ИНТЕРНЕТ, ОБРАЗОВАНИЕ, БИЗНЕС.
В конце июня в Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании состоялся семинар на тему «Образование в Интернете — перспективный бизнес?..», организованный Региональным общественным центром интернет-технологий (РОЦИТ). В качестве узловых вопросов были рассмотрены:
- успешные бизнес-модели интернет-систем дистанционного образования (ИСДО);
- технологии и методологии, их отличие от традиционных подходов;
- практический опыт и объективные оценки ИСДО.
С докладами выступили М.И. Нежурина, директор Центра СДО МГИЭМ, А.В. Шкред, руководитель проекта «Интернет-Университет Информационных Технологий», С.В. Агапонов, директор по образовательным проектам компании «ГиперМетод», Б.И. Скородумов, завкафедрой теоретической информатики и информационных технологий ИГО. Остановимся на круге проблем, нашедших отражение в этих выступлениях.
Насколько совместимы образование и бизнес? При рассмотрении данной проблемы особый интерес обычно возникает в вузах. Так, МГИЭМ стал одним из первых московских вузов, где попытались реализовать проект ИСДО для желающих получить дополнительное образование по его профилю, предоставив такую возможность даже гражданам некоторых зарубежных стран, например Израиля.
О проекте дополнительного образования по информационным технологиям с использованием Интернета, получаемого онлайновым способом на сайте www.intuit.ru и в реальном времени с помощью специально издаваемой библиотеки книг, рассказал А.В. Шкред, которому удалось не только стандартизировать курсы по предметам обучения, но и добиться возможности сертифицировать выпускников документами государственного образца. Правда, выдают их только тем, кто сдаст экзамен успешно.
Доклад С.В. Агапонова был посвящен проблемам внедрения ИСДО E-Learning Server — продукта, разработанного компанией «ГиперМетод», одной из первых не только предложившей на отечественном рынке современные технологии подобных систем, но и попытавшейся выйти за рамки интерфейсных решений с помощью реализации диалоговых процедур.
О попытках построения автоматизированных обучающих систем на уровне модельных построений шла речь в сообщении представителя ИГО. Он же высказал свои соображения касательно объемов рынка систем электронного обучения.
В семинаре также приняли участие представители ряда московских вузов (МЭСИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РЭА им. Г.В. Плеханова, МТУСИ и т.д.) и организаций (Федеральное агентство печати и массовых коммуникаций, Совет Федерации РФ), имеющих отношение к образовательным интернет-проектам.
На круглом столе семинара обсуждались вопросы лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, создание виртуальных университетов, стоимость курсов дистанционного обучения и пр.
Со стенограммой семинара можно ознакомиться на сайте www.rocit.ru/seminars.
РЕЙТИНГ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ.
Национальной ассоциацией электронной торговли (НАУЭТ) совместно с агентством CNews Analitics компании «РосБизнесКонсалтинг» (РБК) проведена пресс-конференция, посвященная состоянию, эффективности и проблемам доверия к этому виду деятельности в России, на которой подведены итоги комплексного исследования розничного сегмента рынка (B2C) интернет-торговли. Выступившие на ней представители Департамента потребительского рынка Москвы, Конфедерации общества потребителей и НАУЭТ установили рейтинг эффективности интернет-ресурсов, специализирующихся на электронной коммерции, обсудили пути решения проблемы доверия и защиты прав потребителей и проект сертификации интернет-ресурсов на основе рейтинга. Совместная группа НАУЭТ и CNews Analitics, предложившая модель определения рейтинга, которая даже при представлении ее журналистам получила ряд существенных замечаний, при внедрении этой модели в жизнь должна будет ее подкорректировать. Для того чтобы использовать для построения рейтинга компаний статистические методы, прежде всего следует принять корректную статистическую модель для подвергаемых рейтингованию объектов, на основе которой и вычислять их характеристики, а затем определять рейтинг. Поэтому у журналистов возникло много вопросов, которые по существу следовало отнести именно к исходной модели описания объектов, рейтинг которых определялся.
Относительно проблемы доверия потребителей к электронной коммерции, которая по своей сути в значительной мере является субъективной и плохо формализуемой, организаторы пресс-конференции ограничились ее вербальным рассмотрением, хотя один аспект доверия все же лежит в количественной области анализа функционирования систем ЭТ, а именно: от надежности их работы в значительной мере зависит доверие к ним.
Но сколько-нибудь приемлемых оценок надежности не удастся получить без построения математических моделей систем ЭТ, о которых НАУЭТ почему-то не печется, игнорируя накопленный в нашей стране научно-технический опыт.