Конечно, она живет и здравствует в нашей стране, и не только в виде книжных магазинов вроде Ozon (www.ozon.ru) или Bolero (www.bolero.ru), но и в виде холдингов, например eHouse (www.ehouse.ru). Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) в своем отчете оценила объем соответствующего рынка в России на конец 2004 г. более чем в 3 млрд. долл. Эти результаты получены на основе маркетинговых исследований рынка и анкетирования участников всех его секторов — B2B, B2C, B2G, а также ИТ-служб и департаментов продаж крупных российских компаний. Львиная доля этого рынка — 2,13 млрд. долл. — приходится на нишу B2G, предприятий с государственными структурами, далее следуют B2C — 662 млн. долл. и B2B — 442 млн. долл. При этом лишь 44% компаний используют Интернет для закупочной деятельности, приобретая в основном вспомогательные товары, а из них 46% делают закупки сырья на электронных торговых площадках (ЭТП). В качестве канала закупочной деятельности предпочтение отдано сайтам поставщика в 37,5% случаев, B2B-площадкам — в 25, собственному сайту — в 24, сайтам корпоративных сетей — в 23 и электронной почте — в 12,5% случаев. В перспективе 42,3% фирм намерены использовать Интернет в своей деятельности. Для реализации товаров и услуг Интернет используют 61% компаний, при этом основным каналом продаж является собственный сайт у 83% из них, через корпоративные сети товары реализуются у 17% респондентов, а на ЭТП и через электронную почту — у 9% и 8,3% соответственно. Отношение к электронной торговле при реализации товаров, по результатам опроса компаний, следующее: ее приемлют около 97%, а негативно настроены и выжидают почти 3%.
Электронная цифровая подпись используется лишь в 2,4% крупных российских компаний.
В отчете НАУЭТ, кроме того, имеются данные о состоянии дел в 2004 г. в рыночных нишах торговли туристическими услугами в России (около 4,16 млрд. долл.) и SMS-услугами (за год объем продаж вырос до 45 млн. долл.), а оборот Интернет-казино составил более 5 млн. долл. Все приведенные данные пока имеют значения, весьма далекие от соответствующих мировых (особенно по американскому рынку).
Компании Computerplaza и IBM с помощью интернет-проекта ibmPlaza решили приблизить продукцию IBM к региональному покупателю в России. Для этого интернет-магазин Computerplaza, доступный любому корпоративному пользователю в стране, реализует предлагаемую IBM концепцию бизнеса по требованию (on demand), благодаря чему совместный проект «магазин в магазине» открывает новый для Computerplaza интернет-канал продаж в России. В ассортименте данного интернет-магазина имеются модели ноутбуков IBM ThinkPad серий X, T и R, ПК IBM ThinkCentre различных ценовых категорий и широкий выбор аксессуаров. В нем также можно получить подробную информацию о товарах и купить серверы Intel-архитектуры семейства IBM eServer x Series. Большинство из приобретаемых в интернет-магазине Computerplaza продуктов в рамках проекта ibmPlaza может быть доставлено покупателю в течение нескольких часов.
А в конце ноября 2004 г. общепризнанным лидером электронной торговли в России стал холдинг eHouse, который в связи с десятилетием Рунета награжден Национальной премией российского Интернета. Несколько раньше, в октябре, журнал «Финанс» опубликовал рейтинг 500 крупнейших компаний России («Финанс-500»), в который также вошел холдинг eHouse (www.finansmag.ru/offline/num78/glavnay_tema).
Г. Р.