Как подружиться с Intel?
Конец прошлого года ознаменовался настоящим подарком для компьютерных обозревателей — компании Intel и nVidia наконец-то заключили кросслицензионное соглашение.
Луис Бернс, вице-президент Intel: «Наше соглашение — знаковое для обеих компаний. Еще более важно то, что от него выиграют наши клиенты» |
Началась эта история в 2000 г., когда фирма nVidia объявила о намерении выйти на рынок наборов микросхем. Казалось естественным, что она обратит внимание в первую очередь на рынок систем на базе ЦП компании Intel. Однако был представлен только nForce, поддерживающий процессоры Athlon. Почему же оказался проигнорирован конкурент, более перспективный в плане доходов? Официальной информации не поступало, но «осведомленные источники» называют в качестве причины конфликт между Intel и nVidia по поводу типа поддерживаемых процессоров. Intel как раз в то время запустила Pentium 4, но он был слишком дорог, и компания nVidia предпочла бы создавать системы для Pentium III. Однако такой расклад не устроил Intel, с трудом переводившей пользователей на Pentium 4 (спасибо памяти Rambus); возникло опасение, что слишком удачные наборы микросхем для Pentium III продлят ему жизнь.
Трудно сказать, кто больше выиграл от того конфликта. Компания nVidia, сосредоточившись на системной логике для процессоров AMD, заняла на нем лидирующие позиции. У корпорации Intel, после того как она отказалась от памяти RDRAM, не возникало заметных проблем с наборами микросхем, и значит, Intel не пустила лишнего конкурента на свой рынок. А вот в 2004 г. обе компании вновь сели за стол переговоров и заключили соглашение.
С чем же это связано? Во-первых, за прошедшие годы nVidia поумерила свою гордыню, так как ударную пятилетку выдал ее конкурент — фирма ATI. Теперь уже гигант игровой индустрии nVidia не является единственным законодателем мод, и каждый набор микросхем ATI — потенциальная угроза ее будущему. Сейчас наборы микросхем со встроенной графикой по объемам продаж сравнимы с дискретными решениями.
Джен-Хсун Хуанг, президент nVidia, согласен с Бернсом: «Наши две компании работают вместе в интересах конечных пользователей» |
Почему же Intel так долго размышляла и какие новые обстоятельства заставили ее все-таки пойти на кросслицензионное соглашение? Думаю, самый мощный фактор — введение компанией nVidia технологии SLI. Корпорация Intel просто не могла позволить, чтобы системы на базе ее процессоров не давали возможности обеспечить двойную производительность. Кроме того, по данным журнала PC World, при разработке нового поколения встроенной графики Intel столкнулась с тем, что высокопроизводительные решения нарушают патентные права nVidia. А я уже отмечал выше, что этот рынок очень важен. Причем на данный момент Intel остается безусловным лидером на рынке встроенной графики.
К менее очевидным причинам, подтолкнувшим к заключению договора, можно отнести «Цифровой дом» и... ослабление позиций nVidia за прошедшие пять лет. Теперь не возникает опасения вскормить очередного монополиста, в данном случае на графическом рынке. Что касается «Цифрового дома», то, по информации самой nVidia, ее видеоплатами оснащено не менее 95% компьютеров под управлением операционной системы Media Center 2005. Хотя в этих данных есть большая доля лукавства («Цифровой дом» не обязательно использует эту ОС, число установленных систем мало), в любом случае еще один союзник на этом новом рынке не помешает. Кто знает, какой из видеогигантов сумеет добиться на нем успеха?
Если пять лет назад союз между Intel и nVidia преследовал бы сиюминутную выгоду, то теперь он выглядит скорее соглашением, нацеленным в будущее. Его можно было заключить чуть раньше или чуть позже, но оно должно было состояться.
Легенда за 2 миллиарда
Формально ноутбуки IBM ThinkPad стали китайскими. Какие фактические изменения внесет в них компания Lenovo? |
Если соглашение Intel и nVidia было неожиданностью, то сделка между компаниями IBM и Lenovo Group — настоящая сенсация. Материальная сторона: мобильные и настольные ПК компании IBM, ее торговая марка Think (на условиях франчайзинга) за 1,75 млрд. долл. деньгами, акциями Lenovo и долговыми обязательствами, т. е. меньше 2 млрд. долл. от китайской «Легенды» (Lenovo ранее называлась Legend) за ИТ-легенду, настоящие IBM PC.
Понятно, что доходность компьютерного бизнеса низкая, и большая часть оборудования производится в Китае. В 2000 г. уже просачивалась информация, что IBM готова отказаться от производства персональных ПК, но тогда, видимо, взяло вверх желание отметить 20-летний юбилей IBM PC в 2001 г. Теперь препятствий не оказалось, и история закончилась. Компания IBM сосредоточилась на серверах, а в более широком плане — на предоставлении услуг. Может быть, через 20 лет она отметит другой юбилей, но безумно жаль, что пропала еще одна точка отсчета в ИТ-мире. Мы получили дополнительное напоминание, что компьютеры превратились в ширпотреб. Неужели никто никогда больше не сможет купить настоящий ноутбук IBM?
Представители компании IBM уточняют, что китайцам принадлежит меньше половины акций Lenovo (часть у IBM, остальные у американских инвесторов). Голубой гигант еще вернется? Ведь некогда IBM поступила подобным образом, сначала отделив Lexmark, а позже снова начав производить принтеры.