В мае исполнится восемь лет со дня исторической победы в Нью-Йорке шахматной компьютерной системы DEEP BLUE в матче-реванше против Г. Каспарова. Несмотря на усилия Фэн Сун Су, главного архитектора DEEP BLUE, проект был закрыт, финансирование прекращено. Эстафету программно-аппаратных решений в области компьютерных шахмат подхватил проект HYDRA. По итогам 2004 г. редакция «Мира ПК» признала его лучшим проектом года в области компьютерных шахмат.

Спортивные итоги 2004 г.

Из четырех крупнейших спортивных событий 2004 г. (см. таблицу) HYDRA приняла участие в трех (в Рамат-Гане по политическим мотивам она не выступала); заняла два первых места и одно второе. В Падерборне она нанесла поражение программе FRITZ и сыграла вничью со SHREDDER. В Лейдене HYDRA уступила в очном поединке SHREDDER и завоевала второй приз.

По результатам года это оказалось единственным поражением HYDRA на фоне блестящего результата: +14, -1, =5, т.е. 14 побед, 1 поражение и 5 ничьих (82,5% набранных очков). У ее главного конкурента в этом году — программы SHREDDER, чемпионки мира 1999 и 2003 гг., — результат оказался таким: +18, -2, =7 (79,6%). Две другие ведущие программы несколько поотстали: JUNIOR (чемпионка мира 2002 г.) выиграла чемпионат мира 2004 г., опередив на пол-очка SHREDDER, но остальные соревнования пропустила, а в Бильбао показала худший результат среди команды компьютеров. Что касается FRITZ (чемпионка мира 1995 г.), то она допустила серьезную осечку на чемпионате мира 2004 г., проиграв DIEP и FALCON. Утешением ей может служить удачное выступление в Падерборне и Бильбао.

Результаты в Бильбао можно рассматривать как неофициальные, поскольку программы играли с гроссмейстерами, а не между собой. Тем не менее HYDRA успешно выступала на первой доске, выиграв обе свои партии у чемпиона мира FIDE 2001 г. Руслана Пономарева (Украина).

Помимо этих турниров стоит упомянуть еще два матча: они прошли в августе в Абу-Даби (ОАЭ) в рамках шахматного фестиваля. В «матче титанов», как его окрестили журналисты, встретились HYDRA и SHREDDER. Преимущество HYDRA было подавляющим: 5,5 на 2,5 очка (при общем результате +3, -0, =5). Затем состоялся выставочный матч HYDRA против гроссмейстера Евгения Владимирова (Казахстан, коэффициент Эло 2628), одного из секундантов Г. Каспарова в середине 1980-х годов. Победа HYDRA была безусловной: 3,5:0,5 (результат HYDRA +3, -0, =1).

Что же представляет собой нынешняя HYDRA? Это Linux-кластер на основе RedHat Linux. Его конфигурация: восемь процессорных узлов (по два процессора Intel Xeon 3,06 ГГц на узел). Используется 16 FPGA-плат Virtex I английской компании Alpha Data Systems. Все узлы связаны волоконно-оптическими линиями и соединены высокоскоростной внутренней сетью Myrinet. Суммарный объем ОЗУ составляет 16 Гбайт. Вес этого «монстра» достигает 250 кг. Взаимодействие между компьютером и FPGA-платами осуществляется средствами MPI-сообщений. Программное обеспечение написано на языках Си (для ПК) и Verilog (для FPGA-плат). Основные технические исследования проводятся в Центре параллельных вычислений университета Падерборна.

В команду HYDRA входят:

  • Кристиан Доннингер (Австрия, ведущий программист и главный архитектор);
  • Ульф Лоренц (Германия, ведущий технический эксперт, программист);
  • Эрдоган Гунес (Германия, эксперт по шахматным базам);
  • Алекс Кюре (Германия, эксперт по шахматным базам);
  • Кристофер Лутц (Германия, ведущий шахматный эксперт, чемпион Германии по шахматам в 1995 и 2001 гг.);
  • Талиб Моуза (ОАЭ, шахматный эксперт, международный гроссмейстер).

Спонсором проекта в 2004 г. стала группа компаний PAL Group (ОАЭ), менеджером — Мохаммед Назир Али (ОАЭ), а сам проект сменил название на HYDRA. Ранее финансирование работ Доннингера шло по линии компании ChessBase.

Чтобы подробнее представить лауреата года нашим читателям, менеджер проекта HYDRA М. Али любезно согласился дать эксклюзивное интервью журналу «Мир ПК».

— Этот год был весьма успешным для вашего проекта. HYDRA буквально ворвалась в элиту компьютерных шахмат. Каковы причины такого прогресса?

— Да, с самого начала мы поставили целью подобрать в нашу команду наиболее серьезных и профессиональных специалистов, поскольку намерены создать самого сильного искусственного шахматиста на планете... Кроме того, мы осуществили инвестиции в лучшее оборудование для HYDRA. У нас уже имеется 16-процессорный кластер, который к концу года будет расширен до 32 процессоров.

— Как родился проект? Каковы его цели? Существует ли преемственность идей между NIMZO, BRUTUS и HYDRA?

— Нет, в отношении NIMZO ничего такого нет. То была просто программа, а BRUTUS и HYDRA — программно-аппаратные шахматные системы. Ранее с именем BRUTUS была связана компания ChessBase. Но там не сочли целесообразным продолжать проект, и, когда контракт закончился, мы взяли его к себе, изменили название, выделили оборудование и специалистов. Поэтому можно говорить, что это новая версия BRUTUS?а.

— Почему, на ваш взгляд, после победы DEEP BLUE над Каспаровым в 1997 г. практически перестали развиваться шахматные проекты, ориентированные на специализированные аппаратные средства? Что общего у DEEP BLUE и HYDRA и чем они различаются?

— DEEP BLUE был исследовательским проектом корпорации IBM, и его развивали только для игры в шахматы. Поэтому после победы над Каспаровым, величайшим гроссмейстером, не было необходимости его продолжать. Мы хотим, чтобы HYDRA был эволюционным проектом, а не революционным. HYDRA — преемник DEEP BLUE с технической точки зрения и в плане архитектуры...

— Состоится ли матч за абсолютное первенство между Человеком и Машиной? Есть ли в этом смысл? Каковы шансы увидеть HYDRA в роли компьютерного чемпиона в таком матче?

— Как вы сказали, победа в Бильбао была убедительной. Боюсь, что если люди согласятся еще раз сыграть против машин и такой матч состоится, я увижу куда более сильную HYDRA, поскольку после ее расширения до 32 процессоров она станет еще быстрее нынешней версии.


Важнейшие события в компьютерных шахматах в 2004 г.

11—15 февраляПадерборн (Германия)13-й международный турнир IPCCC по компьютерным шахматам в Падерборне1. HYDRA (+6, -0, =1)
2. FRITZ (+5, -1, =1)
3. SHREDDER (+4, -1, =2)
23—25 апреляЛейден (Нидерланды)4-й международный турнир CSVN по компьютерным шахматам1. SHREDDER (+8, -1, =0)
2. HYDRA (+5, -1, =3)
3. RUFFIAN (+6, -3, =0)
4—12 июляРамат-Ган (Израиль)12-й чемпионат мира WCCC по компьютерным шахматам1. JUNIOR (+7, -0, =4)
2. SHREDDER (+6, -0, =5)
3. DIEP (+7, -3, =1)
6—9 октябряБильбао (Испания)1-й командный чемпионат мира «Люди против компьютеров»1-2. HYDRA (+3, -0, =1)
1-2. FRITZ (+3, -0, =1)
3. JUNIOR (+0, -1, =3)