Для слова «цивилизация» существует несколько значений. Как же разобраться с таким многозначным и емким понятием? Коллектив двух сибирских университетов — Тюменского (г. Тюмень) и Югорского (г. Ханты-Мансийск) — подготовил для школьников и студентов компьютерный учебник «История мировых цивилизаций. Доиндустриальная эпоха». Он призван помочь сформировать целостное представление о становлении материальной и духовной культуры человечества, начиная с зарождения первобытного общества и завершая формированием условий возникновения современной индустриальной цивилизации.
Основные и вспомогательные разделы этого продукта позволяют быстро освоить функциональные возможности программы и сосредоточиться на процессе обучения. Главным рабочим «инструментом» учебника является «лекция», экран которой разделен по вертикали на две части: правую, где расположен текст, и левую, где приведены контекстно-увязанные с ним рисунки, видеосюжеты, фотографии, интерактивные географические карты. Каждая лекция состоит из нескольких подразделов (или параграфов). Для работы с материалами предусмотрены два режима: чтения и проигрывания. Последний в нашем понимании больше соответствует такой форме обучения, как лекция, поскольку позволяет прослушивать ее в дикторском исполнении, сопровождаемом демонстрацией иллюстраций. Длительность электронной лекции в режиме проигрывания не больше, чем школьный урок.
Из окна лекции легко перейти во вспомогательные разделы учебника: терминологический и географический словари, подборку исторических документов, хронологическую таблицу, интерактивные карты, списки персоналий, адресов Интернета, а также литературы. Все они позволяют получать дополнительную информацию. Также можно обратиться к вспомогательным разделам, контекстно-увязанным с изучаемой темой, и через включенные в основной текст гиперссылки.
Облегчают работу с учебником входящие в раздел «Инструменты» система индексного и полнотекстового поиска и опция расстановки закладок. Кроме того, имеющиеся там средства помогают управлять списком пользователей и автоматически запоминать, в какой последовательности обучающийся работает с учебником.
Чтобы упростить преподавателю контролирующие функции, а учащемуся самоконтроль, предусмотрен раздел «Тестирование». Там предлагается выбирать правильный ответ среди нескольких имеющихся или находить соответствие между группами сведений, например, подобрать к собранным портретам персоналий имена из приведенного списка. По завершении тестирования выставляется оценка и выводится список ссылок на те темы, по которым выявлены пробелы. При повторном тестировании вопросы обновляются. В журнале заданий, находящемся в разделе «Инструменты», фиксируются результаты последнего тестирования по каждой лекции, число попыток и даты обращения каждого пользователя.
Для занятий в аудитории предусмотрен вариант сетевого многопользовательского режима, при работе в котором данные о пользователях, включая персональные настройки, хранятся на сервере. Там же находится и журнал с оценками тестирования всех обучающихся. Таким образом, данное пособие будет полезно как учащимся для самостоятельных занятий, так и преподавателям при организации учебного процесса по теме «История доиндустриальной эпохи мировых цивилизаций».
История мировых цивилизаций. Доиндустриальная эпоха
Системные требования: Pentium-166, 64-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 800x600 точек при отображении 65 536 цветов, 8Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 98 SE/2000/Me/XP.
Разработка: Лаборатория мультимедиа ТюмГУ
Издание: «Новый Диск»