Если вы читали мои предыдущие статьи про музыкальную студию Reason Propellerheads (см. «Мир ПК», №7/05, с. 136; №8/05, с. 126; №9/05, с. 151), то уже можете создать собственный трек, используя синтезаторы, сэмплеры и драм-машину этой программы. Но это все — лишь «скелет» качественной композиции, предстоит еще немало работы. Имеются в виду наложение на каждое из устройств автоматизации, сведение каналов (мастеринг) и конечно же использование процессоров эффектов.

В предыдущих публикациях описывались устройства студии Reason 2.0. Между тем на данный момент существуют версии 2.5 и 3.0. И сегодня мы уделим внимание как старым, завоевавшим признание пользователей, так и новым процессорам эффектов.

RV-7 Digital Reverb

RV-7 Digital Reverb

Эффект реверберации представляет собой стандартный студийный процессор, придающий исходному звуку объем. К примеру, добавляя RV-7 Digital Reverb в трек в разных пропорциях, можно имитировать местоположение музыкального инструмента как совсем рядом, буквально в полуметре от слушателя, так и, наоборот, очень далеко. Многие программные процессоры реверберации имеют предустановки: hall, room, large room, gated и проч. Одно из главных правил: чтобы определенные инструменты не звучали плоско, нужно грамотно наложить Reverb-эффект, подобрав настройки.

На панели процессора имеются четыре управляемых регулятора и опция предустановки. Окно предустановки позволяет назначить объемность — маленькая комната, большая, средняя, холл, большой и средний холл, стереоэхо.

Создавая эффект для определенного инструмента, сначала необходимо выбрать предустановку. Далее регулятором Size назначить уровень объемности (ближе/дальше), а с помощью Damp и Decay — настроить резкость звука. Регулятор Dry/Wet отвечает за конечный уровень эффекта. Нулевое значение Dry соответствует минимальному воздействию объемности на сигнал. А значение Wet, равное 127, придает звуку максимальную объемность.

Эффект очень полезен для имитации как «живых» инструментов, так и электронных звуков.

DDL-1 Digital Delay Line

DDL-1 Digital Delay Line

Эффект-процессор, создающий эхо для исходного сигнала. На его панели присутствует несколько настроек. Прежде всего необходимо выбрать, в чем вы будете исчислять эхо: в микросекундах (ms) или в шагах (step). Далее нужно назначить уровень выбранного исчисления и кратность шага — 1/8 или 1/16. Регулятор FeedBack («Хвост») определяет длину хвоста эффекта эха, тянущегося от начала исходного сигнала. Pan назначает панораму звука на правый или левый канал. Dry/Wet, как уже сказано, — силу воздействия эффекта на сигнал.

D-11 foldback distortion

D-11 foldback distortion

Данный эффект создает помехи. Управляется двумя ручками — Amount, регулирующей уровень искажений (добавляется шипение, разрушение исходного сигнала), и Foldback, отвечающей за волновую характеристику искажения (от параболических форм до треугольных).

Вообще, если данный эффект (как и многие другие) просто назначить, то особенного звучания не получить, можно даже испортить исходный сигнал. Использовать D-11 foldback distortion нужно, автоматизируя регуляторы Amount и Foldback, — так, чтобы при воспроизведении сигнал обрабатывался с постоянными изменениями их положения. Такое интенсивное использование регуляторов этого эффекта придаст сигналу выразительность.

ECF-42 envelope controlled filter

ECF-42 envelope controlled filter

Этот процессор следует либо подключать к устройствам со встроенным секвенсером (Matrix и Redrum), либо управлять процессором через обычный секвенсер. Стоит учитывать, что ECF-42 envelope controlled filter не предполагает постоянных настроек, — реле на панели управления процессора должны хотя бы несколько изменяться в реальном времени. Предусмотрены средства регулировки частоты среза фильтра (frequency), уровня резонанса (res). Их можно сочетать, используя автоматизацию, что придаст музыке особое звучание. Уровень волновых искажений (envelope amount) и скорость нажатия клавиши (velocity) определяйте по слуху. Также на панели процессора имеется четыре реле для настройки волновой формы.

СF-101 chorus/flanger

СF-101 chorus/flanger

Этот процессор несколько раз накладывает друг на друга записи одного и того же звука с маленькой задержкой. Это не придает сигналу дополнительного объема и не имитирует эхо. Однако если наложить эффект просто на голос, то создается ощущение, будто говорит робот. Предусмотрены четыре ручки управления: время задержки (Delay, определяет принадлежность эффекта к хорусу или флэнжеру), глубина обратной связи (Feedback), частота генератора (LFO rate) и глубина модуляции (LFO mode amount).

PH-90 phaser

PH-90 phaser

Данный процессор играет роль фазоинвертора. Обработанный сигнал представляет собой свободно гуляющую волну, на сигнал воздействуют эффекты «ближе — дальше», «правее — левее», «высокие — низкие частоты». Имеются следующие ручки управления: частота среза сигнала (Frequency), расстояние между создаваемыми волнами (Split), ширина волн (Width), общая частота (LFO rate), диапазон перемещения волн (Frequency mode) и уровень обратной связи (Feedback).

В музыке этот эффект используется очень часто.

UN-16 unison

UN-16 unison

Служит главным образом для искажения звучания голоса. Однако применять этот процессор можно не только для сэмплов с человеческой речью, но и просто для синтезаторов. Эффект унисона способен «подстраивать» под текущую мелодию ноты, из нее выбивающиеся. В результате происходит сглаживание сигнала, его превращение из «неправильного» в «правильный». На панели выбирается количество каналов голоса (4, 8, 16). Управляется UN-16 unison двумя ручками, отвечающими за уровень искажения (Dtune) и уровень эффекта (Dry/Wet).

COMP-01 auto make-up gain compressor

COMP-01 auto make-up gain compressor

Компрессор сигнала предназначен для предотвращения звуковых перегрузок. Срезает ненужные частоты, искажающие общую звуковую картину. Имеются четыре настройки: степень сжатия (ratio), уровень порога (trash), время атаки (attack) и время восстановления (release).

Если в проекте при прослушивании заметны перегрузки, на панели транспорта лампочка Audio Out Clipping загорается красным цветом, то стоит понизить громкость инструмента. Однако в результате он может стать практически не слышен. Вот тут-то на помощь и приходит компрессор, срезая «лишнее» и оставляя сигналу нужный уровень громкости.

PEQ-2 two band parametric EQ

PEQ-2 two band parametric EQ

Это двухполосный параметрический эквалайзер. По умолчанию изначально активна первая полоса. Каждая полоса имеет три регулятора. Первый, Frequency, отвечает за изменение определенного диапазона частот: низкие, высокие и средние. С помощью этого регулятора необходимо выбрать те частоты, с которыми вы хотите работать. Второй регулятор, Q, выделяет ширину выбранного диапазона частот. Третий, Gain, прибавляет либо убавляет уровень частот данного диапазона.

Попробуйте одновременно покрутить три регулятора. Обратите внимание, что на панели процессора имеется виртуальный жидкокристаллический экран, где графически показывается, как меняются частоты.

Вторая полоса эквалайзера в целях экономии ресурсов обычно отключена, но ее можно активизировать. Этот жидкокристалический дисплей визуально отображает кривую амплитуды частотной характеристики (АЧХ).

RV-7000 advanced reverb

RV-7000 advanced reverb

Этот эффект входит в состав уже Reason 2.5. Надо заметить, что данная версия произвела настоящий фурор. Благодаря нововведениям продукт вызвал живой интерес среди профессиональных музыкантов. И самое главное в версии 2.5 — появление трех мощных процессоров эффектов.

Первый из них — RV-7000 advanced reverb. Это уже более продуманный и функциональный студийный ревербератор по сравнению с его прародителем RV-7, открывающий новые горизонты при работе с объемностью звучания.

За скромной узенькой панелькой процессора скрывается мощное окно программирования эффекта. Для его открытия нажмите кнопку Remote Programmer. В окне программирования расположен жидкокристаллический экран, графически отображающий назначаемый для сигнала объем эффекта. Здесь можно изменять до восьми характеристик объемности.

Главный плюс процессора RV-7000 advanced reverb (как и двух других, о которых пойдет речь ниже) — возможность сохранения его текущего состояния как patch-файла для последующего использования. Это действительно логичный ход.

В звуковом банке программы Factory Sound Bank Refill появился раздел, посвященный RV-7000. Внутри него можно найти коллекцию готовых предустановок (в том числе для ударных инструментов; создающих эффект эха; имитирующих объемность для вокала и т.д.).

Вообще говоря, сравнивать RV-7 и RV-7000 — все равно что сопоставлять небо и землю. В Reason 2.5 низкокачественный ревербератор RV-7 превратился в настоящую фабрику объемного звука.

На панели процессора имеются ручки для регулировки времени затухания сигнала (Decay), уровня понижения высоких частот (HF Damp), настройки высоких частот (HI EQ) и уровня эффекта (Dry/Wet). Добавился дисплей с визуализацией АЧХ сигнала, с его помощью можно изменить настройки уровня, алгоритма и длины волны реверберации. На панели процессора расположены две кнопки: использование эквалайзера (EQ enable) и использование эффекта приближенности сигнала (Gate enable).

Scream 4 sound destruction unit

Scream 4 sound destruction unit

Главным образом из-за него, собственно, и поднялась шумиха вокруг версии Reason 2.5. Это очень качественный аналог процессора помех D-11, который был явно слабоват. Scream 4 наглядно показал: и на программном уровне можно сделать то, что придется по душе профессионалам. Он обеспечивает просто потрясающую функцию искажения звуков.

Данный процессор позволяет совершенно изменить звучание ударных инструментов. Наложение Scream 4 на звук ReDrum или DrREX придает ему мощность. С помощью этого эффекта теперь запросто можно имитировать электрическую гитару, которой до сих пор не было в виртуальной студии.

Реле Damage Control устанавливает уровень «разрушения» звука. В этой же секции устройства выбирается один из десяти видов разрушения, настраиваемый затем ручками Р1 И Р2. Для каждого вида предусмотрены индивидуальные настройки. Наиболее часто используемые среди них — компрессия, тональность, контур волны, срез сигнала, скорость, размер и разрешение. Следующая секция играет роль трехполосного эквалайзера. Секция Body настраивает резонанс, шкалу, автоматизацию и тип помех. На панели устройства имеется еще одно реле — уровень громкости обработанного сигнала (Level). Scream 4 также поддерживает создание и использование patch-файлов (предустановок), которые можно сохранить или выбрать из библиотеки Scream 4.

BV-512 vocoder

BV-512 vocoder

Тщательно проработанный вокодер, которого так не хватало в прежних версиях программы. Помимо выполнения своей основной функции это устройство может служить хорошим эквалайзером, для чего необходимо просто повернуть соответствующую ручку на панели. Все рассмотренные ранее процессоры эффектов подключались к источникам звука (синтезаторам, сэмплерам), но BV-512 vocoder работает немного по-другому, выполняя роль связующего звена между двумя источниками сигналов.

Вначале должно быть создано основное устройство (Carrier). Пусть им будет, к примеру, SubTractor. Его выход мы подключаем к входу вокодера Carrier input на задней стойке. После этого следует создать устройство-модулятор (modulator), скажем сэмплер NN-19. Его нужно подсоединить к вокодеру через вход Modulator input. Выход самого вокодера подключается к микшеру.

Теперь можно перейти к настройкам. Необходимо выбрать количество голосов (от четырех до 32). В правой секции вокодера имеются ручки регулировки атаки и времени затухания сигнала. Ниже расположены ручки изменения тональности звучания сигнала (shift), уровня высоких частот (HF EMPH) и уровня эффектов (Dry/Wet). В режиме вокодера ручку Dry/Wet на максимум лучше не выводить — есть риск того, что сигнал не будет слышен. Посередине устройства расположен монитор, отображающий окна для режима вокодера и эквалайзера.

Итак, у нас два устройства, в окне секвенсера которых написаны одинаковые или разные ноты. Вокодер по сути будет служить микшером, получающим на вход два аудиоканала. В итоге заранее заданная мелодия после обработки BV-512 vocoder зазвучит иначе. Это очень необычный подход, дающий основание для проведения множества звуковых экспериментов.

И последнее

Эффекты процессоров логично подключать к самим источникам сигнала, но существует и более удобный вариант. На микшере над каждым каналом имеется по четыре красных регулятора, к любому из которых можно привязать определенный эффект, чтобы настроить его уровень.

Регуляторы эффектов на микшере

Нажмите правой кнопкой мыши на микшер и выберите команду по созданию эффекта. По умолчанию он присоединится к микшеру. Процессоры для синтезатора создаются аналогичным образом. На любой синтезатор можно «повесить» неограниченное количество эффектов. Для создания процессора без автоматического подключения к устройству при осуществлении вышеописанных операций удерживайте клавишу .

* * *

Итак, мы рассмотрели процессоры эффектов, призванных украшать звучание как отдельных инструментов, так и композиции в целом. Не забывайте их использовать, иначе звук получится плоским и невыразительным.

На «Мир ПК-диске» вы найдете файлы RNS — примеры использования процессоров эффектов.

ОБ АВТОРЕ

Михаил Смирнов — e-mail: stekmusic@mail.ru, http://pcmusicpro.net.