Ежегодные потери из-за пиратства в области аудиоиндустрии составляют по всему миру несколько десятков миллиардов долларов.
Даже если не касаться моральных и правовых сторон этого повсеместно распространенного явления, то нельзя не учитывать, что серьезный ущерб наносится и простым людям, которые волей-неволей становятся потребителями пиратской продукции. Ведь качество контрафактных изделий, несмотря на то, что на музыкальном компакт-диске информация хранится в цифровом виде, далеко не всегда сравнимо с качеством лицензионных продуктов.
Средняя цена оригинальных дисков с записями зарубежных исполнителей находится в пределах 15—20 евро. Дорого, сочтете вы, и я с этим полностью соглашусь. На такой благодатной почве развитие пиратства неминуемо. Мизерная себестоимость производства, малая трудоемкость и наукоемкость при гигантском объеме рынка. И в результате теперь нелегальным копированием не занимается только ленивый. При таких условиях меры борьбы против пиратства больше похожи на битву Дон Кихота с ветряными мельницами: деньги истрачены, физические усилия приложены, а «враг» так ничего и не заметил.
И скорее всего, звукозаписывающие компании и дальше продолжали бы бесплодные попытки покончить со злом, если бы в конце ХХ в. не был предпринят действительно беспрецедентный шаг — снижение стоимости дисков до нормального уровня рентабельности с соответствующим увеличением объема продаж. В результате в США и странах Западной Европы объем пиратской продукции составляет всего четверть от общего количества проданных копий. В менее благополучных в этом смысле регионах (к ним относится и Россия) статистика зеркально противоположна. И чтобы получить хоть какой-то доход от законной продажи, в этих странах были выпущены так называемые лицензионные диски с упрощенным оформлением. Бумажка с перечнем песен вместо традиционного красочного буклета, коробочка из материала подешевле и более разумная цена позволили за короткое время перевернуть рынок с головы на ноги.
В нашей стране ряд заводов имеет лицензии на производство дисков с упрощенным оформлением. Их продукция продается практически на каждом углу по цене 100—150 рублей за диск. Судя по количеству ежедневно продаваемых экземпляров, российский рынок принял диски с упрощенным оформлением на ура. Однако лицензионное клеймо на подобной продукции далеко не всегда соответствует качеству «настоящей» лицензии. Отечественные заводы располагают более примитивным оборудованием, чем западные гиганты, и потому не способны производить столь же качественные диски. В результате б?ольшая погрешность при воспроизведении оптических носителей несколько снижает уровень звучания. Разумеется, разница проявляется только на очень хороших акустических системах. Но на этом, к сожалению, перечень особенностей лицензионных дисков российской «сборки» не оканчивается. Низкий уровень контроля качества приводит к тому, что сигнал выходит за границу динамического диапазона, присутствуют посторонние щелчки и т.д. А отдельные фирмы вообще намеренно поднимают средние частоты на несколько децибелов, чтобы такие записи лучше звучали на музыкальных центрах начального ценового уровня и на компьютерных АС, где высокие уровни низких и высоких частот порождают заметный интермодуляционный шум во всем диапазоне.
Пиратские диски продаются там же, где и лицензионная продукция. Причем одинаковая цена, качество упаковки и полиграфии значительно усложняют жизнь покупателю. Ведь наверняка распознать «левак» способен только эксперт, а простые смертные могут лишь догадываться об истинном происхождении продаваемого товара.
Помимо правовых нюансов, пиратскую продукцию отличают две очень неприятные особенности. Во-первых, полное нарушение технологического процесса копирования дисков. Происходит это не то ради экономии времени, не то из-за повальной лени и нежелания нарушителей авторского права разобраться в технических вопросах. Во-вторых, информация перед созданием образа тиражируемого диска очень часто хранится в сжатом виде. Как правило, для этого используется формат МР3, причем скорость потока в лучшем случае составляет 256 кбит/с. Видимо, удобство хранения и транспортировки информации котируется у пиратов гораздо выше, чем качество производимой продукции. Стоит ли говорить, что при обратном конвертировании МР3-файлов в формат CDDA утраченные нюансы звучания не восстанавливаются. А разница между CD-качеством и сжатым потоком 256 кбит/с различима на звуковых платах типа SB Live! (подавляющее большинство современных устройств, включая встроенные, обладают схожими или даже большими звуковыми возможностями) и компьютерных АС среднего уровня. Она вполне очевидна даже для тех, кому «медведь на ухо наступил».
Распознать бяку
Рис. 1. Tau Analyzer в работе |
Дабы уберечь музыкальные компакт-диски от подозрительного взгляда читателя, чья обеспокоенность по поводу наличия в его коллекции некачественной продукции может быть вызвана чтением данной статьи, хочу предложить воспользоваться замечательной программой Tau Analyzer 1.2 (рис. 1). Это совсем крошечное приложение (если сравнивать объем дистрибутива с полезностью выполняемой программой функции) поможет достоверно выявить следы промежуточного хранения музыки в одном из форматов сжатия с потерями.
Взять Tau Analyzer 1.2 можно с сайта разработчика www.true-audio.com. Программа распространяется бесплатно, и дистрибутив размером всего 336 Кбайт загружается быстро и безболезненно даже с помощью модемного соединения. Интерфейс анализатора выполнен очень профессионально. Все операции осуществляются единственным щелчком мыши на одной из четырех кнопок, находящихся в левой части окна приложения.
Рис. 2. Нас обманули! |
Основные побочные эффекты (так называемые артефакты) при сжатии музыки в форматы с потерей качества известны давно. Это вырезание из исходного сигнала частот выше 16—18 кГц, существенные искажения на высоких частотах ниже уровня среза, добавление так называемого цифрового шума — результат неизбежных ошибок при кодировании, уменьшение глубины разделения каналов. Однако создание действительно эффективной программы по отлову «недобросовестных» дисков требует от разработчика доскональных знаний в области цифрового звука. Поэтому данная идея была реализована сравнительно недавно, а Tau Analyzer, по всей видимости, — уникальное приложение.
Сайт разработчика и сам Tau Analyzer полностью англоязычны, однако фраза из файла справки: «...примерно 25% из всех купленных в России дисков в 2000—2004 гг. сделаны с применением алгоритмов сжатия с потерями» — говорит как о возможных российских корнях автора, так и о масштабах проблемы пиратства в нашей стране. Ознакомившись с данной статистикой, я перепроверил всю свою коллекцию дисков, благо времени на анализ одного носителя требуется совсем немного. Итог: каждый восьмой диск перезаписан с MP3-файла. И это при том, что куплены они отнюдь не в переходе или на барахольном рынке — я всегда относился к процессу приобретения ответственно и придирчиво.
Рис. 3. Образцовый график |
Результат анализа каждого трека отображается в графе Status первой вкладки приложения. Надпись CDDA на ней в большинстве случаев гарантирует высокое качество записи, а если там зажжется слово MPEG (рис. 2), то можно абсолютно обоснованно начинать чувствовать себя обманутым. Для наглядности в программе предусмотрено отображение графика уровня частот, который доступен на вкладке Frequency. Типичный музыкальный сигнал на графике напоминает розовый шум1 — довольно плавное уменьшение уровня с ростом частоты (рис. 3). А если файл был сжат при помощи алгоритма, подразумевающего потерю качества, тогда на графике буден заметен резкий провал на высоких частотах (рис. 4).
Рис. 4. Завал в районе 16 кГц — практически неопровержимое доказательство «ущербности» диска |
Главное достоинство программы Tau Analyzer — очень высокая эффективность работы. Судя по приводимым автором данным, распознавание следов формата МР3 производится с точностью 99,4% и 98% — для файлов, закодированных без сглаживания и с оным2 соответственно. Доля «ложных тревог» высоковата, она составляет 7,5%. Чаще всего рассматриваемый нами анализатор признает «ущербными» концертные записи, в которых изначально присутствуют сильный шум и ограничение высоких частот. Для студийной музыки точность результатов значительно выше.
* * *
В заключение следует сказать, что программа Tau Analyzer абсолютно незаменима для тех, кому небезразлично качество звучания любимых композиций. И она потеряет актуальность только с полным искоренением пиратства.
1В отличие от белого шума, где уровни всех частот равны, в розовом шуме их громкость каждую октаву линейно уменьшается на 6 дБ.
2Алгоритм по уменьшению уровня цифрового шума в результате кодирования.