Победителем стал известный гроссмейстер Петр Свидлер, четырехкратный чемпион России по классическим шахматам, большой специалист по виртуальным баталиям.
Формула соревнования определялась, с одной стороны, возможностями ИТ, а с другой — турнирными традициями. Так, блицтурнир прошел через квалификационную и финальную (knockout) стадию, в которых на партию отводилось четыре и пять минут соответственно с добавлением одной секунды на сделанный ход после истечения основного времени, что, разумеется, может сыграть решающую роль в партии, например, позволит сделать матующий ход или свести вничью ладейный эндшпиль. Тем не менее проведенное соревнование лишний раз показало, что виртуальные соревнования имеют особенности. Например, участие в них предполагает у шахматистов наличие специальной практики игры в Интернете, которая включает опыт традиционного ведения партии и хорошее владение навыками работы на компьютере и в Сети. И конечно, требует от играющего в подобном соревновании достаточной психологической подготовки. Приведем соответствующие примеры.
Рис. 1 |
Так, первыми в итоговой таблице стали те участники, которые имеют более высокий рейтинг среди играющих в классические шахматы: П. Свидлер, Е. Наер и А. Дреев, а также «зубры» интернет-битв вроде С. Волкова. Интересно, что среди финалистов лишь трое не уделяли в своей практике особого внимания сетевым выступлениям. Часть неудач связана с недостаточными ИТ-навыками участников блицтурнира. Следует отметить плохое владение компьютерной мышью, что нередко приводило к большим тратам времени на выполнение хода и даже, как ни странно, к ошибочным ходам в результате соскальзывания мыши (mouse-slim). Последнее случилось в партии К. Гальегос — Е. Бареев в позиции, представленной на рис. 1, где черные сделали нелепый 18-й ход Лd2, после чего сдались.
С другой стороны, значительный опыт сетевых игр в шахматы позволяет сохранять спокойствие в партии и даже «исследовать» тактические возможности в ходе игры. Это без труда можно увидеть в одной из партий П. Свидлера с Е. Наером (белые) в борьбе за победу в турнире (рис. 2), когда 36-й ход черных заставил белых просрочить время на 40-м ходу:
36. ...а2+! 37. Кр:а2 Л:d3! 38. Ф:d3 Ф:е5 39. Фd8+ Се8.
Рис. 2 |
Для ряда участников турнира плохая связь (низкоскоростной канал или проблемы с установлением связи) и принципиальная невозможность ее установить сыграли негативную роль: трое проиграли свои матчи, а один не мог выйти в Сеть с борта самолета, и ему зачли поражение в связи с неявкой на игру.
После первого интернет-блицтурнира АШП в Дос-Эрмансе, получившего наименование «грязного» из-за частого использования в качестве подсказчиков компьютерных шахматных программ, особое внимание уделяется борьбе с этим злом. На сайте playchess.com работает процедура выявления использования участниками шахматных программ. Осуществляется это экспертами зоны ChessBase с помощью специальных программ, позволяющих сравнивать ходы, сделанные в партии участниками блицтурнира, с ходами шахматных программ. И при высоком проценте совпадений на основании определенных правил принимается решение об исключении вызвавшего подозрение участника из дальнейших состязаний. Такая участь постигла двух шахматистов из Ирана и Германии. В связи с этим спор о том, может ли помочь использование шахматных программ в соревнованиях, в том числе игрокам с высоким рейтингом, надо полагать решенным.
Наконец, о значимости роли психологической подготовки к интернет-соревнованиям говорит тот факт, что даже фавориты блицтурнира не избежали просмотра мата в один ход. Например, это случилось в партии П. Свидлера и Л. Лпутяна.
Успех турнира позволяет шахматистам надеяться, что подобное соревнование АШП станет регулярным.