Не существует универсальной формулы, следуя которой можно сочинить для компании идеальное «сетевое имя». Но есть отдельные моменты, требующие особого внимания при выборе доменного имени (домена).
Название компании или направление бизнеса?
Наверное, это первостепенный вопрос. Что является наиболее важным для компании? Так как не всегда название совпадает с направлением бизнеса (например, продуктовый магазин «Ёшкин кот»), приходится выбирать.
На мой взгляд, наиболее предпочтительны имена, содержащие в себе как название компании, так и подсказку о направлении ее деятельности, например www.business-trade.ru — продажа бизнеса, компания «Бизнес-Магазин»; www.denta-clinic.ru — «Дента-Клиник», стоматологическая клиника.
А вот домены, совпадающие с названием компании или брендом www.rambler.ru, www.rbc.ru, www.hp.ru. Известный бренд не требует пояснений.
Однако домены, соответствующие направлению бизнеса, запоминаются значительно легче, чем названия компаний, и сразу подсказывают потенциальному посетителю, что именно он увидит на сайте:
- www.web-promotion.ru — продвижение бизнеса в Сети;
- www.OfficeTelephony.ru — офисная телефония;
- www.massage4you.ru — различные виды массажа.
Если вы выводите на рынок свой бренд или ваша компания достаточно давно известна по названию, регистрируйте в качестве доменного имени собственное название или бренд. Так поступили, например, российское представительство немецкой компании «Реммерс» (www.remmers.ru) и журнал для женщин (www.kleo.ru).
Стоит также рассмотреть использование в названии домена терминов (ключевых слов), специфичных для вашего бизнеса. Допустим, продавая спортивные автомобили, логично выбрать имя www.sportcars.ru, занимаясь евроремонтом, — www.euroremont.ru, www. evroremont.ru или www.euro-remont.ru и т.д.
Еще один аргумент за использование ключевых слов: их наличие в имени домена (что особенно важно для англоязычных сайтов) влияет на позицию в результатах, выдаваемых поисковыми системами. Скажем, сайт с именем www.cheap-web-hosting-directory.com при поиске в Google фразы «cheap web hosting» имеет хорошие шансы оказаться на первой странице результатов поиска.
Благозвучность и легкая запоминаемость имени
Старайтесь выбирать благозвучное имя, не вызывающее отрицательных эмоций. В то же время оно должно быть легко запоминающимся. Длинные сокращения исключительно неудобны, в них люди путаются (например, www.4dpr.ru или www.gnld.ru неблагозвучны и с трудом запоминаются).
Многие организации склонны использовать в именах доменов сокращения. Примером изящного решения вопроса служит Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, в сокращении ММИЭИФП. Представьте себе имя домена www.mmiaifp.ru — в таком наборе букв очень легко ошибиться, его трудно запомнить и правильно написать. Снимаю шляпу перед людьми, зарегистрировавшими для института короткий, легкий для запоминания домен www.mifp.ru .
Короткое или длинное имя?
Длина доменного имени может быть от двух символов в зонах .RU и .SU, от трех в зоне .DE и до 63 символов. Короткое имя всегда проще запомнить, чем очень-очень-длинное-имя.ru, но постарайтесь не попасть в ловушку сокращений, доставшихся нам с советских времен.
Имена www.hp.ru, www.arben.ru , www.softsearch.ru или www.intel.ru куда скорее осядут в голове, чем www.The-Best-Dental-Clinic-In-Moscow.ru
Все хорошо в меру. Короткое имя легче запоминается, длинное может лучше отражать направление бизнеса. Выбор компромисса за вами.
Приведу примеры удачных длинных имен:
- www.free-webmaster-tools.com
- www.careers-in-business.com
Эти домены хорошо запоминаются и сразу подсказывают тематическую направленнность сайта.
Выбор зоны
В настоящее время можно зарегистрировать домен в десятках зон, среди которых .ru, .su, .com, .net, .info, .biz, .org, .tv, .cd, co.uk и др.
Пользователю выбранная зона регистрации показывает либо территорию, на которой компания осуществляет свой бизнес, либо направление деятельности компании.
Назначение доменов:
- .com — для коммерческих сайтов;
- .info — для компаний или сайтов, предоставляющих информацию;
- .net — для телекоммуникационных компаний или компаний, ведущих бизнес в Сети;
- .org — для некоммерческих организаций;
- .biz — зона для бизнес-сайтов как альтернатива зоне .com;
- .ru, .de, .tk, .cn, .us, .ca и т.д. — домены разных стран.
Подробную информацию о зонах можно найти на странице http://www.best-hosting.ru/domain.asp.
За счет выбора зоны регистрации можно заранее указать посетителю территорию, на которой вы ведете деятельность. Например, если только на территории России, то будет логично зарегистрировать домен в зоне .ru (mycompany.ru). Если российская компания планирует вести коммерческую деятельность за рубежом и ориентируется на зарубежных посетителей, то в этом случае однозначно рекомендуется выбирать зону .com. Маловероятно, что американец, сидя у себя дома, сделает покупку бытовой техники или продуктов в Сети на сайте интернет-магазина в зоне .ru или .de. В то же время для жителя центральной России вряд ли будет представлять интерес компания по ремонту бытовой техники, зарегистрированная в домене .nsk.ru (Новосибирск). Увидев на странице поисковой системы домен mycompany.spb.ru, посетитель сайта предполагает, что компания работает на территории Санкт-Петербурга. Многие фирмы используют названия регионов с целью точного указания своей зоны деятельности, например www.imb-rostov.ru или www.moscowout.ru.
Используйте зоны стран и регионов для указания территории, на которой компания ведет свою деятельность.
Другие зоны
Вы можете зарегистрировать домен в любой стране, где ваша компания планирует открыть свой бизнес. А нужно ли использовать другие зоны, если вы работаете только в России? На мой взгляд, можно и нужно. В первую очередь это может быть полезно в силу созвучности некоторых имен зон с устоявшимися в России сферами деятельности.
Было бы логично регистрировать домен в зоне .tv для телевизионной компании, либо выбрать домен mycompany.fm или mycompany.am для радиостанции, вещающей в FM- или AM-диапазонах, либо остановиться на домене mycompany.md для медицинской фирмы, а продавцу компакт-дисков выбрать домен mycompany.cd. Использование зон различных стран — это существенный плюс еще и потому, что в них зарегистрировано существенно меньше доменных имен, чем в зоне .com. Если в зоне .com не осталось нужного имени — поищите в других местах. Использование зон других стран у нас пока не столь популярно. Около года назад я обратился с письмом на радиостанцию «Динамит-ФМ», владеющую доменом www.dinamitfm.ru, и предложил им зарегистрировать домен Dinamit.fm. Руководство не проявило интереса к моему предложению, и ко времени написания статьи домен Dinamit.fm был свободен. Я уважаю чужие решения. В качестве комментария отмечу, что в настоящий момент домен dinamit-fm.ru захвачен киберсквоттерами и предлагается к продаже.
Однозначность написания имени
Иногда люди регистрируют сразу несколько доменов. Например, администратор туристической фирмы сначала зарегистрировал имя, содержащее английские буквы «tur» . По прошествии нескольких недель он счел необходимым зарегистрировать еще два сходных имени, содержащих английские буквы «tyr» и «typ» . Выбранное имя показывает направление деятельности компании, но допускает неоднозначность в написании имени при речевой передаче.
Я считаю правильной регистрацию всех возможных вариантов написания доменного имени, чтобы пользователь в любом случае попал на нужный сайт.
С многозначностью написания английскими буквами русских слов мы встречаемся часто. Русская буква «у» может пониматься как английские буквы «u» или «y», «и» — как «e» или «i», русская «с» — как «c» или «s», «к» — как «k» или «c» и т.д.
Как поступать в случаях, когда русское название может пониматься многозначно? Старайтесь регистрировать все возможные варианты написания доменного имени. В этом случае, услышав по телефону имя домена, ваш собеседник всегда попадет на ваш сайт.
Первая буква имени
Вопрос выбора первой буквы в имени определяется единственным аргументом: использованием в большинстве интернет-каталогов сортировки по имени файла при отображении списков сайтов. Сайты с именами, начинающимися с «1», появляются в таких списках раньше имен, начинающихся с буквы, начинающиеся с «a» — раньше имен, начинающихся с буквы «b», и т.д. Примеры таких имен: www.1st-realty-company.com, www.123business.ru и т.п.
Обратите внимание на первую букву в имени, но не стремитесь все имена доменов начинать с «1» или «a».
Использование «the», «my», «for», «4», «you», «u», «to», «2»
Слова «the» и «my» используйте по своему усмотрению.
А для «for» и «4», «you» и «u», «to» и «2» постарайтесь во избежание путаницы зарегистрировать все возможные варианты. Например, если вы выбрали имя remont4you.ru, то сразу регистрируйте remontforyou.ru и remont4u.ru. Для service2you.ru регистрируйте синонимы (алиасы) servicetoyou.ru и servicetou.ru .
В случаях, когда возможно неоднозначное восприятие имени домена на слух, лучше подстраховаться и зарегистрировать все возможные варианты.
Что делать, если ваше имя занято?
Боритесь за свое доменное имя. Если вы являетесь владельцем зарегистрированного товарного знака, а недобросовестным конкурентом или киберсквоттером в зоне .ru или .su это имя занято, вы имеете все шансы выиграть дело в арбитражном суде. Правда, есть один нюанс — отстаивание своих интересов в суде влечет финансовые затраты: на оплату адвокатов, судебных издержек и т.д.
Я считаю, что в некоторых случаях выгоднее (дешевле) решить вопрос с текущим владельцем домена полюбовно, хорошо поторговавшись. Если вы оцениваете свои судебные издержки в 1000 долл., а владелец домена согласен расстаться с ним за 500 долл., ясно, что выгоднее купить имя.
Какую же сумму можно платить за доменное имя? Ровно столько, сколько вы готовы за него заплатить. В любом случае при торге стоимость доменного имени не должна превышать стоимости решения вопроса в судебном порядке.
А если владелец (администратор) домена владеет желаемым именем на законном основании? Предложите свою цену, во многих случаях компромисс можно найти. Например, компания «Бест Хостинг» являлась владельцем доменного имени best-hosting.ru с октября 2001 г. В 2003 г. в компанию обратился владелец домена besthosting.ru с предложением о продаже. Вопрос о передаче домена компании был решен полюбовно к взаимному удовлетворению обеих сторон.
Другой пример. Московский владелец домена studylang.ru пропустил момент перерегистрации доменного имени, оно было освобождено и зарегистрировано в Новосибирске. Путем переговоров удалось убедить нового хозяина уступить (вернуть) доменное имя за очень небольшое вознаграждение. Таких примеров много.
На кого регистрировать домен?
Вы можете спросить: а в чем проблема? Как показывает практика, ответ на этот вопрос часто неочевиден.
Бывают ситуации, когда директор фирмы, не очень хорошо знающий Интернет, ставит задачу системному администратору Иванову зарегистрировать домен и сделать сайт. Задача выполняется, и в течение некоторого срока, иногда и нескольких лет, компания работает, рекламируя свой сайт. В какой-то момент Иванов увольняется... и оказывается, что домен фирмы принадлежит Иванову. Надо искать владельца и срочно переоформлять домен на фирму. А если Иванов уволился, хлопнув дверью?
Либо возможно, что наемный директор компании зарегистрирует доменное имя на себя, а потом уйдет из компании вместе с ним.
Будьте внимательны в вопросе выбора администратора домена. Регистрируйте доменное имя либо на саму компанию, либо на владельца компании, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Когда регистрировать домен?
Лучше это делать в самом начале реализации проекта, когда существует только идея. Никому не рассказывайте об имени, которое вы планируете зарегистрировать, не давайте возможности недобросовестным знакомым или конкурентам себя опередить. Регистрируйте домен сегодня, завтра он может быть занят.
Нужны примеры занятых доменов? Их списки обширны:
- http://auction.nic.ru, http://www.molotok.ru/catalog/ list_lots.php?item=223,
- http://search.ebay.com/domain-name,
- www.adresa.ru и т.д.
Итак, для того чтобы правильно выбрать домен, следуйте правилам:
- выбирайте имя домена, соответствующее названию компании, бренду или сфере деятельности;
- выбирайте благозвучные, легко запоминающиеся имена, не вызывающие отрицательных ассоциаций;
- стремитесь к краткости не в ущерб смыслу;
- обоснованно выбирайте зону регистрации домена;
- учитывайте особенности написания русских названий английскими буквами, избегайте многозначности;
- боритесь за имя, соответствующее товарному знаку;
- регистрируйте домен как можно раньше.
Александр Красников — сотрудник ООО «Бест Хостинг», e-mail: Alexander@Krasnikov.name.
Использование в имени дефиса и нуля
Зарубежные авторы порой рекомендуют избегать использования дефиса. Не могу безоговорочно согласиться с таким мнением. При регистрации доменных имен из двух или трех слов целесообразно регистрировать как имя без дефисов, так и имя с дефисами, особенно в случаях, когда используются ключевые слова. Например, tvoydoktor.ru и tvoy-doktor.ru. Зачем регистрировать два имени? Для того чтобы избежать ошибки посетителя сайта. Другая причина для регистрации имени с дефисами — не дать возможность конкуренту или киберсквоттеру использовать имя, отличающееся наличием или отсутствием дефиса.
Вот с чем можно полностью согласиться — так это с рекомендацией зарубежных авторов избегать использовать цифру 0 в имени домена, если она не является частью числа. Ведь очень просто перепутать цифру 0 с буквой «о» в имени: moysite.ru или m0ysite.ru . В именах, схожих с mycompany2000.ru или 2005200.ru (номер_телефона.ру) пользователь понимает, что 2000 — это число, и за двойкой идут нули. Избегайте путаницы.