Разработка новой технологии стоит дорого, однако изобретать велосипед еще дороже, и потому для игры «Сталинград» фирма DTF Games взяла «движок» компании Nival Interactive, созданный для проекта «Блицкриг». Естественно, он подвергся некоторой шлифовке, дабы соответствовать нуждам нового продукта. Изменения в основном коснулись интерфейса и боевой системы, использованной в «Блицкриге». Хотя «спрайтовая» графика уже считается атавизмом игростроительной промышленности, «сталинградские» художники совершили почти чудо. Их заслуга в том, что визуальная составляющая игры вовсе не кажется ущербной, в отличие от имеющейся в десятках поделок с «ускоренной» графикой, наводнивших в последнее время игровой рынок. Так как авторы во время разработки продукта руководствовались историческими реалиями, особый интерес вызывает историческая достоверность его картографической составляющей, т.е. карт миссий, и помещаемых на них объектов. Наверное, даже участники тех событий не смогут с уверенностью утверждать, что нарисовано правильно, а что нет. Однако фантазия художников вполне убедительна, и нетрудно поверить, что улицы Сталинграда и ближайших населенных пунктов с трехэтажными домами довоенной постройки, бревенчатыми избами и стогами сена во дворах деревень выглядели именно так. Как мне показалось, подвижным объектам добавили анимации: во всяком случае наблюдать за пехотой стало интереснее.
Привлекателен общий дизайн «Сталинграда». Меню, статические экраны между миссиями и различного рода окна интерфейса выполнены в стиле военных документов тех лет. Отдельные операции предваряются кадрами военной хроники, лишенными оригинального звука — он был заменен «легким роком» группы «СкаФандр» (на мой взгляд, это не очень удачное решение). Весьма аккуратен и внутриигровой интерфейс, где каждый пиксел выполняет прямо-таки гигантскую разъяснительную работу и в то же время не нагружает играющего излишней информацией.
В отличие от «Блицкрига», в «Сталинграде» юниты во время боевых действий не могут набирать опыт, однако его может приобрести тот, кто начинает играть в звании майора в обеих кампаниях. Интересно, что опыт как приобретается, так и теряется, что вообще-то конфликтует с народной мудростью, гласящей, что «опыт не пропьешь». Спасибо, что хоть награды не отбирают.
Особенно сильно меня разочаровало отсутствие энциклопедии. И это при том, что описание боевой задачи и текущей фронтовой обстановки перед каждой миссией занимает добрую печатную страницу формата А4, набранную 12-м кеглем. Всегда хочется знать, каковы реальные характеристики тех средств, которыми пользуешься в бою. Возможно, разработчики опасались, что подобная информация бросает тень на заявленную ими реалистичность? Сомневаюсь, что кто-нибудь стал бы заниматься такими проверками. Впрочем, я все-таки считаю, что авторам просто не хватило времени (или средств), поскольку при создании игры было использовано очень много информационных источников, о чем красноречиво свидетельствуют официальный сайт и форум «Сталинграда». Однако всякие неожиданные казусы опускают планку реализма еще ниже. Например, любой пехотинец, получивший в пузо два—три снаряда, продолжает ползти к цели как ни в чем не бывало. Осмелюсь предположить, что и после одного выстрела любого танкового орудия живая сила противника если и не убита, то как минимум обездвижена. Поверьте, можно привести достаточно таких примеров.
На редкость благоприятное впечатление оставляет звуковое сопровождение игры, несмотря на упомянутый выше «легкий рок». Прежде всего это касается разговоров юнитов. Замечательно, что русские говорят по-русски, немцы — по-немецки, а количество разнообразных реплик трудно подсчитать.
В итоге создается впечатление, что в DTF Games забыли подготовить план разработки игры, и потому кажется, что одни ее аспекты выполнены на высочайшем уровне, а других просто нет вообще.
Сталинград
Системные требования: Pentium III-1000 (рекомендуется Pentium IV-1800), 256-Мбайт ОЗУ (рекомендуется 512 Мбайт), видеоплата с 32 Мбайт памяти (рекомендуется с 128 Мбайт), 2 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 98/Me/2000/XP.
Разработка: DTF Games
Издание: "1С"