Перед Новым годом Городская телефонная сеть сделала нам подарок: более чем с трех тысяч карточных и монетно-карточных таксофонов в Москве стало можно отправлять SMS-сообщения и электронную почту. Это удовольствие обойдется в 4—6 руб. за одно сообщение или письмо (в зависимости от номинала телефонной карты и способа оплаты). На всех «продвинутых» автоматах наклеены специальные картинки с инструкцией (см. рисунок), и пользоваться такими услугами действительно очень просто. Отправленная корреспонденция через телефонную сеть общего пользования поступает на шлюз, расположенный в центре эксплуатации таксофонов, откуда SMS-сообщения маршрутизируются на провайдера мобильной связи МТС, а электронная почта отправляется через почтовый сервер ОАО МГТС.
Оставим в стороне рассуждения о том, насколько такой сервис нужен москвичам. Кроме ситуаций, когда в телефоне кончилась зарядка (сразу вспомнилось наше недоступное пониманию иностранцев выражение: «батарейки сели, часы встали» ), неожиданно заблокирован счет или мобильник украли, я ничего придумать не смогла. По словам сотрудников Управления таксофонной сети ОАО МГТС, «по популярности отправка с уличных таксофонов SMS-сообщений в восемь раз превосходит отправку электронных писем, но потребуется приблизительно полгода для адаптации пользователей к данным услугам». Судить сложно, во всяком случае для тех, кто приезжает в Москву ненадолго — в командировку или погостить, удобство и экономия очевидны: для связи с родными и коллегами не надо искать интернет-кафе или покупать местную сим-карту. Отправка одной «эсэмэски» с таксофона обходится примерно в 2 цента, что как минимум в три раза дешевле, чем отправка с мобильного телефона. Но и «заморочек» в таком сервисе более чем... Обнаружив на ближайшей к дому станции метро такое «чудо прогресса», я тут же его протестировала. Телефонной карты у меня, естественно, не оказалось (как, думаю, ее за ненадобностью нет практически ни у одного владельца мобильника). Но из десяти таксофонов в одном обнаружилась щель для монет. Дело за малым — найти монеты. Не надейтесь, что торговцы из ближайших ларьков разменяют бумажные деньги на железные. То есть к пользованию услугой надо быть готовым заранее — иметь при себе телефонную карту или набить карманы мелочью. Монет надо на 6 руб. — именно столько потребует от вас таксофон перед отправкой e-mail- или SMS-сообщения.
Сняв телефонную трубку, придумайте, куда ее пристроить. Около уха держать не советую — через несколько секунд пойдут короткие гудки (не пугайтесь), слушать которые нужды нет. После того как вы выполните все указания таксофона (см. врезку «Как это сделать?»), «ждите ответа» .
При отправке SMS на ожидание реакции таксофона («сообщение отправлено») у меня ушло 5 мин, при отправке письма — около 10 мин. Надо сказать, чувствовала я себя при этом крайне неуютно. Согласитесь, зрелище со стороны странноватое: мерзнет человек с телефонной трубкой ниже пояса и гипнотизирует взглядом таксофон. За 5—10 мин можно и до дому доехать. Общий результат получился интересный — все «эсэмэски» были доставлены буквально через несколько секунд после отправки, в случае неуспешной попытки автомат честно вернул мне деньги, а четыре письма, отправленные для пробы на разные адреса, так никому и не дошли. На мой вопрос, что у них с почтой, Управление таксофонной сети ОАО МГТС ответило, что «все отправляемые e-mail доходят до пользователей, за исключением e-mail, в которых был набран несуществующий адрес». Ну, им виднее. Кстати, я так и не смогла придумать ситуацию, когда бы мне приспичило отправлять письма из подземного перехода или с улицы.
У меня чаще всего возникала потребность связаться с тем, с кем намечена встреча в метро, — всякое бывает, кто-то задерживается или приходится уточнять, в каком именно из вестибюлей станции назначено свидание. Когда рандеву внутри «кольца», а в мобильнике sim-карта МТС, проблем нет. В остальных случаях связь затруднительна (например, если вы пользуетесь услугами «МегаФона», который в московском метро не работает). Вот тут бы и пригодились такие таксофоны — прямо на станциях, как это сделано в Питере. Правда, насколько мне известно, там телефоны-автоматы еще не способны отправлять SMS, единственный «продвинутый» находится на Главпочтамте.
Впрочем, по этому поводу лучше Игоря Северянина не скажешь:
Мы живем, точно в сне неразгаданном,
На одной из удобных планет...
Много есть, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется, нет...
А в целом отрадно, что еще одна городская служба решила всерьез повернуться «лицом к потребителю». МГТС платежи за свои услуги теперь будет принимать и через Интернет — с помощью банковских карт STB, единой карты e-port и электронных кошельков «Яндекс Деньги». «Это не только существенно экономит время наших клиентов, но и позволит МГТС в какой-то мере снизить объем дебиторской задолженности тех абонентов, кто просто не успевает во время рабочего дня дойти до банка», — сказал генеральный директор ОАО МГТС Алексей Гольцов.
Чтобы воспользоваться новой услугой, необходимо зайти на сайт группы www.e-port.ru. Далее в разделе momentalno.ru выбрать провайдера МГТС и заполнить форму, где достаточно указать номер телефона в десятизначном формате с кодом 095 или 499 и номер квартиры. Для оплаты счетов за справочно-информационные, а также разовые услуги необходимо дополнительно заполнить поля «номер счета» и «дата выставления счета». Обратите внимание, что комиссия системой e-port не взимается.
Как это сделать?
Для того чтобы отправить SMS-сообщение или электронное письмо, необходимо: снять трубку, набрать «*7», затем для отправки SMS набрать «0», для e-mail — «1». После этого на экране таксофона вы увидите предложение набрать текст.
При наборе текста (только латинскими буквами) на дисплее пишется, сколько знаков максимально еще можно ввести (для SMS максимум 160 символов, для е-mail — 1884). При нажатии буквенных кнопок сначала идут маленькие буквы, затем большие, далее — цифры. Клавишей «#» удаляется последний набранный символ. Существуют готовые шаблоны (например «Я тебя люблю», «Уже еду» и т.п.). Окончательный вариант набранного текста подтверждается кнопкой ОК.
После этого необходимо ввести «*» и номер абонента (сотовый телефон стандарта GSM в междугородном формате, например:
8-095-ХХХ-ХХ-ХХ или 8-916-ХХХ-ХХ-ХХ) или адрес электронной почты, затем «*». Обязательно нужно дождаться появления надписи «Сообщение отправлено» или «Сообщение не отправлено». Если сообщение не было отправлено или вы повесили трубку в момент, когда на экране таксофона высвечивалась фраза «Подождите, пожалуйста», — сообщение не уйдет и автомат вернет вам деньги.