Продолжаем путешествие по городам, начатое в «Мире ПК», №3 — 4/06. Теперь познакомимся с тем, каков в Нижнем Новгороде рынок массового доступа в Интернет. Я воспользовался приглашением компании «Лантри», специализирующейся на поставках сетевого оборудования, чтобы посетить этот город и встретиться как с теми, кто работает на этом рынке и предлагает услуги доступа в Сеть, так и с теми, кто этим сервисом пользуется.

Общая картина рынка

Александр Меньков — директор департамента телекоммуникаций и корпоративных проектов компании АДС

Если посмотреть на нижегородский рынок выхода в Сеть с точки зрения того, сколько внешнего трафика потребляют операторы, то в городе, включая и область, получится следующая картина: «Волга-Телеком» — 44%, «Агентство деловой связи» (АДС) — 31%, а остальной трафик делится между двадцатью остальными провайдерами.

А если проанализировать ее с точки зрения типа доступа в Интернет, то по предоставлению коммутируемого доступа бесспорным лидером является «Волга-Телеком». Причем интересно, что этот оператор реализовал технологию, при которой абонент после набора определенного кода сразу же подключается к серверу доступа и попадает в Сеть. Не нужны ни отдельный договор, ни предоплата, абонент получает единый счет и за Интернет, и за телефонные звонки по межгороду. Очень просто и удобно. Например, когда я остановился у своего давнего приятеля и решил выйти в Интернет, то по своей «эмтэушной» привычке сразу поинтересовался, есть ли деньги на счете. И предложил заглянуть в кабинет личной статистики, чтобы проверить. Хозяин дома заверил меня, что не стоит беспокоиться, можно работать, сколько хочется, — потом счет перешлют по почте. Такую технологию оператор «Волга-Телеком» ввел четыре года назад. Результат подобной политики налицо: 80% абонентов коммутируемого доступа пользуются его услугами. Остальные же городские операторы активно занимаются развитием рынка выделенного доступа в Сеть, который начал быстро развиваться примерно три года назад. Сейчас, по мнению специалистов АДС, бум прошел и настало время устойчивого спроса. Именно эта компания первой в городе стала предоставлять доступ в Интернет по ADSL-технологии. Естественно, она приложила для этого немало усилий. Ей пришлось разъяснить потенциальным абонентам, что дает и как может быть использована технология ADSL, каковы ее преимущества перед коммутируемым доступом.

«Волга-Телеком» также стала активно предлагать эту услугу, благо самое ценное для традиционного оператора — закопанная медь принадлежала ей. Кроме того, альтернативные провайдеры собрались и создали свою ассоциацию. Не напоминает ли это вам, уважаемый читатель, непростые отношения, сложившиеся между традиционными и альтернативными операторами, что имели место в Туле и Екатеринбурге? Но отправим интересующихся деталями данного противостояния на сайт http://www.pae.nnov.ru, а сами вернемся к рынку выделенного доступа. Сейчас в городе наблюдается массовый спрос на выделенное подключение к Сети. Объясняется это прежде всего тем, что, с одной стороны, такой вид подсоединения стал доступным по цене, а с другой, операторы смогли растолковать широким массам его преимущества. Немалую роль здесь сыграли и небезызвестная Масяня, и призывы из Москвы прибегнуть к «cтримотерапии» как решению всех проблем. Посмотрим же, как формировалась сеть, выбиралось оборудование и строилась политика в области предоставления услуг выделенного доступа на примере оператора АДС. Надеемся, его опыт пригодится начинающим операторам в других регионах нашей страны.

Архитектура сети АДС

Сеть АДС, построенная на базе архитектуры SDH, объединяет 44 телематических узла. Общее число ее телефонных абонентов — 31 тыс., проложено медных пар — 46 тыс., протяженность волоконно-оптических линий связи — порядка 200 км.

Все телематические узлы сети АДС универсальны, и на каждом предлагается полный спектр услуг. Шесть из них находятся в райцентрах: Дзержинске, Кстово, Боре, Балахне, Арзамасе, Выксе. По коммутируемому доступу для поддержки сервиса под маркой rol установлен модемный пул на 810 линий. Параллельно реализуются каналы и по радиодоступу в тех случаях, когда абонента сложно подключить с использованием медных линий либо когда это надо сделать срочно, не дожидаясь прокладки кабеля. Сейчас в режиме промышленной эксплуатации работают две базовые станции по радиодоступу, а еще три находятся в стадии установки. После введения их в строй сеть АДС накроет всю территорию Нижнего Новгорода.

Выбор оборудования, ценовая политика, абонентская база

При выборе узлового оборудования компания отдала предпочтение разработкам фирмы Alcatel. В качестве центральных маршрутизаторов ядра сети использованы устройства Cisco cерии 76, а для подключения конечных пользователей по ADSL — оборудование Alcatel — DSLAM 7200. В узлах сети установлены машрутизаторы 7200 Cisco, обеспечивающие высокий уровень надежности и обладающие необходимой функциональностью. Причем все новые модели специалисты компании тщательно тестируют.

АДС пользуется услугами магистральных операторов «ТрансТелеком» и «РосТелеком». В марте 2006 г. компания «Голден Телеком» запустила в эксплуатацию собственную волоконно-оптическую магистраль Москва — Нижний Новгород (АДС входит в группу «Голден Телеком»), и теперь все основные трафикоемкие ресурсы берутся у материнской компании.

Если говорить о ценовой политике, то по услуге выделенного доступа в Интернет для физических лиц предлагается три тарифных плана. Первый — минимальная месячная абонентская плата 290 руб. без трафика, а далее деньги взимаются в зависимости от потребляемого трафика. Для выбравших данный сервис пользователей, основную массу которых составляет молодежь, в АДС организовали игровой портал. Интернет-игра входит в базовый комплект, и потому в сети можно играть бесплатно. Второй тарифный план — «безлимитный», абонентская плата — 990 руб. Обеспечиваются скорость выхода во внешний мир до 64 кбит/c и скорость в сети Нижнего Новгорода 512 кбит/c.

Третий план — 2690 руб. ежемесячно. Скорость выхода во внешний мир — 128 кбит/c и скорость в сети города 1 Мбит/c. Для юридических лиц тарифная линейка начинается с 50 долл. в месяц, а «безлимитного» тарифа пока нет.

Абонентская база компании АДС по коммутируемому доступу включает около 16 тыс. пользователей. Если говорить о телефонных линиях, то в абонентскую базу из 35 тыс. подключений (причем на одном подключении могут находиться несколько абонентов) входит порядка 8 тыс. договоров с юридическими лицами и около 17 тыс. — с физическими. Руководство компании ставит задачу обеспечить весь спектр телекоммуникационных услуг любому абоненту, но все же делает акцент на работе с юридическими лицами.

В круглосуточной службе поддержки пользователей коммутируемого доступа днем задействованы три специалиста, ночью — один. Эта же служба занимается поддержкой абонентов, подсоединенных по выделенным линиям. А монтаж оборудования и подключение пользователей по ADSL-технологии выполняют шесть человек.

Бизнес-центры и контент

Если рассматривать операторский бизнес в аспекте подключения юридических лиц, то здесь, по мнению руководителей АДС, есть два перспективных направления. Первое — сейчас в городе наблюдается бум подключений по ADSL-технологиям предприятий, имеющих филиальную структуру. Все стремятся построить единое информационное пространство и создать собственную виртуальную сеть с внутренней адресацией. Второе — строятся бизнес-центры и между нижегородскими операторами идет острая конкурентная борьба за их подключение к Сети. В городе уже открылись магазины сетей «Эльдорадо» и «Перекресток», а всего ежегодно там появляется примерно 10—15 современных торговых и бизнес-центров. Кстати, под последним зачастую подразумевается и старый НИИ, где небольшие фирмы арендуют помещения под офисы. В настоящее время в Нижнем Новгороде имеется около 150 таких «бизнес-центров».

Конечно, с экономической и технологической точки зрения очень эффективно подключать новые дома, главное, успеть прийти туда первым. Но бывает, что в новостройках покупают квартиры, рассматривая это просто как вложение средств, или занимаются там длительным евроремонтом и не спешат устанавливать телефоны. А вот после сдачи бизнес- и торговых центров в течение первых же двух месяцев все фирмы-арендаторы стремятся подключиться к Интернету.

Все мы обращаемся в Сеть прежде всего за информацией, за качественным и актуальным контентом. И потому меня, естественно, интересовало, как обеспечивает это компания-оператор. Выяснилось, что работа здесь ведется по нескольким направлениям. Во-первых, создан игровой портал, для чего установлены дополнительные серверы и закуплены наиболее популярные лицензионные сетевые игры. Предусмотрены круглосуточная поддержка и администрирование этого портала. Дополнительно для абонентов компания реализовала интернет-вещание: три радио- и один телеканал. Но, по признанию руководства АДС, большой ставки на такие начинания здесь не делают и рассматривают их как еще один сервис. Во-вторых, обеспечивается хостинг почтовых и виртуальных серверов для всех абонентов. Пользователи сети АДС могут разместить на серверах компании свои сайты, не загружая собственный канал, и к их ресурсам будет обеспечен круглосуточный доступ. Таким образом, абонент снимает с себя технические проблемы и предлагает свой сайт всему миру, а сам может сосредоточиться на его совершенствовании, раскрутке и продвижении. В-третьих, предоставляются максимально льготные условия компаниям, имеющим богатый и качественный контент, с тем чтобы они располагали серверы именно на площадках АДС. Так, здесь находится сервер наиболее известного в Нижнем Новгороде универсального информационного портала www.nn.ru, ориентированного на местных пользователей.

Организация подключения абонентов

В настоящее время технические службы компании рекомендуют при подключении по технологии ADSL использовать модемы фирм D-Link, Huawei и Сisco. Практика подсоединений показывает, что домашние абоненты предпочитают модемы D-Link (в частности, модель DSL 500T), так как цена на них сравнительно невысока, а юридические лица — модели 827, 1751 и старше фирмы Cisco. Недавно специалисты компании начали предлагать подключение c моделями Huawei MT-800, на которые возлагают большие надежды, поскольку они относительно недороги и обладают хорошей устойчивостью при работе на отечественных линиях связи.

Подсоединение происходит следующим образом. Сначала выясняется техническая возможность работы линии потенциального абонента по ADSL-технологии, и если таковая есть, то с ним заключается договор. Обычно на это требуется один-два дня, а когда приходится прокладывать дополнительные провода, то срок удлиняется до недели. Все подключения выполняют технические специалисты компании, причем разводка проводов делается до квартиры. Для выполнения разводки в помещениях компания рекомендует специализирующегося на этом подрядчика.

Устройства DSLAM находятся на телефонной станции и, как правило, при ADSL-соединении работают без проблем на расстоянии до 3—4 км до абонента. В сложных случаях, при большем расстоянии, сначала устанавливается тестовое подключение. Причем оплачивать подсоединение клиент будет только при том условии, что его полностью устраивает качество услуги. Кратко о зонах ответственности. Специалисты компании уверены в качестве собственных линий, прокладываемых ими уже 11 лет, и обычно расстояние до абонента не превышает 3—4 км. Следовательно, зона ответственности АДС — до сетевой розетки абонента или до порта оборудования, но только тогда, когда оно принадлежит АДС или предоставлено этим оператором в аренду.

Перспективы ADSL-доступа

По оценке специалистов АДС, скоро все юридические лица, желающие подключиться по ADSL, сделают это, и в 2006 г. в этом направлении активизируются домашние пользователи. Для такого прогноза есть все предпосылки, к тому же городские операторы кабельного телевидения также намерены предлагать подключение к Интернету. А поскольку конкуренция налицо, то тарифы будут снижаться. Кстати, АДС наметила примерно вдвое увеличить абонентскую базу в 2006 г. А вот перcпективы развития интернет-кафе и интернет-клубов в Нижнем Новгороде руководство компании оценивает пессимистически. С развитием кредитных схем приобретение компьютера для многих горожан перестало быть непреодолимой проблемой. Так что компания не рассматривает Wi-Fi как средство эффективного получения денег с пользовательского рынка, хотя она и реализовала в торговом центре «Аврора» проект с бесплатным доступом по Wi-Fi к нижегородским интернет-ресурсам.

ОБ АВТОРЕ

Михаил Глинников — научный редактор раздела «Сети», e-mail: mikeg@pcworld.ru.


«Поликом» — филиал РФК «Финансовые коммуникации»

Игорь Немцов, гендиректор компании «Поликом»

Наша компания занимается защитой информации в компьютерах и локальных сетях, информационной безопасностью каналов связи и помещений, а также системами жизнеобеспечения зданий — пожарной сигнализацией, телефонизацией, слаботочными системами и системами доступа. В общем, она предоставляет практически полный комплекс услуг. Но сейчас рассмотрим работу, связанную с развитием системы электронных расчетов «Клиент — Банк».

Кстати, теперь эта система ориентирована не только на юридических, но и на физических лиц. Так, на основе подсистемы «Голосовой информатор» банк может с помощью плат компьютерной телефонии построить информационно-справочную систему, и этот его собственный call-центр будет информировать клиентов о курсах валют, о ставках по кредитам, о текущем платеже по кредиту клиента, о сумме задолженности по кредиту. А система SMS-информатор передаст на сотовый телефон клиента сведения о той операции, которую он произвел по своему счету. В такой ситуации необходимо обеспечить стыковку систем информационной безопасности и системы электронных платежей. И здесь наша компания предлагает банкам средства для защиты от несанкционированного доступа, защиты ЛВС и каналов связи с клиентом. Фирма «Поликом» является лицензиатом Гостехкомиссии и ФСБ на предоставление таких услуг. Надо сказать, что банки заинтересовались предложениями «голосового» и SMS-информаторов, ведь чем больше они могут предложить клиенту, тем выше их конкурентоспособность.

Мы начали сотрудничать с компанией АДС тогда, когда нам потребовалась телефония, а затем подключились к Интернету и стали активно использовать электронную почту. Ведь характер нашей работы предполагает постоянное общение с клиентами и с разработчиками из Москвы. А отправлять заказы по электронной почте дешевле и быстрее, чем по факсу. Кроме того, мы широко используем Сеть для сбора информации по нашей тематике и поиска потенциальных поставщиков. Многие наши клиенты имеют собственные сайты и зачастую предлагают переслать им демоверсию по Сети. Кстати, обновления ПО от поставщиков мы также получаем по Интернету.

Сначала мы использовали коммутируемый доступ, однако со временем в число наших клиентов стало входить все больше банков. Нужно было обеспечивать их постоянную поддержку и обновлять для них решения, и потому мы перешли на выделенный доступ по ADSL-технологии. Основной разработчик ПО для нас и поставщик системы «Клиент — Банк» — московская компания РФК. И теперь без постоянного и быстрого доступа в Сеть работать стало просто немыслимо. К тому же растет популярность дистанционных обновлений. Возьмем, например, такую типичную ситуацию. ЦБ РФ изменил одну из стандартизованных форм; клиенты сами ее переделать не могут. Если у вас клиентов пять, то их еще можно объехать и установить обновления, а если 100 и всем нужно получить программы прямо сейчас? Тут уже без ADSL-подключения не обойтись.

По интернет-каналу мы получаем обновления форм от наших разработчиков из Москвы, проверяем их у себя и затем отсылаем в банк с инструкциями, как надо активизировать новую форму. По средствам защиты информации мы имеем около 20 партнеров и по Сети производим обновление поступающих от них версий.

После перехода на выделенную линию, работающую по технологии ADSL, в нашей компании существенно ускорился поиск нужной информации в Интернете и стала эффективнее переписка с партнерами. Совместно с «1С:Франчайзи-НН» мы разработали систему учета трафика: по пользователям, по IP-адресам и по типу трафика. Теперь у нас появилось больше возможностей участвовать в тестировании продуктов наших партнеров, занимающихся информационной безопасностью. Скажем, сделал кто-то межсетевой экран и надо проверить, как быстро осуществляется доступ к нему, насколько корректно реализованы все функции и протоколы. Короче говоря, необходимо провести тестирование на внешней реальной среде. Мы участвовали в ряде проектов для нижегородских госструктур, которым требовалось объединить защищенными каналами несколько офисов в городе. Сами каналы предоставила компания АДС, а мы обеспечивали защиту в них информации. Хотя наша фирма очень активно использует Сеть, ежемесячно мы потребляем в среднем не более 1—2 Гбайт трафика, чего нам вполне хватает для работы.

Теперь о наших планах. В этом году мы собираемся разрабатывать собственный сайт, корпоративный почтовый сервер и сервер обновлений с защищенным доступом, а затем и удостоверяющий центр. Мы также намерены разместить свой сервер в стойке у компании АДС и использовать имеющийся у нас выделенный канал для организации зашифрованного защищенного соединения с нашим сервером. Это необходимо для того, чтобы обеспечить работу SMS-информатора, ведь банк не может обязать клиента подключиться к тому или иному оператору, и потому система должна быть способна работать с любым сотовым оператором. Планируется следующая схема работы: банк по защищенному каналу пересылает ту информацию, которую необходимо доставить клиенту на наш сервер. На нем происходит обработка и распределение этих сообщений по операторам, к которым подключены клиенты. А затем сообщения высылаются конкретному оператору, обслуживающему этого клиента. Мы уже провели переговоры по использованию такой схемы работы с сотовыми операторами НСС, «Мегафон», «Би Лайн», МТС и получили положительный результат.


Городской сайт www.nn.ru

Михаил Денисов, исполнительный директор компании nn.ru

Наш портал начиналcя в 1999 г. с одной маленькой офисной комнатки и малопосещаемого, никому не известного крошечного сайта, имеющего хорошее доменное имя www.nn.ru. C него-то и начал свою жизнь сайт www.nn.ru, ориентированный прежде всего на общение и содержащий ряд информационных разделов. Ниша была выбрана удачно, общение постепенно ширилось, посещаемость росла, дело увеличивалась, и через пять лет в компании уже работало 20 человек. nn.ru был зарегистрирован как электронное СМИ. Сейчас у нас 10 тыс. посещений в день — уникальное количество для Нижнего Новгорода. Мы считаем, что интернет-аудитория нашего города составляет около 150 тыс. человек, из них наш портал ежемесячно посещают 100 тыс. человек.

На бизнес-страницах портала размещены справочник потребителя (организации, адреса, отзывы о работе), интернет-справочник, прогноз погоды и городские новости.

За небольшую абонентскую плату компании получают место для размещения собственных новостей с фирменной символикой, которые могут самостоятельно обновлять, причем ежедневно. Мы стремимся формировать блок новостей, ориентированный именно на нижегородскую аудиторию.

Ряд страниц сайта посвящен свободному времени нижегородцев: афиши кинотеатров, анонсы концертов. Дается информация о том, где можно пообедать, провести свободное время, отремонтировать автомобиль и пр.

Сравнительно недавно по совместному проекту с «Яндексом» на новом «движке» был запущен поиск по нижегородским ресурсам. В результате объединились ресурсы поисковой машины «Яндекса» и большого каталога интернет-ресурсов, хранящихся в базах www.nn.ru.

Наиболее часто на сайте посещают посвященные общению форумы: городской, профессиональные, по интересам. Появились и частные форумы. Так, каждый желающий, имеющий свой круг общения, может создать у нас форум. Иногда частные форумы превосходят по популярности многие из «официальных». Наиболее посещаемый из частных — «бабский форум», куда заходят как женщины, так и мужчины — 50 на 50%. Частный форум «Мой малыш» возник по инициативе одной молодой мамы, и буквально за несколько месяцев его посещаемость выросла до тысячи в день. А всего в настоящее время на портале существует уже более 100 форумов.

Если говорить о технической стороне, то работа с Интернетом идет по выделенному 100-Мбит каналу, предоставляемому оператором АДС. Общий объем самого портала — примерно 20 Гбайт, а все информационные ресурсы занимают около 0,5 Тбайт дискового пространства на пяти серверах, распределенных следующим образом: один — электронная почта, два — nn.ru и два — хостинг. Всего же в сети портала работают десять серверов. Одни из них находятся на площадках московских операторов, другие — в АДС, третьи — в «Волга-Телекоме». Самые мощные из серверов, на базе двух 3,2 — ГГц процессоров Intel Xeon, смонтированы в 19-дюймовой стойке. Имеются RAID-массивы, обеспечиваются ежедневное копирование и двойная защита по электропитанию. Портал nn.ru располагается на нескольких серверах с балансировкой нагрузки, и поэтому даже при выходе одного из них из строя ресурс продолжит работу.

Динамика развития Интернета и сайта радует. Новые проекты рождаются почти ежедневно. В 80% случаев посетители сами инициируют какую-либо интересную идею, а мы, если находим ее удачной, с удовольствием поддерживаем. Сейчас на базе форума по рекламе и PR возник клуб маркетологов, куда входят уже более 200 нижегородских маркетологов, директоров по маркетингу и специалистов по работе с прессой. На форуме клуба постоянно происходит активное обсуждение проблем, обмен опытом, здесь участники договариваются и об очных встречах. На базе форума «Недвижимость» создан сайт «Недвижимость Нижнего Новгорода» (Real.nn.ru), объединяющий застройщиков, агентства недвижимости и тех, кто ищет себе квартиру или офис. Строители, общающиеся на форуме, создали сайт «Строители Нижнего Новгорода» (Stroiteli.nn.ru). Мы же стараемся всячески содействовать подобным инициативам, которые ведут к развитию Интернета и как способа общения, и как медиаканала.