Если вы заглянете в магазин игрушек, то помимо мячей, пирамидок и разнообразного плюшевого зверья обязательно обнаружите стеллаж с детскими компьютерными программами. Считается, что приобщать к ним человека можно, что называется, с младых ногтей. Кстати, на многих компакт-дисках так и написано: «Для детей от 5 лет». Однако есть продукты, способные заинтересовать как совсем маленьких, так и вполне взрослых.
Мой ребенок с двух лет стал проявлять интерес к простым играм, в частности к виртуальному бильярду (правда, в качестве зрителя). В три года он уже участвовал в расстреле астероидов (игрушка Maelstrom) и рисовал с моей помощью авангардные полотна в программе TuxPaint. Причем в процессе творчества ребенок выполнял разные роли — от зрителя до художественного руководителя.
Продукты, о которых пойдет речь, завораживают даже видавших виды программистов. Они имеют открытый исходный текст и способны работать практически на любом более или менее современном компьютере под управлением Linux, Windows, Mac OS X или одной из версий Unix. Стоимость каждой из этих программ — 0 руб.
Меня зовут Paint, TuxPaint
Думаю, что TuxPaint понравится всем с первого «клика». Это очень простой, удобный и вдохновенно оформленнный графический редактор. Он создан специально для детей в рамках OpenSource проекта Tux4kids. Нашему дружному семейству выпала возможность протестировать эту программу последовательно в трех операционных системах: Windows, Linux и Mac OS X. Мы нарисовали около сотни картин, использовав всю доступную палитру красок, инструментов, заготовок и небольших шаблонов.
Если вы считаете, что создали хороший, красивый и удобный инструмент для рисования, покажите его ребенку. Похоже, что разработчики данной программы именно так и поступили — здесь явно не обошлось без маленького и привередливого бета-тестера на коленях у ведущего программиста.
Оформление TuxPaint напоминает тему Aqua операционной системы Mac OS X, но это вовсе не означает, что программа разработана для компьютеров Macintosh. Она великолепно работает и на более распространенных платформах, таких как Windows или родная для нее ОС Linux. Кнопки и панели в основном прозрачно-голубые, по форме и цвету напоминают леденцы. Каждое действие сопровождается каким-нибудь забавным звуком и текстовым комментарием. Кстати, все эти сообщения и подписи к кнопкам переведены на 44 языка, в том числе на русский и белорусский.
Известно, что открытые программы, разработанные энтузиастами, не всегда надежны так, как хотелось бы. Встречаются даже откровенно не отлаженные продукты, зависающие и слетающие с упорством, достойным лучшего применения. Поработав с TuxPaint в течение довольно продолжительного времени, мы обнаружили, что она невероятно устойчива и не давала сбоя ни в одной из трех использованных в разное время ОС. Похоже, она относится к числу самых надежных открытых программ, с которыми мне доводилось работать.
TuxPaint: карамельный стиль |
Кроме самой TuxPaint настоятельно рекомендую найти на сайте библиотеку небольших графических заготовок или, как их называют разработчики, штампов. По сути это изображения различных предметов быта и популярных объектов (вроде различных блюд, денежных знаков или планет). Инсталлятор TuxPaint Stamps занимает около 6 Мбайт, но при этом ваши возможности по созданию графических композиций значительно возрастут. Моя жена, например, обнаружила, что с помощью штампа «пучок салата» можно создать вполне фотореалистичную крону для дерева. Кроме того, нарисовав с ребенком несколько грядок с овощами, я выяснил, что малыш двух с половиной лет способен прекрасно запоминать названия объектов. А в три мы уже удивляли гостей, устраивая перекличку на параде планет солнечной системы.
Штампы стали нашим самым любимым инструментом рисования, но в программе есть и стандартные для всех графических редакторов кисти и фигуры (квадраты и прямоугольники, круги и эллипсы, треугольники, ромбы и даже пятиугольники, а также простые и ломаные линии). Примечательно, что дополнительные возможности вроде заливок, размытия, мелирования или инверсии цвета (негатив) выделены в раздел под названием «Магия». И это правильно, нельзя же малышам рассказывать про эффекты и фильтры.
Понравится детям и карамельный интерфейс программы.
К сожалению, наряду с перечисленными достоинствами TuxPaint имеет и ряд существенных ограничений. Например, размер изображения строго фиксирован в соответствии с одним из двух основных графических режимов (608х472 точки при разрешении 800х600 точек и всего 448х376 в режиме 640х480). По-моему, все-таки стоит добавить возможность работы с более высоким разрешением. Картинки хранятся только в файлах формата PNG, да и раскопать их в системе папок не так-то просто. И хотя опытный пользователь не найдет в этой программе возможностей, доступных в большинстве профессиональных графических редакторов, детям очень понравится простота, изящество и звуковое сопровождение творческого процесса.
TuxMath — оборонная инициатива пингвинов
Во многих американских фильмах и видеоиграх Вселенная рассматривается как бесконечный источник разнообразных напастей, но всегда находится герой, способный справиться с невиданной угрозой.
Игра TuxMath предоставит в ваше распоряжение лихого, но глуповатого бойца-пингвина. В его обязанности входит расстрел из лазерной пушки падающих с неба комет-задачек, чтобы они не нанесли непоправимого ущерба ни одному из четырех городов. Как и большинство новобранцев, пингвин в математике не силен, и потому решать примеры типа 2 ? 2 придется вместо него. Причем необходимо в течение 1—2 с сообщить пингвину результат вычислений. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что он нажмет нужную кнопку и комета с уравнением будет своевременно уничтожена.
На арифметику — с лазерной пушкой |
Трудно сказать, понравится ли ребенку развивать математические способности в таком напряженном темпе. Поначалу пингвин, лазеры и взрывы комет привлекают внимание даже тех детей, которые совсем не умеют считать. Но если происходящее на экране быстро надоедает взрослым, способным к длительной концентрации, то детям просто необходим более разнообразный видеоряд.
Тем не менее даже один час, проведенный ребенком за этой игрушкой, внесет свою лепту в развитие его вычислительных способностей. А если он усидит за игрой два-три урока, то можете считать, что не зря переписывали из Интернета 2-Мбайт дистрибутив.
Для TuxMath вполне сгодится ПК самой скромной конфигурации, будь то Pentium под управлением Windows 95 или его ровесник PowerMac с Mac OS 8.
Maelstrom в космических дебрях
Maelstrom 3.0 — «стрелялка» с полувековой родословной. История хакерства упоминает о некоей программе для PDP-11, которая стала первой в мире видеоигрой. Идея ее заключалась в том, чтобы перемещать по экрану пятно, обозначающее космический корабль, и стрелять в движущиеся точки — «астероиды». Один инженер по имени Кен Томпсон не поленился написать операционную систему специально для того, чтобы иметь возможность играть в эту игру на заброшенном компьютере в одном из тихих уголков компании ATT. Назвал он систему то ли Multics, то ли Unics и поделился кодом с друзьями, переписавшими ее набело. (Многочисленные потомки этой ОС до сих пор носят созвучные названия .)
Кроссплатформные кометы и ракеты |
Эта игра со временем претерпевала изменеия, поскольку не раз переписывалась. Однако ее идея осталась прежней. В Maelstrom необходимо перемещать по экрану космический корабль, внешне напоминающий «Шаттл», уворачиваться от громадных каменнных глыб и расстреливать их из гиперпушки. Время от времени появляются ящики со вспомогательным оборудованием, пролетают кометы, нападают «чужие», вспыхивают сверхновые звезды, а то и в черную дыру начинает затягивать. Ребенку такая игра понравилась сразу, правда, всему он дал свои детские названия. Комета, например, у него называется «болтиком» (по правде говоря, она и в самом деле напоминает болт, летящий шляпкой вперед в окружении синего пламени).
За игрой в Maelstrom мы проводим не так много времени, как за TuxPaint. Но, видимо, в ней есть такое сбалансированное сочетание видео- и звукоряда, что ребенку просто хочется время от времени посмотреть, как папа лихо взрывает астероиды и сбивает кометы, в результате чего из динамиков раздается пронзительный пиратский клич «Йо-хо-хо!».
Самая приятная особенность Maelstrom заключается в том, что ее можно переносить с одной платформы на другую. Среди рассматриваемых здесь продуктов она чемпион по количеству покоренных ОС, в том числе, устаревших. Maelstrom работает даже на таких «калькуляторах», как компьютеры с процессорами Intel 486, Apple PowerMac и 68K. К тому же версия игры 3.0 поддерживает сетевой режим.
Racer, просто Racer
Имитатор автогонок Racer, выполненный в духе Need for Speed, наверняка понравится любителям погонять на хороших автомобилях, пусть даже виртуальных. Чтобы попрактиковаться в виртуальном вождении, нужно лишь переписать с сайта www.racer.nl небольшой дистрибутив. Объем инсталлятора зависит от выбранной ОС, в среднем он составляет около 10 Мбайт.
После установки и запуска имитатора в вашем распоряжении окажутся весьма оригинальная спортивная машина с блондинкой за рулем и небольшой автодром с двумя треками: один — спортивный с множеством поворотов, другой — прямой, видимо, для уличных гонок («стритрейсинга»).
Почувствуйте себя Джеймсом Бондом |
Уже после первой виртуальной гонки в сопровождении маленького штурмана и с дамой за рулем стало понятно, что самый строгий член жюри одобряет такие поездки. Теперь утро папы зачастую начинается с того, что он видит, как ребенок включает компьютер, и слышит возглас: «На машинке ездить хочу!»
У этой игры нет возрастных ограничений, она подойдет и большим, и маленьким детям. Имитатор позволяет добавлять различные модели машин и автотрассы. Даны описание внешнего вида автомобилей, их «голоса» и физические характеристики. Само собой, модели допускается создавать и самостоятельно, что многие весьма успешно делают.
На официальном сайте имитатора приведен рейтинг наиболее популярных автомобилей и трасс. Судя по всему, наибольший интерес у участников проекта вызывает барселонская гоночная трасса, а любимым автомобилем стал BMW-M3 2004 г. выпуска. (Похоже, многие любители виртуальных гонок претендуют на роль Джеймса Бонда.)
Имитатор поддерживает сетевой режим, причем играть можно на компьютерах с разными ОС (например, один играет на ПК, работающем под управлением Windows, другой — на Linux-компьютере, а третий вообще на Apple Macintosh в среде Mac OS X).
Для всех перечисленных платформ реализована поддержка устройств ввода с обратной связью (force feedback). Так называют разнообразные джойстики и штурвалы, «сопротивляющиеся» вашим усилиям, когда имитатор моделирует перегрузки. Немного обделенными оказались лишь пользователи Apple Macintosh. Чтобы заставить Racer работать с некоторыми из этих устройств в среде Mac OS X, понадобится выполнить довольно-таки нетривиальные действия по настройке игры, описанные на сайте. Кроме того, в Mac OS X версии еще не реализован полноэкранный режим, а это большой минус для такой программы.
* * *
При наличии доступа в Интернет совсем не обязательно покупать детям интересующие их видеозабавы, поскольку бесплатных игр с открытым исходным кодом становится все больше. Они выгодно отличаются своей способностью работать на совершенно разных компьютерах, имеют достойный внешний вид и в основном довольно мирный характер. Уверен, по сравнению с той продукцией, которой заполнены витрины магазинов CD/DVD, перечисленные открытые игры — хорошая компания для вашего ребенка. Но детей не стоит надолго оставлять даже в такой компании, ведь ни одна игра не заменит родительского внимания.
Проверил игру — защитил ребенка
Коммерческие игры, подобные брутальной DOOM, иногда реинкарнируют в OpenSource-аналоги. Продукты подобного рода мы намеренно не рассматривали, поскольку доказано, что они наносят ущерб детской психике. В США и Европейском союзе существуют даже нормативные акты, обязывающие производителей и распространителей игровых программ классифицировать продукцию по возрастному признаку.
По закону США, например, на упаковке игры должен стоять индекс, обозначающий возрастную рекомендацию: «еС» — детям с 3 лет, «Е» — с 6 лет, «Е10+» — с 10 лет, «Т» — подросткам, «М» — от 17, «АО» — старше 18 лет. Должен отметить, что европейская система немного проще — она выдает пиктограммы, по которым видно, чем грешит та или иная видеоигра.
Американские нормы более терпимы к насилию, а европейские нещадно клеймят кровавые игры индексом «18+». Зато одна и та же игра с элементами легкой эротики попадает у американцев в категорию «только взрослые», а у европейцев — в категорию «13+».
Значит, на практике не удастся припереть к стенке продавца, не интересующегося возрастом целевой аудитории. Вам продадут море виртуальной крови и эротики, а в случае предъявления претензий будут ссылаться на буквенную индексацию и говорить, что, мол, самим смотреть надо было.
Отсюда вывод: когда вы приобретаете и используете коммерческие игры, то всегда действуете на свой страх и риск. Поэтому стремитесь заранее получить как можно больше информации о продукте и прежде всего выяснить, для какого возраста он рекомендуется. Сделать это можно либо на сайте http://www.esrb.com (американская система), либо на http://www.pegi.info (европейская). Оба сайта ведут базы данных по видеоиграм, поэтому нужно просто сделать запрос и разобраться в результатах. Почти всегда там указана цифра с плюсиком — это и есть минимальный возраст аудитории.
В общем, не стоит слишком полагаться на рейтинги, тем более что открытые игры в них чаще всего не попадают. Если возможно, то лучше проверять программы самостоятельно.
Возвращаясь к напечатанному
Игра TuxRacer, описанная мной в предыдущей статье, посвященной открытым развлекательным программам («Мир ПК», №10/04, c. 56), нашла свое коммерческое воплощение в игровом автомате, за которым я регулярно наблюдаю в ближайшем торгово-развлекательном комплексе. Разработчики условно-бесплатного ПО из Mumbo-Jumbo также не стали изобретать велосипед — они продают значительно улучшенную версию NeverBall под названием Snowball Run. Программисты взяли за основу механизм и набор уровней этой игры, но полностью переработали идею и графику, лишь слегка изменив принцип управления. Они поставили пингвина на снежный ком, и отныне его кармическая задача — катить шар к финишу и кушать по пути рыбу. Теперь не нужно наклонять плоскость, чтобы шар покатился, силу тяжести будет использовать маленький любитель вяленой рыбы. Следовательно, и вид будет изменяться теперь лишь в одной плоскости. В общем, физика в Snowball Run осталась та же, что и в NeverBall, но выглядит эта игра веселее и красивее, к тому же яркую динамичную графику сопровождает бодрый цирковой марш. Все вместе создает атмосферу праздника, и вполне естественно, что ребенку очень нравится такая игра.
TuxPaint
Оценка: *****
Графический редактор для самых маленьких, выполненный в игровом стиле с анимационными и звуковыми эффектами.
Операционная система: Windows 95/98/Me/NT/XP, Linux, Mac OS X, BeOS, Zharp Zaurus PDA.
Системные требования: Pentium II или Apple Mac G3, 16-Мбайт ОЗУ, экран с разрешением 640х480 точек.
Размер дистрибутива TuxPaint: 3,4 Мбайт.
Размер библиотеки Rubber Stamps: 5,6 Мбайт.
Сайт: http://www.newbreedsoftware.com/tuxpaint
TuxMath
Оценка: ***?
Игра-тренажер для арифметической практики.
Операционная система: Windows 95/98/Me/NT/XP, Linux, Mac OS.
Системные требования: 486/Pentium или Apple Mac PPC/68K, 2-Мбайт ОЗУ, 640х480 монитор.
Размер дистрибутива: 1,8 Мбайт.
Сайт: http://www.newbreedsoftware.com/tuxmath
Maelstrom
Оценка: ****?
Простая двухмерная "стрелялка" с открытым исходным кодом.
Операционная система: Windows 95/98/Me/NT/XP, Linux, BeOS, Mac OS X, Mac OS Classic.
Системные требования: 486/Pentium или Apple Mac PPC/68K, 2-Мбайт ОЗУ, 640х480 монитор.
Размер дистрибутива: 1,1 Мбайт.
Веб-сайт версии 3.0: http://www.devolution.com/~slouken/Maelstrom
Веб-сайт оригинальной версии: http://www.ambrosiasw.com/games/maelstrom
Racer
Оценка: ****
Бесплатный кроссплатформный имитатор автомобильных гонок.
Операционная система: Windows 95/98/Me/NT/XP, Linux, Mac OS X.
Системные требования: Pentium II 200 МГц или Apple Mac G3, 10-Мбайт ОЗУ, 3D-ускоритель, OpenGL 1.1, DirectX 8.0 (Windows), TCP/IP для сетевой игры.
Размер дистрибутива: 10 Мбайт.
Веб-сайт версии 3.0: http://www.racer.nl