Из череды схлынувших в Лету празднований Нового года вдруг вcплыли полузабытые вопросы, когда-то волновавшие мальчишек, в заснеженных дворах сколачивавших отряды для игры в войну: «Ты за красных или за белых»? Теперь в почете другие забавы: ребята сражаются на компьютере, а повзрослевшие мальчики, воевавшие когда-то на улице, борются за кошельки их пап и мам, предлагая им все новые и новые формы электронных развлечений. За прошедший год родители уже смирились с новым словечком «камерофоны». Прогрессирующие коммуникаторы стали им почти понятными и родными. Новые поколения персональных «аудиодебилизаторов» на флэш-памяти и жестких дисках, совмещенные с радиоприемниками и диктофонами, а то и даже со средствами чтения электронных документов, значительно укрепили позиции на шеях как чад, так и их родителей. Есть угроза, что столь же неизбежными э-украшениями вскоре станут появившиеся в конце прошлого года миниатюрные аудио- и видеокомбайны.
Что же, в коммуникационно-развлекательной области микроминиатюризация и повышение производительности обеспечили вожделенный переход к новому качеству, а вот в мире ПК череда технологических новаций прошлого года пока не дала подобного эффекта, зато здесь налицо плодотворные маркетинговые искания и находки.
Можно, ерничая, называть это заворачиванием старых идей в новые обертки, но успех в России проекта Depo Ego фирмы Depo Computers («Мир ПК», № 5/04, с. 48), стартовавшего только в марте истекшего года, а к его исходу отвоевавшего 30% рынка домашних ПК известных торговых марок, настраивает на более серьезное отношение к данному явлению. Впервые в отечественной практике систему для дома проектируют и продают, строго соблюдая все законы потребительского рынка. Этот продукт, «абсолютный» в смысле совершенной готовности к эксплуатации, по строгости запрета изменения ОС в течение гарантийного периода обошел даже Macintosh, для которого подобные действия не возбраняются. Видимо, уверенность в решении возникающих проблем, полученная в обмен на ограничение вольницы, и привлекла многочисленных покупателей (предполагалось, что до конца года будет продано значительно более планировавшихся ранее 50 тыс. систем).
Еще одну старую идею, на этот раз тонкого клиента, на новом поле домашних пользователей Бразилии, Индии, Мексики, Китая и России собирается культивировать «кооператив» во главе с AMD, куда входят фирмы Samsung, Seagate, Macromedia и Solectron. Их творение представляет собой коробочку вдвое больше обычной мыльницы. Эту «вещь в себе» можно только включить и выключить да подсоединить-отсоединить кабели. Персональный интернет-коммуникатор (ПИК) под управлением встраиваемой ОС Microsoft Windows Powered позволит пользоваться предустановленными браузером и электронной почтой, редактором текстов и электронной таблицей, а также просматривать изображения. Но только пользоваться, все остальные действия будут производиться в мастерских. Цену на эти устройства станут назначать местные интернет-провайдеры, через которых и планируется их распространять. Ясно, однако, что за полную продажу им душ мы вправе ожидать значительных скидок, тем более что сборку планируется вести в странах-потребителях.
За недостатком места воздержусь от развернутых оценок этих проектов. Конечно, теоретически их реализация позволит значительно смягчить проблему цифрового неравенства, обеспечив доступ к ПК миллионов неофитов. Но если меня спросят: «Вы за ПИК или за Депо?», — отвечу: «Продолжаю верить в то, что не в российском пытливом характере останавливаться там, где есть возможность что-то улучшить, докопавшись до сути вещей». Если же начать свое знакомство с миром ПК с описанных выше устройств, то большинство из новобранцев в конце концов пополнит ряды читателей нашего журнала, и мы вместе с ними и в наступившем году, и, надеюсь, еще в течение многих лет, будем обсуждать проблемы и находить решения, а значит, идти по пути прогресса.