Если хорошо подумать, то приходишь к выводу, что по мотивам многих произведений нашей классической литературы можно сделать замечательные игры. Как вам, например, пошаговая экономическая стратегия «Мертвые души»? Или ролевая игра «Евгений Онегин»? А вот украинская студия Crazy House выпустила игру «Вий: история, рассказанная заново». Для компании этот продукт стал первым проектом в ее пока еще короткой истории, и разработчики сделали все так, как сочли правильным и нужным (терять-то нечего !). Именно поэтому игра так не похожа на другие (в чем ее главный плюс).
Итак, основой для игры послужила повесть Николая Васильевича Гоголя «Вий». Причем это никакой не «ремейк», а самый настоящий гоголевский вариант. Так что о сюжете говорить, наверное, не стоит. Поэтому сразу перейдем к игровому процессу. Перед нами неординарный и интересный «квест». А тот самый Хома Брут, «пан философ», который, «был нрава веселого» и «любил очень лежать и курить люльку», выполняет веления нашей мыши. Нам придется ловить петухов в курятнике, напиваться в винном погребе до чертиков, играть с казаками в городки и, конечно же, три злых ночи отпевать панночку. Безусловно, в оригинальный гоголевский сюжет внесен ряд новаций, например, изменились диалоги и некоторые сцены. Однако все это не выходит за пределы классической литературы и потому гармонично вписывается в общую атмосферу. Так что пана философа, читающего заклинание «Огненный шар», а затем с диким криком бросающегося в бой с бесами, мы, конечно же, не увидим. Зато в сюжетной линии есть весьма интересные нелинейные элементы, и игрок сможет повлиять на многие из них, даже ключевые. Так, можно задать, что будет с паном философом: проснется ли он на третий день отпевания с сединой на голове или же найдет у гроба панночки свою гибель, сжимая в руках Псалтырь и мел.
Теперь коснемся технической стороны. Графика... нет, здесь это слово не подходит потому, что ее как таковой просто нет. Все сцены и диалоги проигрывают живые (!) актеры. Правда, декорации ненастоящие, поэтому иногда становится заметно, что действия персонажа как бы наложены на обычный рисунок. Но это так, мелочи, в целом же визуальная составляющая заслуживает высокой оценки: у всех актеров великолепные костюмы, да и ведут они себя как подобает гоголевским героям. Иногда даже возникает ощущение, что на экране короткометражный фильм, а игрок — всего лишь зритель, не влияющий на происходящее. Звук и музыка также оставили очень хорошее впечатление. Действительно уместно сказать: «озвучено профессиональными актерами». Каждое слово и каждое предложение произносятся с выражением, так сказать, со смакованием. Персонажи шутят, смеются, ругаются, поют песни, и все это с подобающей интонацией.
Как «квест» игра также интересна. Своей оригинальностью порадовали головоломки. Правда, они по большей части аркадные и ко всему прочему чрезвычайно сложные (особенно выделяется мини-игра «Осина», из-за которой я в порыве гнева чуть не разбил новую мышь).
Итак, «Вий» действительно заслуживает внимания. И не только за потрясающую «озвучку», интересные и оригинальные головоломки, но и за саму реализацию идеи переноса произведения классической литературы в игровую среду. И сказать про нее больше нечего не потому, что она короткая, а потому, что такие проекты нужно видеть собственными глазами.
Вий: история, рассказанная заново
Системные требования: Pentium III-700 (рекомендуется Pentium 4-1400), 128-Мбайт ОЗУ (рекомендуется 256 Мбайт), видеоадаптер уровня nVidia GeForce 2 или лучше, 1,7 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 98/Me/2000/XP
Разработка: Crazy House
Издание: DISCUS GAMES