февлаль

Будущее только следствие прошлого.
Показывает то, что было, а не то, что будет.
Анхель де Куатье. Схимник

Аппаратные средства

1980 Sinclair Research анонсирует домашний компьютер ZX80, ставший предшественником для ZX81 и невероятно популярного ZX Spectrum. Технические характеристики ZX80 следующие: 3,25-МГц процессор NEC 780C-1 (клон Zilog Z80), 1-Кбайт ОЗУ и 4-Кбайт ПЗУ. Команды встроенного Бейсика вводились не побуквенно, а нажатием отдельных клавиш на мембранной клавиатуре — на манер положенного в калькуляторы принципа. Расширение функциональных возможностей каждой из клавиш достигалось использованием кнопок — переключателей регистров.

Интересно, что аппаратная часть ZX80, ответственная за генерацию и управление видеоинформацией, была настолько слабой, что позволяла выводить изображение только во время простоя процессора компьютера. Когда же выполнялась программа, то дисплей становился черным, а порой и просто отвратительно мигал. Таким образом, ZX80 даже потенциально не мог предложить никаких динамичных игр.

Вместе с тем было продано свыше 70 тыс. экземпляров Sinclair ZX80. Во многом это обусловлено фиксированной ценовой планкой в сумму менее 100 фунтов стерлингов.

1982(1 февраля). Рождение Intel 80286 — 16-разрядного процессора, построенного в рамках 1,5-мкм технологии и содержащего 134 тыс. транзисторов. Начальная цена была выставлена в 360 долл. в партиях от 100 штук. Процессор работал на частоте 6 МГц, а у последующих моделей частота возросла до 10 и 12 МГц.

Главная особенность 80286 — возможность работы в двух режимах: реальном и защищенном. В реальном он эквивалентен процессору 8086 и совместим по объектному коду с 8086 и 8088, т.е. выполняет предназначенные для них программы и системные команды без модификации последних.

Защищенный режим предлагал доступ ко всей области системной памяти компьютера как к единому целому и, кроме того, предусматривал выделение отдельных участков для конкретных программ таким образом, что в случае зависания какой-либо из них все остальные продолжали бы работать. Теоретически происходящее в одной области памяти не должно сказываться на остальной работе, однако для полной изоляции многозадачных программ друг от друга процессор 80286 и последующие модели должны работать с операционной системой, обеспечивающей такую защиту.

Вместе с тем 80286 не мог программно (без аппаратного сброса) переключаться из защищенного режима в реальный. И потому лишь появление процессора 80386, который мог без проблем переходить из режима в режим, а также предлагал новый, виртуальный режим (выполняются сразу несколько защищенных одна от другой программ в реальных режимах каждая), стало настоящей сенсацией, всколыхнувшей ИТ-рынок.

1999 (26 февраля). Появляется Pentium III, предлагающий новые поточные SIMD-расширения: 70 новых команд, обеспечивающих улучшенные возможности обработки изображений, трехмерной графики, видео, аудио и распознавания речи.

Принципиальным новшеством Pentium III стала идентификация: каждый процессор имеет уникальный 96-разрядный регистрационный номер, заданный еще во время изготовления. Этот номер может быть считан программными средствами, однако в любом случае доступна полная блокировка указанной возможности на уровне настройки параметров BIOS системной платы.

Программное обеспечение

1990 Cостоялся официальный выход версии Photoshop 1.0 — пожалуй, наиболее успешной графической программы. Для миллионов людей во всем мире Adobe — это не PageMaker, InDesign или Postscript, а прежде всего Photoshop. Рождение пакета относится к 1987 г., когда он появился как частный проект Томаса Нола (Thomas Knoll).

Томас Нол с детства интересовался любительской фотосъемкой, а позже его внимание привлекли компьютеры. В аспирантуре Мичиганского университета Томас пишет программу Display в качестве приложения к своей диссертации. После окончания университета он приобретает Apple Macintosh Plus, а также продолжает совершенствовать компьютерные возможности в области обработки цифровых изображений. Толчком для подобного выбора стала работа его брата Джона Нола (John Knoll) в подразделении Lucasfilm, занимающемся компьютерными спецэффектами. Джон настаивал на доведении Display до ума: программа постепенно обрастала новыми возможностями и в конце концов обогнала уже существовавшие редакторы растровой графики. Джон ищет инвесторов, но соглашается лишь один — компания BarneyScan поставляет покупателям сканеров около 200 копий программы.

Тем временем Джон продолжает поиски, в ходе которых встречает Рассела Брауна (Russell Brown), художественного директора корпорации Adobe, и тот после демонстрации Photoshop признает его неоспоримые преимущества перед иными продуктами. Согласно состоявшейся сделке, Adobe лицензировала программное обеспечение у братьев Нол. По условиям соглашения они должны были получить гонорар в 250 тыс. долл. за первые два года.

Некоторые программисты сравнивают влияние созданного Томасом пакета для графической обработки фотоизображений на компьютерную графику с тем влиянием, какое пьесы Шекспира оказали на мировую литературу.

Сейчас на рынок вышел Photoshop CS 8.0, готовится уже его девятая версия, а годовой доход корпорации Adobe достиг примерно 1 млрд. долл. Томас Нол живет вместе с женой и детьми в доме площадью свыше 10 тыс. кв. футов, который «построил Photoshop». Что ж, Photoshop, как и все коммерчески успешное в этом мире, появился в нужное время и в нужном месте.

Сети

1978 (16 февраля). В Чикаго (США, шт. Иллинойс) заработала первая BBS — электронная доска объявлений (Bulletin Board System). Удаленный доступ к этому программно-аппаратному комплексу обеспечивается посредством прямого модемного соединения через телефонную линию и с помощью специальной программы-терминала. Пользователи BBS могли получать имеющуюся в рамках системы информацию (ПО, тексты, файлы), читать новости, обмениваться данными с другими посетителями.

Расцвет BBS пришелся на тот период, когда Интернет еще не стал широко доступен. Бурные электронные дискуссии, пошаговые многопользовательские игры, встречи участников «в реале» — в результате возник поразительный социальный феномен.

Придуманная Вардом Кристиансеном (Ward Christensen) и Рэнди Сьюсом (Randy Suess) BBS размещалась на ПК с шиной S-100, 64-Кбайт ОЗУ, двумя 8-дюймовыми дисководами и модемом Hayes MicroModem 100, работавшим со скоростью 300 бод. Вард разработал систему команд с использованием ассемблера в среде ОС CP/M для процессора Intel 8080, ставшую затем частью протокола для передачи файлов XModem. Рэнди взял на себя аппаратную часть станции.

Первую BBS назвали CBBS — компьютеризованная электронная доска объявлений (Computerized Bulletin Board System). Затем начальная буква в названии исчезла, и все последующие аналогичные системы стали именовать просто BBS.

Работа с этими BBS оказалась невероятно медленной из-за вводимых модемами ограничений на скорость передачи и приема данных. Лишь с появлением быстрых модемных протоколов BBS начинают преображаться: в рамках ANSI-системы создаются всевозможные псевдографические украшения — так называемый ANSI-арт (не путать с ASCII-артом!), внедряется графика с использованием удобного GIF-формата. В компьютерной прессе появляются телефонные номера публичных BBS.

Со временем локальные пользователи одной BBS получили возможность общаться с посетителями других BBS, поскольку стали образовываться целые BBS-сети. Следует учесть, что в данном случае речь идет скорее о виртуальных сетях, чем о реальных, ведь удаленные BBS для обмена информацией соединялись друг с другом теми же телефонными линиями.

BBS улучшались, предоставляя все больший сервис. Многие станции обзавелись несколькими телефонными линиями, в результате чего при удачном стечении обстоятельств можно было общаться в онлайновом режиме. Все чаще встречалась включенная функция определения номера звонящего, причем система однозначно сопоставляла логин посетителя с его телефонным номером, чтобы, например, ограничить время сеанса связи. Некоторые BBS имели врата (gateway, шлюз) в Интернет, предоставляя возможности поиска информации в Сети и обмена электронной почтой.

Середина и конец 1990-х стали годами заката BBS — концептуальная модель архитектуры Интернета оказалась намного более удачной. Пожалуй, наиболее практичным расширением BBS стало рождение в 1984 г. Fidonet как целостной некоммерческой любительской структуры, объединявшей людей по интересам. На Западе Fidonet уже не существует, а в России еще продолжает жить. Но это уже совсем другая история.

1995 Дмитрий Манин открывает первую русскоязычную игру в Интернете — буриме http://www.kulichki.com/ centrolit/cgi/br.cgi. Классические правила буриме (от французского bouts rimes — рифмованные окончания) следующие: рифмы должны быть по возможности необычными и заключать разнородные понятия; вариация рифм не допускается; тема стихотворения определяется заранее.

1996(21 февраля). Дмитрий Зиновьев создает первую веб-страницу. Она была посвящена московскому метрополитену. Можно посмотреть сохраненную копию проекта в «Архиве Интернета», — http://web.archive. org/web/20000815202321/pavel.physics. sunysb.edu/RR/metasubway/.

2000 (начало февраля). Зафиксирована крупная DoS-атака (Denial of Service, отказ в обслуживании), направленная против таких интернет-ресурсов, как Yahoo, Amazon, eBay, CNN и проч. Данный вид сетевой атаки заключается в том, на сервер приходит множество запросов с требованием услуги, предоставляемой системой. Сервер же расходует собственные ресурсы на установление и обслуживание соединения, и при определенном потоке запросов не справляется с ними. Защита строится на анализе источников избыточного по сравнению с обычным трафика и запрете его передачи.

Разное

1991 «Вирусный бюллетень» (Virus Bulletin) публикует открытое письмо автора первого «антивирусного» вируса. В марте 1988 г. Дэнни Януар Рамдхани (Denny Yanuar Ramdhani) из Индонезии создал вирус под названием Den Zuk (в двух версиях). Этот вирус находил и уничтожал вирус Brain, а также проводил иммунизацию диска против последнего.

Об авторах

Екатерина Турбина (turbina2@tut.by) — постоянный автор «Мира ПК» и приложения «Мир ПК-диск». Юрий Стрельченко (dot@omen.ru, dot@solo.by) — автор сотен статей, аналитических обзоров и заметок в компьютерных изданиях России и Белоруссии; специализируется в области истории компьютерных наук; проводит консультации по оптимальному использованию прикладного ПО и способам разрешения часто встречающихся на практике проблемных ситуаций при работе с компьютером; на протяжении нескольких лет готовит структурированный каталог избранных ссылок на полезные ресурсы Интернета; постоянный автор статей для журнала «Мир ПК» и ведущий ряда разделов приложения «Мир ПК-диск».