ФЕСТИВАЛЬ ВЕБ-МАСТЕРСТВА.
В Москве в конце января состоялась финальная часть Второго фестиваля некоммерческих молодежных интернет-проектов, который был организован «Союзом веб-мастеров России». Он проходил под девизом: «Молодежь — за толерантность, против экстремизма», а поддержали его Совет Федерации Государственной думы, Правительство Москвы и ряд других организаций. В ходе фестиваля прежде всего рассматривались возможности развития в России некоммерческого интернет-пространства с помощью молодежных инициатив, направленных на решение социальных проблем, против экстремистских проявлений в обществе и на укрепление международных связей. В нем приняли участие более 3 тыс. молодых людей в возрасте до 30 лет, представлявших Россию, страны СНГ, Балтии и дальнего зарубежья.
Проектами-победителями в различных номинациях на фестивале объявлены: TakingITGlobal (Канада) (www.takingitglobal.org), а также сайт Северо-Кавказского ГТУ, проект «Глупые люди» (Кострома), сайт Всемирного форума дикой природы (Москва) и проект «Поверь в себя! Жизнь и проблемы инвалидов». Наряду с этими работами жюри отметило специальными призами многие другие. Подробнее о результатах фестиваля можно узнать на сайте www.webmastera.org.
В рамках данного мероприятия состоялась видео-конференция на тему «Интернет: цензура или свобода», транслировавшаяся в режиме реального времени на сайтах Rambler Vision. Обсуждение было организовано в 110 городах России через Центры открытого доступа в Интернет (IATP) и отделения «Союза веб-мастеров России». Несмотря на значительное внимание к данной теме в среде ИТ-профессионалов, СМИ, на государственном и международном уровне, ее обсуждение проходило вне системного представления об Интернете. Московские участники конференции, требовавшие отмены ограничений, которые в совокупности являются не чем иным, как цензурой, по сути игнорировали уже существующие ограничения, определяющие саму возможность функционирования Интернета, например физические, организационные, правовые и даже финансовые. Отсюда напрашивается вывод, что протекающие таким образом видеоконференции скорее демонстрируют возможности ИТ, но не служат цели внесения ясности в умы участников.
НОВЫЙ ПОХОД ЗА ЗВАНИЕМ ЧЕМПИОНА МИРА.
В Северо-Восточной зоне (в С.-Петербурге) состоялся полуфинал 29-го командного чемпионата мира по программированию среди студентов, проходящего под эгидой ACM (Association for Computing Machinery). Как и в прошлом году, соревнование выиграли представители СПбГУ ИТМО (С.-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики) — Павел Маврин, Сергей Оршанский, Дмитрий Павлов (тренер А. Станкевич). Сборная МГУ им. М.В. Ломоносова заняла второе место. В апреле 2005 г. в финале примут участие 12 команд, добившихся успеха в полуфинале. На этот раз в соревновании приняли участие 172 команды, что свидетельствует о высоком интересе со стороны студентов.
Примерно в то же время и в том же городе прошла 5-я Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию. Победу одержала команда СУНЦ МГУ №1 в составе А. Вадимова, А. Климовского, Е. Мамченкова (тренер Е.В. Андреева). На втором месте сборная ЦП СПбГУ ФМЛ №30 , третьими стали школьники из Саратова, ФТЛ №1.
Редакция «Мира ПК» с удовольствием поздравляет всех победителей и участников соревнований и надеется, что они поделятся своими впечатлениями с читателями нашего журнала.
ЖИЗНЬ В РУНЕТЕ. Сеть «КонсультантПлюс» играет существенную роль в программе обучения пользователей справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» следующим навыкам: быстрый поиск документов с использованием разнообразной информации о них; сквозной поиск по единому информационному массиву; локальный поиск в конкретных разделах СПС; составление подборок документов по различным вопросам. Отличительной чертой данного этапа обучения является профессионально-ориентированный подход, что, например, позволяет бухгалтерам и юристам, прошедшим курс на основе реальных правовых проблем из их практики, непосредственно приступить к эксплуатации СПС.
Сеть, задействованная в программе обучения, состоит из 300 региональных информационных центров и 400 сервисных подразделений компании «КонсультантПлюс». Широкий охват пользователей поддерживается не только занятиями в учебных классах, но и «поверх организационной структуры» — с помощью телефонных линий связи и по электронной почте. Подробнее о проекте см. на сайте www.consultant.ru.
На рассмотрение Государственной думы РФ в конце января внесен законопроект «Об электронной торговле» (рег. № 136018-4), подготовленный рабочей группой, созданной при Комитете по информационной политике. Предполагается, что с принятием данного закона будет сделан давно ожидаемый и важный шаг в направлении создания в РФ правовых условий для электронной коммерции и торговли (ЭКТ), не только закрепляющий на уровне федерального закона нормативный механизм их реализации, но и гарантирующий защиту прав участников этих процессов. Под ЭКТ разработчики законопроекта понимают предпринимательскую деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемую с использованием современных инфокоммуникационных технологий, а именно сетей общего доступа (Интернета), корпоративных сетей и электронного обмена документами (EDI). Законопроект регламентирует правовые отношения, возникающие при использовании электронных сообщений для совершения сделок и иных юридических действий в ходе электронной торговли; трактует особенности заключения договоров; закрепляет права лиц, приобретающих с использованием электронных сообщений товары, результаты работы, услуги, а также устанавливает требования к профессиональным участникам ЭКТ, лицам, оказывающим услуги по передаче электронных сообщений, и др. В данном законопроекте даются толкования понятий, используемых при правовой регламентации отношений в области ЭКТ, например «электронное сообщение», «электронная подпись», «автоматизированная сделка», «автоматизированная информационная система» и т.п. В законопроекте содержится норма, гарантирующая невозможность признания сделки в ЭКТ недействительной только на том основании, что она совершена с использованием электронных сообщений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Введенные в проекте закона понятия позволяют выстроить в качестве легитимного инструмента ЭКТ правовые конструкции, регламентирующие использование сайтов, размещенных в Интернете. Поданный проект закона об ЭКТ отличают и другие важные проработки, в целом он соответствует типовому закону UNCITRAL «Об электронной торговле» 1998 г. и одноименной директиве от 2000 г. Европейского союза.
Данное сообщение подготовлено по материалам, полученным из НАУЭТ — Национальной ассоциации участников электронной торговли.
Новый этап электронных конференций по информационно-вычислительным технологиям стартовал в 2005 г. Как сообщили организаторы на www.ivtn.ru, основные тематические направления представлены следующими разделами: общие проблемы и перспективы использования информационных и компьютерных технологий в науке; компьютерные вычисления, их организация (сети и параллельные вычисления); моделирование, численные эксперименты; визуализация в научных исследованиях; обработка и анализ данных, БД; интеллектуальные системы и технологии (принятие решений, экспертные системы и т.д.); оптимальные методы, планирование экспериментов. С порядком участия в конференции можно ознакомиться на указанном выше сайте.
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ЭКТ В РОССИИ.
Как сообщили на пресс-конференции в Москве представители компании DELL и холдинга «ППЕ Группа», подписано дистрибуторское соглашение о прямых поставках разнообразной техники в Россию и ее распространении в рыночных сегментах B2C (непосредственно покупателю) и среди предприятий среднего и малого бизнеса. Прямые продажи будут производиться через интернет-магазин «Компьюдирект.ру» (www.compudirect.ru), который наряду с другим известным интернет-магазином «Озон» и электронной торговой площадкой «Надом.ру» (www.nadom.ru) принадлежит холдингу «ППЕ Группа», технологические возможности которого обеспечивают, по мнению его представителей, достаточно качественный для клиентов уровень всех стадий прямых продаж — логистики, приема, обработки и комплектации заказов, их доставки конечному потребителю, работы с обращениями и вопросами клиентов. Предприятиям среднего и малого бизнеса «Компьюдирект.ру» предлагает специальные условия обслуживания, куда входит поддержка в поставках в зависимости от специфики бизнеса предприятий, консультации по вопросам эффективного выбора техники компании DELL с предоставлением отдельного менеджера по продажам, а также назначение специальных коммерческих условий продаж и поставок и др. В дальнейшем «Компьюдирект.ру» обеспечит клиентам интернет-магазина возможность заказа компьютера индивидуальной конфигурации, изготовленного на заводе компании DELL в Ирландии с доставкой непосредственно домой или в офис.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ МАСШТАБЕ.
Группой «Рамблер-Медиа» и фирмой ICQ, поставщика услуг мгновенного обмена сообщениями, входящей в корпорацию America Online, в феврале подписано соглашение, в соответствии с которым компания «Рамблер» становится дилером всех рекламных ресурсов фирмы в России. Функции дилера будут осуществляться через рекламное агентство Index20, входящее в группу «Рамблер-Медиа». От имени ICQ оно будет ее представлять, осуществлять продажи и рекламное обслуживание (в настоящее время в России у него около 2 млн. клиентов). Так, по условиям соглашения Index20 будет отвечать за выставление рекламодателям котировок на рекламные носители ICQ в России. По мнению И. Гофман, исполнительного директора «Рамблер-Медиа», это сотрудничество позволит расширить доступность направленной интерактивной рекламы за счет совместного использования российской клиентской базы и возможностей ведущей службы мгновенного обмена сообщениями. Так как «Рамблер-Медиа» (и соответственно ее часть, агентство Index20) и America Online (в том числе и ICQ) являются членами «Бюро интерактивной рекламы» (IAB) и занимаются продвижением международных стандартов интерактивной рекламы, то это поднимет обслуживание в России на более высокий уровень.
РАСШИРЯЕТСЯ СЕТЬ БЕСПРОВОДНОГО ДОСТУПА В РОССИИ.
Бесплатный доступ в Интернет связывают главным образом с общественными местами. Служба «Яндекс.WiFi» представляет наибольшую сеть хот-спотов (пунктов беспроводного доступа). За полгода существования этого проекта сеть серьезно расширилась географически. К кафе и ресторанам С.-Петербурга, Новокузнецка, Томска и даже Киева в настоящее время добавился кинотеатр «Победа» в Москве (www.pobeda-cinema.ru). По данным отчета (www. json.ru/files/wifi_market_watch_ october2004_rus.pdf), самые большие коммерческие сети беспроводного доступа объединяют до 20 пунктов.
Как утверждает заместитель генерального директора компании «Яндекс» Н. Корзун, «Яндекс.WiFi» по сути является такой моделью бизнеса, в которой доступ в Интернет в общественных местах для пользователя становится бесплатным. Но осуществился данный проект в значительной мере благодаря тому, что для точек подключения к Интернету в общественных местах партнеры-провайдеры компании «Яндекс» предлагали специальные цены.