Обилие учебных мультимедийных курсов со временем внесло свои коррективы в их содержание и наполняемость. Поскольку универсальный продукт, созданный современными средствами, получается громоздким, неоправданно дорогим и с «размытой» целевой аудиторией, то разработчики, как правило, стараются специализировать программы. Так, одни курсы имеют б?ольшую теоретическую направленность, другие рассчитаны на наглядность и решение практических задач. Типичный пример последних — учебное электронное издание «Химия (8—11 класс). Виртуальная лаборатория».
Этот продукт изготовлен Лабораторией систем мультимедиа МарГТУ и является полноценным инструментом для проведения виртуальных химических опытов, решения задач и проверки усвоения материала. В процессе инсталляции программу можно установить на жесткий диск целиком, что рекомендуется, например, для школьного применения, либо в минимальной версии или в некоем промежуточном варианте — для дома.
В данном курсе учебник, как таковой, отсутствует. Его заменяют наборы опытов, сгруппированных в пяти основных разделах: «Оборудование лаборатории», «Свойства неорганических веществ», «Свойства органических веществ», «Химические реакции» и «Атомы и молекулы». Базовые теоретические сведения можно найти в дополнительном разделе «Коллекция». Содержащиеся там материалы представляют собой видеофрагменты с сопроводительным текстом в отдельном окне. Кроме роликов в «Коллекцию» входят хрестоматийные материалы, информация об ученых-химиках, а также ссылки на интернет-ресурсы. Наряду с «Коллекцией» есть еще три вспомогательных раздела: «Таблицы», «Задачи» и «Конструктор молекул».
В «Таблицах» приводятся основные сводные данные — от «Периодической системы элементов Д.И. Менделеева» до названий важнейших кислот и солей. Такие шпаргалки-справочники, безусловно, полезны и удобны, вот только жаль, что их нельзя распечатать средствами программы. Раздел «Задачи» включает базовые задания с интерактивным средством проверки правильности хода их решения. Любая задача снабжена системой подсказок к каждому этапу ее решения, а также шпаргалкой, из которой сразу можно узнать результат. Из «Задач» дозволяется обратиться к материалам разделов «Коллекция» и «Таблицы», чтобы освежить в памяти неожиданно забытую формулу или значение какой-нибудь фундаментальной постоянной.
Несомненно, одним из самых интересных обучающих элементов продукта является «Конструктор молекул». Это полноценное интерактивное приложение, позволяющее легко построить и сохранить модель молекулы неорганического или органического вещества. При этом в процессе работы проверяется возможность реального существования такой конструкции. Также легко изменить вид модели — она может быть штриховой, шаростержневой, масштабной, с атомными орбиталями или электронными эффектами. Несложно составить и библиотеку объектов, используя заранее сделанные заготовки.
Добротно выполнена и поисковая система, называемая в программе «Путеводителем». С ее помощью, помимо применения стандартных способов, можно быстро перейти в нужное место раздела, используя предметный указатель.
Дружественный интерфейс программы удачно дополняется инструкцией по работе с ней. Каждый раздел включает итоговый тест на время. Очень полезен инструмент «Лабораторный журнал». В нем сохраняются все действия по каждому опыту, в том числе составленные уравнения и записи наблюдений в процессе работы. Его аккуратное ведение позволяет ученику систематизировать полученные знания, а значит, лучше усвоить материал.
Данный курс, несомненно, будет полезен при работе как в классе, так и дома. Он пригодится при подготовке к контрольным работам, экзаменам, при повторении, изучении пропущенного или не до конца понятого материала. Средства программы помогут писать рефераты и составлять доклады, а также организовывать предметные презентации.
Химия (8—11 класс). Виртуальная лаборатория
Системные требования: Celeron-633, 64-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 800x600 точек при отображении 65 536 цветов, 24Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 98/Me/2000/XP.
Разработка и издание: Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ