Возможно ли такое? А почему бы и нет, ведь новые сетевые технологии разительно изменяют нашу жизнь. К лучшему или к худшему — вопрос философский, но, видимо, все-таки к лучшему. Еще лет десять-двенадцать назад я без труда за минуту разбирал всю редакционную электронную почту — приходило от силы пять—десять сообщений в день. А сейчас ежедневно на просмотр сообщений и спама только в личном почтовом ящике уходит около часа. Знакомая многим картина, не правда ли? Зато я теперь могу готовить этот материал дома, в маленьком поселке Менделеево, в полутора часах езды от работы. Пара щелчков мыши — и через пять минут он окажется в редакции. А про то, насколько изменился стиль нашей жизни после появления мобильной связи, я даже не говорю. Что ж, это вполне понятно — все мы удивительно быстро привыкаем к хорошему. И потому нам интересно, что нового предложат технологии связи в недалеком будущем. Похоже, ближайшее десятилетие принесет нам много сюрпризов, и технологической основой для них станут сети следующего поколения — Next Generation Network — NGN. Но сначала немного истории.
Вместо предисловия
Вследствие роста конкуренции перед операторами связи разного масштаба встала задача конвергенции традиционной и IP-телефонии. И это естественно, ведь гораздо проще строить и обслуживать сеть, основанную на едином принципе и развивающуюся по общим законам. Всем были бы хороши сети SDH, но они имеют существенный недостаток: когда требуется передать пакетный трафик, видео и предоставить услуги Интернета, то возникает проблема привязки сети SDH к пакетной. Предположим, у оператора есть 10-Гбит сеть и несколько волоконно-оптических колец SDH. Имеется десять клиентов, каждому из них выделен фиксированный канал определенной ширины. Однако если кому-либо из десяти в определенный момент понадобится очень широкая полоса, а остальные девять в это время не используют то, что им выделено, то все равно возможности для маневра у него нет. Границы не передвигаются, что обусловлено самим типом построения SDH.
Впрочем, уже довольно давно разработана технология ATM, способная стать фундаментом для построения единой сети с качественной телефонией и пакетной связью. Поскольку быстрый АТМ появился тогда, когда еще не было быстрого Ethernet, то его применяли для соединения серверов и построения скоростных сетей. Но оборудование АТМ вследствие высокой стоимости находилось на вершине ценовой пирамиды. В нашей же стране, как и во всем мире, в большинстве случаев предпочитали экономичные решения, а Ethernet, в отличие от АТМ, всегда стоил недорого. Однако технология ATM обладала несомненным преимуществом — она обеспечивала гарантированную передачу пакетов и минимальные задержки, т.е. давала именно то, что требовалось для передачи голоса через пакетные сети.
С течением времени совершенствовались технологии и создавалось новое оборудование, обеспечивающее приоретизацию трафика, критичного к задержкам. А конкуренция среди производителей приводила к снижению цен на него. Да и операторы традиционной телефонии почувствовали, что становится не так выгодно, как прежде, предоставлять только услуги голосовой связи без Интернета.
Конечно, сначала крупные операторы традиционной телефонии реагировали на изменения рынка медленнее, чем небольшие мобильные компании. Однако ситуация постепенно изменялась, и теперь телефонные операторы также стремятся строить свои сети на базе единой технологии передачи данных, чтобы иметь возможность предоставлять не только телефонию, но и весь спектр телекоммуникационных услуг.
Единая платформа — сети NGN
«Использование NGN-сетей даст возможность операторам более экономичным способом предоставлять свои услуги», — Александр Фелижанко, Cisco Systems |
На Западе уже возник термин, обозначающий единую платформу для построения такой инфраструктуры, — сети следующего поколения — NGN. Теперь операторов волнуют два вопроса: что следует ожидать в будущем и каким образом нужно проводить свою политику сегодня, чтобы завтра переход на NGN оказался менее болезненным как с точки зрения капиталовложений, так и в отношении реорганизации самой сети. А пользователей, естественно, интересует другой вопрос: какие новые возможности для бизнеса и для домашнего досуга предоставит им NGN?
Так что же представляют собой сети NGN? Как они развиваются на мировом и российском рынках? Высказывается мнение, что NGN появятся в России лишь в будущем и говорить о них еще рано. Но ведущие мировые производители телекоммуникационного оборудования придерживаются другого мнения. К тому же эйфория, которую два года назад вызывали IP-телефония и NGN, сейчас прошла. Страсти улеглись, и наступило время спокойного разговора на эту тему. Конечно, отношение к данной проблеме тех, кто формирует рынок новых сетевых технологий и создает современное телекоммуникационное оборудование, всегда интересно. Поэтому я обратился с вопросами о сетях NGN к следующим ведущим специалистам:
Александру Фелижанко, системному инженеру-консультанту компании Cisco Systems;
Игорю Быкову, начальнику отдела мультисервисных сетей и фиксированного доступа фирмы Ericsson;
Сюй Синьцюаню, вице-президенту Huawei Technologies по странам СНГ и Восточной Европы;
Иосифу Мазину, руководителю центра сетевого консалтинга Iskratel.
Их ответы и комментарии легли в основу статьи.
Что такое NGN?
«NGN — воплощение стародавней мечты — «Всё из одной розетки», — Иосиф Мазин, Iskratel |
Прежде всего я решил выяснить, какой смысл вкладывают эти специалисты в понятие NGN.
Так, А. Фелижанко считает, что NGN — cервисная мультимедийная сеть, построенная на принципах пакетной коммутации с IP- или MPLS-пакетами, что она высокоскоростная и надежная и что с ее помощью по одному каналу предоставляются три основные услуги: передача данных, видео и голоса.
И. Быков в качестве основного признака NGN-cетей называет доступность всевозможной информации для различных абонентов и мобильной, и фиксированной связи. Сеть следующего поколения — это система, включающая как унифицированную пакетную сеть передачи информации, единую для различных типов трафика, так и слой сервисных приложений, доступных многим пользователям. Он убежден, что NGN — прежде всего обилие услуг, а короче, NGN — общение без границ.
Наиболее краткое определение сети следующего поколения дал Cюй Синьцюань: «NGN — это будущее». Он отметил, что cети следующего поколения делают индустрию более открытой: телекоммуникации, информационные технологии и медиабизнес проникают друг в друга. Кто же будет центральным игроком в этой бизнес-модели? В принципе центральной фигурой должен остаться оператор сети, но все большую роль станут играть провайдеры контента и приложений. Сюй Синьцюань считает, что ключевыми факторами успеха становятся оперативная реакция на требования рынка и грамотная политика в предоставлении услуг. Он также подчеркивает, что в основу NGN положена IP-сеть именно телекоммуникационного уровня.
«NGN — общение без границ», — Игорь Быков, Ericsson |
Переход от традиционных сетей к системам NGN будет сопровождаться миграцией — от IP-протокола версии 4 (IPv4) к IP-протоколу версии 6 (IPv6). Здесь уместно сказать об Интернете 2, который в отличие от традиционного Интернета использует IP-протокол не 4-й, а 6-ой версии, которая является более совершенной. Поддержка IPv6 уже реализована в магистральных устройствах некоторых ведущих производителей телекоммуникационного оборудования. Новая версия IP-протокола имеет встроенные средства идентификации и криптографии, поддерживает широковещательную рассылку, гарантирует требуемое качество сервиса (QoS), т. е. постоянное соблюдение параметров пропускной способности сети и времени передачи пакетов. Она предполагает автоматически настраиваемые 128-разрядные адреса, которых уж точно должно хватить на всех. По расчетам для 1 кв. дюйма земной поверхности можно выделить 28 адресов IPv6, а для NGN необходима основа, обеспечивающая широкие каналы и гарантированное время доставки. И для этого Интернет 2, который изначально строится с расчетом на высокие скорости, подходит гораздо больше, чем традиционный Интернет.
Сюй Синьцюань наглядно раскрыл суть NGN на примере различий в самих принципах сети традиционной канальной коммутации и телекоммуникационной пакетной сети. «Принцип традиционной речевой канальной коммутации, — пояснил он, — подобен следующему. Когда я выезжаю на трассу Москва—С.-Петербург, то занимаю одну полосу. И пока я не приехал в С.-Петербург, никто мою полосу занять не может. Да, здесь нет опасности аварии при перестроении или обгоне. Но и полоса используется нерационально. При пакетной коммутации на базе IPv4 возникает опасность — другие водители могут занимать мою полосу. И если я еду на «Мерседесе», а передо мной кто-то на «Запорожце», то возможны и пробка, и авария. То есть нет гарантированной доставки пакетов. А вот IP-сеть телекоммуникационного уровня способна обеспечить безопасность. Если я еду на хорошей машине с высокой скоростью, то заказываю услугу высшего приоритета. И тогда на том участке дороги, который я прохожу сейчас, мне никто не будет мешать. Вот для того, чтобы обеспечить такое качество, и нужны сети NGN».
«NGN — это будущее», — Cюй Синьцюань, Huawei Technologies |
«NGN — воплощение стародавней мечты — «Все из одной розетки», — считает И. Мазин. — Это очередная технологическая эволюционная ступень. NGN — доведенная до предела децентрализация, с одной стороны, и доведенная до предела централизация — с другой». Он добавляет также, что парадокса в этом нет и ситуация проста: в любой классической архитектуре NGN отсутствует в явном виде точка коммутации информации пользователя. Если загрублять картину до предела, то все управление соединением сводится к сообщению IP-адресов. Значит, когда аппарат абонента обращается за установлением соединения к сети, ему просто сообщается IP-адрес второго аппарата — и все. А дальше идет прозрачная маршрутизация пакетов на нижнем уровне. Это если говорить о децентрализации, доведенной до предела.
Продолжение в следующем номере
Михаил Глинников — научный редактор раздела «Сети», e-mail:mikeg@pcworld.ru;
Александр Титов — генеральный директор компании «Комквест», e-mail:a.titov@comquest.ru.
Глоссарий
ATM — режим асинхронной передачи (Asynchronous Transfer Mode). Высокоскоростная технология передачи данных с установлением соединения, в которой используются ячейки фиксированного размера вместо пакетов переменной длины.
ADSL — асимметричная цифровая абонентская линия (Asymmetric Digital Subscriber Line). Она позволяет передавать данные по асимметричной схеме. Значит, различаются полосы частот, применяемые для передачи в разных направлениях. Обычно при использовании ADSL скорость передачи данных по направлению к пользователю может доходить до 8 Мбит/с, а по направлению от пользователя — до 768 кбит/с. Скорость передачи данных зависит от протяженности абонентской линии. ADSL способна обеспечивать высокоскоростной доступ в Интернет. Кроме того, она применяется для передачи видео по требованию, когда поток данных к пользователю в значительной мере превышает поток информации от пользователя. Одновременно с ADSL допустимо применять и обычную телефонную связь, потому что для аналоговых сигналов не требуется такая широкая полоса пропускания, как для данных, и последние передаются в диапазоне более высоких частот.
Combined Gateway — комбинированный коммутатор мобильной связи компании Ericsson.
DSL — цифровая абонентская линия (Digital Subscriber Line). Коммуникационная технология, обеспечивающая передачу данных по медным линиям, представляющим собой абонентские шлейфы телефонной сети общего пользования. Передает данные со значительно более высокой скоростью, чем аналоговые модемы.
IN — интеллектуальная сеть (Intelligent Network). Архитектура, разработанная для предоставления дополнительных услуг в телекоммуникационных сетях.
IP и VoIP — интернет-протокол и протокол передачи голоса через Интернет (Internet Protocol and Voice Over Internet Protocol). IP представляет собой протокол, используемый для передачи информации в основном между компьютерами через Сеть. Он разбивает передаваемую информацию на пакеты, а затем присваивает каждому из них заголовок с адресной информацией. Затем пакет пересылается в Интернет, где он направляется к месту назначения. Каждый пакет представляет собой самостоятельную единицу, поэтому даже в тех случаях, когда он является частью длинного сообщения, IP называют протоколом пакетной коммутации, не требующим постоянного соединения. IP подходит для передачи информации через Интернет, поскольку разработан для использования в сетях с изменяющейся структурой, где пакеты могут теряться или задерживаться.
Протокол VoIP кодирует стандартные голосовые сигналы по протоколу IP. В настоящее время большая часть звуковых сигналов передается по сетям с коммутацией каналов. Каждый канал устанавливается и поддерживается между вызывающей и вызываемой сторонами на протяжении всего разговора. При использовании же IP звук разбивается на пакеты, пересылаемые отдельно. Преимущество такого подхода состоит в уменьшении необходимого диапазона частот, ведь когда собеседники молчат, то передавать ничего не нужно. Сейчас интерес к VoIP продиктован в основном возможностью делать международные вызовы по местным тарифам, передавая разговор через Интернет. Предполагается, что интерес к VoIP сохранится и в будущем, так как этот протокол позволит объединить существующие сети в единую сеть для передачи голоса и данных. Это приведет к значительной экономии средств операторов и расширит возможности интеграции услуг передачи голоса и данных.
ISDN — цифровая сеть передачи данных и голоса с интеграцией служб (Integrated Services Digital Network). Она основана на принципе коммутации каналов.
EDGE — расширенный диапазон передачи данных для развития стандарта GSM (Enhanced Datarate for GSM Evolution, EDGE). Он соединяет в себе набор новых и альтернативных схем модуляции, которые могут применяться внутри структуры временного отрезка радиоканала GSM, повышая скорость передачи данных или улучшая спектральные характеристики. Первая фаза технологии EDGE (стандартизована в конце 1999 г.) использует функции GPRS, обеспечивая скорость передачи данных до 384 кбит/с. Вторая фаза предоставляет обслуживание в режиме реального времени, например передачу звука и мультимедиа (видео). EDGE внедряется не только в среде GSM, но также на рынке TDMA (IS-136) и iDEN в США с применением тех же технических стандартов, чтобы обеспечить использование GPRS, а в дальнейшем и голосового обслуживания. Поскольку 384 кбит/с — это скорость передачи данных, поддерживаемая первой фазой сетей третьего поколения, то EDGE может стать альтернативой для тех операторов GSM, которые не получат лицензию третьего поколения.
Ethernet DSL Access — узел широкополосного доступа компании Ericsson.
NGN — сеть следующего поколения (Next Generation Network). Инкапсуляция различных медиастандартов и услуг (телефонии, видео, передачи данных и т.п.) в единый стандарт передачи пакетных данных, например IP.
IP-адрес — адрес для протокола IP — 32-битовый (4 байта) адрес, определенный в STD 5 и используемый для представления точек подключения в сети ТСР/IP. IP-адрес состоит из номера сети и номера хоста, такое разделение позволяет сделать маршрутизацию более эффективной. Обычно для записи IP-адресов используют десятичную нотацию с разделением точками.
IPv4 (Internet Protocols) — стек протоколов Интернета версии 4. В настоящее время является доминирующим.
IPv6 (Internet Protocols) — стек протоколов Интернета версии 6. Сейчас наиболее перспективный в части модернизации Интернета и расширения адресного пространства Сети для поддержания высокого уровня проникновения в повседневную жизнь сетевых элементов на базе микропроцессорных систем.
IP-телефония — технология предоставления услуги телефонной связи в локальных и глобальных сетях, построенных с использованием стека протоколов IP.
IP-транкинг — создание виртуальной соединительной линии между двумя телефонными станциями через гомогенную IP-среду.
MPLS — многопротокольная коммутация меток (Multi-Protocol Label Switching). Технология организации транспортной сети.
SDH — синхронная цифровая иерархия (Synchronous Digital Hierarchy). Технология организации транспортной сети и построения систем передачи.
SoftSwitch — гибкий (программный) коммутатор.
UC — услуга унифицированной связи (Unified Communication).
UC WorkSpace — платформа Huawei Technologies для связи функции служб каталогов предприятия с управлением связью терминалов в единую систему с расширенными услугами корпоративной связи.
Декадно-шаговая АТС — электромеханическая автоматическая телефонная станция, построенная на базе шаговых и декадно-шаговых искателей. Представляет собой АТС с непосредственным управлением.
Контент — информационное наполнение, включающее в себя тексты, графику, мультимедиа и иные информационно-значимые данные. Существенные параметры информационного наполнения — объем, актуальность и релевантность. В Интернете информационное наполнение организуется в виде веб-страниц с помощью средств языка гипертекстовой разметки.
ТФОП — телефонная сеть общего пользования.
Huawei в России
Компания Huawei Technologies всегда рассматривала Россию в качестве одного из наиболее приоритетных регионов для своей работы. Через восемь лет после основания руководство фирмы приняло решение открыть представительство Huawei в Москве и начать производство телефонных станций. В апреле 1997 г. в Уфе было образовано совместное предприятие «БЭТО-Хуавэй». Запуск производственных линий SKD состоялся уже в 1998 г., CKD — в 2000 г., а в феврале 2001 г. «БЭТО-Хуавэй» получило статус отечественного производителя. Сейчас оно является центром управления цепочкой поставки для всего СНГ, обеспечивая управление заказами, производством, логистикой, закупкой дополнительных комплектующих и т. д.
В представительствах компании, открытых в 11 городах России и в 8 странах СНГ работают более 600 сотрудников. В Москве совместно с МТУСИ и в Уфе на базе «БЭТО-Хуавэй» открыты учебные центры Huawei, где идет обучение слушателей по всему спектру оборудования беспроводной и фиксированной сети связи. Своевременную техническую поддержку операторов связи, использующих оборудование Huawei, обеспечивают главный центр сервисного обслуживания, находящийся в Москве, и пять региональных центров сервисного обслуживания.
Научно-исследовательские центры Huawei, расположенные в Москве и С.-Петербурге, занимаются разработкой двух основных направлений — созданием услуг нового поколения с учетом специфики российских телекоммуникационных сетей и адаптацией существующих у Huawei продуктов к российским условиям эксплуатации. Компания Huawei уделяет особое внимание разработке услуг. Основная цель ее деятельности — обеспечить операторов не просто оборудованием, а готовыми бизнес-решениями, включающими сетевую инфраструктуру и платформы для предоставления услуг абонентам.
Начиная с 2000 г. объем продаж Huawei в России ежегодно удваивается. По данным аналитических агентств, компания Huawei в настоящее время занимает около 14% всего рынка телекоммуникационной инфраструктуры России, причем в области фиксированной связи доля компании составляет около 20%. Huawei Technologies работает практически во всех федеральных округах России с основными операторами фиксированной и мобильной связи. Это семь МРК, входящие в структуру ОАО «Связьинвест», а также ведущие российские операторы мобильной связи: «МегаФон», МТС, «Вымпелком», «СкайЛинк» и крупнейшие операторы магистральных оптических сетей передачи — «Ростелеком» и «Транстелеком». В 2004 г. больше половины нового оборудования, установленного на региональных сетях «СкайЛинк», было поставлено компанией Huawei.
Еricsson в России
История компании Ericsson в России насчитывает более 120 лет и берет начало в 1881 г., когда основателю компании Ларсу Магнусу Эрикссону поступил заказ из Петербурга на изготовление небольшой партии телефонов. Свою первую телефонную станцию компания «ЛМ Эрикссон» поставила в Россию в 1893 г.
После революции 1917 г. компания возобновила сотрудничество уже с Советским Союзом, куда поступали самые современные в то время телексные, координатные городские и междугородные телефонные станции Эрикссон, затем — квазиэлектронные междугородные станции, а начиная с 90-х годов — цифровые коммутаторы AXE 10. В 1994 г. Ericsson создала в России компанию «Эрикссон Корпорация АО» со 100%-ным участием шведского капитала. Примерно 300 ее сотрудников работают в Москве и С.-Петербурге.
Бизнес компании Ericsson в России динамично развивается, в прошлом году объем заказов возрос примерно на 20%. По данным ACM consulting, доля рынка инфраструктуры мобильной связи, принадлежащая компании Ericsson, составляет около 25% от общего объема рынка в России. В области сотовой связи среди крупнейших российских заказчиков Ericsson такие ведущие операторы мобильной связи, как «Вымпелком», «МегаФон», «Мобильные ТелеСистемы» (МТС). На российском рынке системам MMS фирмы Ericsson отдали предпочтение ведущие операторы связи: «Вымпелком» (с установкой в Москве для обслуживания абонентов из 59 регионов страны), МТС — на Дальнем Востоке и «Уралсвязьинформ».
Компании Ericsson принадлежит заметная доля в области проводной связи России. Более 160 цифровых станций АХЕ 10 емкостью, превосходящей 3 млн. портов, внедрены на всех уровнях сети связи России. Свыше 70% междугородних и международных звонков проходят через коммутаторы Ericsson. Заказчики Ericsson — «Связьинвест», «Ростелеком», МГТС.
Совместное предприятие Sony Ericsson Mobile Communications предлагает мобильные телефоны и продукцию для передачи мультимедиа. Фирма Ericsson в России обеспечивает полный спектр услуг для проектирования, построения, управления и оптимизации работы сети оператора, включая консультационный сервис по развитию бизнеса и росту сети, интеграции и управлению сетью связи, а также по обучению персонала. В частности, за время существования ее собственного учебного центра в Москве начиная с 1996 г. организованные компанией общетеоретические и специализированные курсы закончили около 12 тыс. человек.
Сisco Systems в России
Компания Сisco Systems, основанная в 1984 г., за 20 лет своего существования достигла уровня мирового лидера в области сетевых технологий пакетной коммутации. За это время она превратилась в многонациональную корпорацию, располагающую более чем 430 отделениями в 60 странах мира, в которой работает более 38 тыс. человек. Сisco продает свою продукцию примерно в 115 странах. Ее общий годовой доход составляет примерно 22 млрд. долл.
Работа Сisco в Российской Федерации — одно из важных направлений развития деятельности компании. Она началась уже более десяти лет назад. Сisco Systems предлагает решения как для строительства сетей крупных операторов (фиксированной и мобильной связи), так и для корпоративных.
Оборот компании в России растет на 30-40% ежегодно, что существенно выше, чем в других регионах, где присутствует Cisco (25-30%).
На российском рынке телекоммуникаций продукцию компании Cisco Systems покупают «Связьинвест», «Ростелеком», МГТС, МТС, «Вымпелком», RTComm, Golden Telecom, «Транстелеком», Центробанк, Сбербанк, РАО ЕЭС и многие другие.
По оценке «Связьинвеста», приблизительно 50% оборудования для мультисервисных сетей МРК поставлено Cisco Systems. Реализацией продукции Cisco Systems в России занимается ряд российских компаний, многие из них имеют статус «Золотых» и «Серебряных» партнеров Cisco.
Совместно со своими партнерами компания Cisco развернула целую сеть сервисных центров, обеспечивающих гарантийное и послегарантийное обслуживание поставленного оборудования. Также были открыты учебные центры по подготовке обслуживающего персонала для операторов связи.
Cisco в России предлагает практически весь набор оборудования для построения IP-сетей различного уровня и, кроме того, полный спектр услуг по проектированию, строительству, оптимизации построения сетей, управлению, сервисному обслуживанию и обучению, а также консультирует по вопросам продажи новых услуг пользователям.
Iskratel в России
Основной деятельностью предприятия является разработка комплексных решений для коммуникационных потребностей информационного общества будущего в области фиксированной и мобильной телефонии, конвергентных сетей, сетей следующего поколения и управления сетями. Бизнес-политика предприятия строится в сотрудничестве с партнерами и включает услуги поддержки — планирование сетей, обучение и послепродажную поддержку. Начало деятельности предприятия относится к далекому 1947 г., когда в концерне Iskrа начали заниматься телефонией.
Первая возможность сотрудничества с Советским Союзом по экспорту телефонных станций для сетей общего пользования появилась в 1977 г., когда Iskra подписала договор о строительстве международной телефонной станции в Москве, которая должна была войти в строй до начала XXII Олимпийских игр в 1980 г. Благодаря этой станции Iskra получила позитивный опыт внедрения, который открыл ей путь на клиринговый рынок Советского Союза.
Сейчас фирма Iskratel имеет свои представительства в Москве, С.-Петербурге и Краснодаре, также организовано совместное русско-словенское предприятие «ИскраУралТел» в Екатеринбурге с филиалами в Новосибирске и Владивостоке.
В 2003 г. доля экспорта оборудования увеличилась по сравнению с предыдущим годом и составила 72,6%. Так же, как и в 2004 г., важнейшим зарубежным рынком Iskratel в 2005 г. остается Россия (доходы от продаж на нем составили 77 млн. евро). Самую большую долю доходов на российском рынке компания получила от продажи телефонных станций SI2000 и технологии ADSL, успешно внедряемой и в других странах.
В дальнейшем фирма планирует расширять предложение в области NGN-сетей, включающей комплексные решения для домашних и деловых пользователей телекоммуникаций. В соответствии с тенденциями в этой отрасли, требующими развития универсальных технологических решений, Iskratel планирует в будущем все более интенсивно включать в бизнес-процессы деловых партнеров. Iskratel организует обучение специалистов из Словении и других стран. Ежегодно проводится более 220 курсов обучения (приблизительно 900 ч лекций), на которых получают новые знания 2500 участников. Учебный центр Iskratel, расположенный на предприятии Iskratel в Кране, входит в сеть учебных институтов фирмы Siemens, охватывающую более чем 40 стран по всему миру. Курсы профессиональной подготовки предоставляют знания о телекоммуникационных решениях, включающих в себя продукты, планирование и управление в мультимедийных фиксированных сетях и сетях мобильной связи.
Следуя путем развития и адаптации комплексных решений NGN, Iskratel стремится усилить конкурентное преимущество своих деловых партнеров и обеспечить безопасный и эффективный переход от классических телекоммуникационных технологий к технологиям следующего поколения.
Ориентированность предприятия на покупателя проявляется и в планах на будущее — оно намерено стать лучшим сервисным предприятием в России в своем сегменте рынка.