Думаю, не одному мне поднадоели бесконечные игровые «санта-барбары» из множества однотипных сиквелов. Нет, существуют, разумеется, японские разработчики, для которых такой подход традиционен, и результат чаще всего весьма неплох. В остальных же случаях...
Впрочем, всегда бывают исключения. Вот и агент Фишер, подрастерявший часть своих поклонников после слабенькой Splinter Cell: Pandora Tomorrow, вновь порадовал нас продолжением своих приключений. Приглядимся к очередной части шпионского боевика.
Начинать повествование о таких проектах принято с сюжета, однако ни одна игра данной серии ничем примечательным в этом отношении не отличилась. Да и невелика, наверное, разница в историях о грузинском диктаторе, о смертоносном вирусе, а теперь еще и о его компьютерном собрате. А вот качественный игровой сценарий — пожалуйста. Однако за подробностями об оном лучше напрямую обратиться к первоисточнику. Дабы не лишать читателей предстоящего удовольствия, посмотрим только на собственно реализацию игры.
Количество нововведений радует. Обещанные шлифование игрового «движка» и физической модели, а также отлов «багов» действительно видны невооруженным глазом. Но главное — похорошевший «геймплей». «Шпионская» составляющая продукта существенно расширилась и претерпела значительные изменения. Теперь одной грубой ошибки недостаточно для провала миссии. Спровоцировав Code Red и устроив тем самым переполох во вражеском стане, вы столкнетесь лишь с усложнением задания и усилением бдительности противника, ставшей, кстати, еще реалистичнее. Например, ИИ достаточно правильно учитывает такие факторы, как шум от перемещений. А если посмотришь на способность врагов оценивать сложившуюся обстановку, то и вовсе забудешь, что это управляемые компьютером «болваны». Ну а раз IQ злодеев на высоте, то и бороться с ними хочется «интеллектуальными» методами.
Кто сказал, что штурмовая винтовка — лучшее средство для решения всех проблем? В нашем распоряжении прекрасно сконструированные уровни с множеством «партизанских троп» и масса подручных средств — словом, непаханое поле для отвлекающих маневров и хитрых уловок. Пожалуй, только после перехода к третьей части стало возможным корректно сравнивать Splinter Cell и серию Thief как по атмосфере, так и по стилю прохождения. Разумеется, и любители силовых решений найдут чем развлечься. Тупого отстрела всех и вся организовать, конечно, не получится, но вот придушить, зарезать, пристрелить пару-тройку врагов — без проблем.
Кроме того, легко совмещать оба подхода. Сначала придется выманить потенциальных жертв хитроумными приемами в удобное место, а потом либо голову с плеч, либо допрос с пристрастием.
Кстати, наряду с тщательностью проработки всех деталей игру отличают и прекрасные диалоги. Юмор, порой довольно тонкий, а иной раз и весьма циничный, присутствует повсеместно. Глядя на некоторые сценки, невольно проводишь параллели между небритым Фишером и стройной Кейт Арчер, задавшей когда-то эталон формы для жанра. При желании можно найти переклички и с другим шпионским блокбастером от третьего лица — футуристичным Metal Gear Solid.
От версии к версии Splinter Cell все больше заполняется вполне уместными технологическими вывертами. Нынешняя часть, например, познакомит игрока с ролью хакера... Впрочем, беготни, стрельбы и научной фантастики в Chaos Theory куда меньше, чем в MGS. Точно так же на порядок меньше и сатирических отсылок к поп-арту, которыми пронизаны творения Хидео Козимы. В мире Сэма Фишера все куда жестче и «натуральнее». Splinter Cell — это в первую очередь качественный, реалистичный боевик, но не более того.
На фоне того, что современные игры такого жанра для ПК практически полностью отсутствуют, каждую новую версию ждешь с нетерпением. Вышедшая ранее Pandora Tomorrow принесла немало разочарований, но на сей раз стоит, похоже, поблагодарить Ubi Soft за отличное продолжение и большую работу по исправлению недочетов предыдущей версии.
Tom Clancy?s Splinter Cell: Chaos Theory
Системные требования: Pentium 4-1400 или AMD Athlon, 256-Мбайт ОЗУ, видеоплата GeForce3, Radeon 8500 (кроме GeForce4 MX), 8Х-дисковод DVD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 2000 SP4/XP.
Разработка: Ubi Soft Entertainment
Издание: "Руссобит-М"