же интерферирует с сигналами от соседних упаковок. А встраивание элементов питания или использование перепрограммируемой памяти (что позволило бы не отдавать ярлык покупателю, а использовать вновь) также делают RFID-ярлыки неразумно дорогими.
Так что 2005 год покажет, распространится ли эта технология или покупатели смогут познакомиться с ней только в экспериментальном «Магазине будущего» в Германии.