Совсем, казалось бы, простенькая компьютерная программа «Почитай-ка!» заставила меня вместо коротенькой заметки написать целую статью. По задумке разработчиков программа имеет «двойное назначение». Взрослым она должна помочь освоить слепой десятипальцевый метод набора на клавиатуре (назовем эту часть «режимом тренажера»), а детям — выучить буквы и научиться читать по слогам (эту часть определим как «электронный букварь»). Вроде бы неплохо, один продукт сразу на всю семью. Но оказалось, что не все так просто.
Начну с тренажера. При первых же попытках воспользоваться всевозможными настройками выяснилось, что их число — а главное, качество — выходит за разумные границы обеспечения гибкости пользовательского интерфейса. На приведенной иллюстрации видно, какая «сюрреалистическая» картина получается в результате простых вариаций размера и цвета шрифтов, хотя эта настройка должна всего лишь «визуализировать клавиатурную раскладку и рабочие зоны для каждого пальца». Задача авторов программы, наверное, заключалась вовсе не в том, чтобы вывалить на пользователя все многообразие, доступное в компьютерной модели тренажера слепой печати, а в том, чтобы поделиться с ним своим опытом, предложить проверенную методику, оптимизировать уроки и с помощью настроек сделать работу комфортной, исключив все заведомо неудобные варианты. А если учесть, что произведенные настройки порой не запоминаются программой, то и вовсе становится непонятно, зачем такое их изобилие. Например, у меня куда-то пропадали цвета, подобранные для рабочих зон пальцев, — в режиме настройки они были видны, а вот в режиме тренинга — уже нет.
Чтобы догадаться о назначении некоторых из программных установок, порой приходилось поломать голову. В сопровождающем диск восьмистраничном буклете-вкладыше настройки описаны далеко не полностью. Например, в окне «Настройки» на закладке «Музыка» вызывает недоумение поле «Мелодия дня» — неясно, что же это такое. А что таит в себе таблица из 14 радиокнопок («2-х букв»,..., «44-х букв»)? Это можно понять только тогда, когда проведешь с программой исследовательскую работу. А ведь хочется поскорее научиться слепой печати. Получается, что если отказаться от установок по умолчанию, то очень просто сбиться на варианты, весьма далекие от комфортных. А если не отказываться, то зачем столько настроек?
В клавиатурном тренажере важную роль играет методика: рекомендуемые раскладки, постановка пальцев, поза, содержание, последовательность и объем упражнений. Это позволяет быстро достичь конечной цели, настроиться на работу, сосредоточиться на конкретном упражнении, рационально расходовать свои силы. К сожалению, на диске такой информации просто нет, и авторы программы отправляют нас за ней на свой сайт.
Теперь несколько слов об электронном букваре. Чтобы продвигаться по упражнениям в этом режиме, можно обходиться одной-единственной клавишей «пробел» или использовать мышь. Ребенку демонстрируется, как выглядят буквы, и он слышит, как их произносит диктор. Делается это, правда, на основе все того же клавиатурного тренажера, и потому начинать малышу придется не с традиционных (и более естественных) «МАМА» и РАМА», а с «ФЫВА» и «ОЛДЖ».
Дизайн программы, как и программная основа, также пал жертвой экономии разработчиков. Взрослые получают в качестве поощрения за успехи в освоении тренажера картинки с плюшевыми игрушками, а детишки в нагрузку к призовым зайчикам и мишкам должны наслаждаться «кислотной» палитрой экранных подложек вкупе с лапидарным дизайном отдельных программных окон, стиль оформления которых больше соответствует интерфейсу администратора операционных систем, а не детской программе.
Впрочем, не все так мрачно. Мне, например, понравилось общение программы с пользователем. Поскольку тренажер отслеживает, что и сколько сделал обучаемый за клавиатурой, то он вовремя поощрит, поторопит, а то и предложит передохнуть.
Программа предназначена для всей семьи, и потому зарегистрироваться и последовательно работать с ней могут несколько человек. Взрослому при регистрации не составит труда вписать в нужное поле свое имя. А делающий первые шаги в изучении алфавита малыш может (конечно, с помощью родителей) вставить свою фотографию и использовать ее как пароль при входе в программу.
Оригинально объясняется порядок работы с фоновыми мелодиями: они записаны в исполнении непрофессионального исполнителя, но на слух воспринимаются очень мило. Однако и для этого маленького горшочка с медом нашлась десертная ложка дегтя. Если нажать во вкладке «Музыка» окна «Настройки» на кнопку «Прослушать», то музыкальный фрагмент придется выслушать до конца — прервать солиста нельзя, не поможет даже переключение в другую программу.
Так к какому же выводу мы пришли? Конечно, эту программу можно использовать в целях, рекомендуемых разработчиками, т.е. как тренажер работы на клавиатуре и как пособие по обучению первичной грамотности. Однако я отдал бы предпочтение иным программам, причем одну взял бы, чтобы освоить метод слепой печати (к тому же выбрав предназначенную специально для взрослых), а другую — разработанную для малышей, чтобы помочь им изучать алфавит.
Почитай-ка!
Системные требования: Pentium-166, 16-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 800x600 точек при отображении 65 536 цветов, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 98/2000/NT/XP.
Разработка: «Мастер-клуб»
Издание: «1С»