Использованное оборудование

В споре между приверженцами «продвинутых цифровиков» и цифровых «зеркалок» можно часто слышать о функции видеозаписи с помощью обычного фотоаппарата. А так ли на самом деле полезна и актуальна эта возможность? И вот в очередной поездке мы отказались от видеокамеры и взяли с собой лишь «продвинутый» фотоаппарат и самый простой штатив, необходимость в котором возникла уже при первых пробных съемках «с рук».

Итак, в работе (ее результаты вы можете наблюдать в видеофайле alexnab_ amd_640х480.avi на нашем диске) мы использовали полупрофессиональную камеру Canon PowerShot Pro 1 и штатив Fotomate PT-13. Впрочем, вместо аппарата Canon мог быть и другой 8-мегапиксельный фотоинструмент вроде Sony DSC F828, Olympus C-8080 WideZoom, Konica Minolta DiMAGE A2, Nikon Coolpix E8800 или Panasonic LUMIX DMC-FZ30. Ведь основным критерием подбора камеры был серьезный фотопотенциал, сравнимый с возможностями цифровых «зеркалок» ценовой категории до 1000 долл.

Отснятый материал выгодно отличается высокой детализацией кадров и низким уровнем шумов. Но как только в кадре появляется динамическая картинка, видеоряд начинает предательски подергиваться, напоминая, что PowerShot Pro 1 использует видеокодек PICVideo M-JPEG 3 VfW Codec (Motion JPEG) с производительностью 15 кадр/с для разрешений 640х480 (990 Кбайт/с), 320х240 (330 Кбайт/с) и 160х120 пикселов (120 Кбайт/с).

Экран программы Pinnacle Studio Plus 10

Кроме того, правильные автофокус, экспозиция и баланс белого в видеосъемке определяются и фиксируются по первому кадру, и все эти особенности аппарата не позволяют оператору качественно вести панорамирование. Да и другой художественный прием под кодовым названием «наезд/отъезд» тоже не подходит для фотокамеры Canon, поскольку зум-возможности в процессе записи блокируются. Хотя не исключено, что в противном случае нарушалась бы правильная работа автофокуса, а чувствительный микрофон фотоаппарата отчетливо вписывал бы жужжание привода объектива в общий аудиоряд.

Звук записывается без сжатия в формате PCM (моно, 11 024 Гц, 8 бит, 88 кбит/с) и не отличается высоким качеством. А из-за скромных параметров разрядности квантования и частоты дискретизации работать с фотовидеокамерой PowerShot Pro 1 иногда просто невозможно. Например, в очень больших аудиториях сложно записать разборчиво речь человека на фоне его собственного эха.

К уже перечисленным недостаткам видеофункций фотоаппарата добавим наличие грубых световых полос от бликов фонарей при ночной съемке. Не забудем и о больших файлах в результате кодирования Motion JPEG и записи звука без сжатия. Например, гигабайтовая «флэшка» уместила лишь 16 мин наших видеоматериалов.

Кстати, последним обстоятельством объясняется преимущество видеоформата Motion JPEG над компактным MPEG-4. Ведь, во-первых, в M-JPEG записываются кадр за кадром, что позволяет воспроизводить качественные картинки с частотой 15 Гц даже в динамических сценах. А во-вторых, такая форма записи очень удобна в процессе последующего видеомонтажа и не требует дополнительного перекодирования.

Тем временем в формате MPEG-4, который поддерживается многими «цифромыльницами», фиксируются лишь ключевые кадры (например, два раза в секунду), а промежуточные моменты восстанавливаются по отличиям от предыдущего кадра. Такой формат видеосжатия позволяет вместить 60-минутный ролик с разрешением 640х480, 30 кадр/с, на гигабайтовую флэш-память. Но как только в такой записи вместо статического эпизода появляется динамическая сцена, то в глаза бросаются многочисленные артефакты, по сравнению с которыми соответствующее подергивание Motion JPEG кажется вполне приемлемым и даже стильным.

Итак, мы увидели в деле видеовозможности фотокамер, которые реализованы на основе кодеков Motion JPEG и MPEG-4, и во всех случаях результаты нас разочаровали. Ведь любая цифровая видеокамера гораздо удобнее в работе, лучше справляется со своими обязанностями и не имеет перечисленных выше недостатков. Более того, в процессе монтажа в формате DV вы не столкнетесь с необходимостью предварительного перекодирования исходного материала, которое занимает определенное время.

В любом случае мы осуществили задуманное и сделали с помощью фотоаппарата тестовый видеоролик, который можно загрузить по адресу http://files.lifehost.ru (79 Мбайт). Этот фильм был смонтирован с помощью программы Pinnacle Studio Plus 10 и кодирован кодеками DivX/MP3 (видео: 640х480, 15 кадр/с, 2000 кбит/с; аудио: стерео, 32 кГц, 192 кбит/с).

И хотя результат этого эксперимента нас немного огорчил, вы можете составить по нему собственное представление о потенциале функции видеозаписи с помощью обычного фотоаппарата. А уж вопрос о целесообразности использования таких возможностей каждый должен решать индивидуально в зависимости от своих потребностей.

Редакция благодарит компании «Мультимедиа Клуб» (www.mpc.ru), Beyerdynamic (www.bdrus.ru) и LifeHost (www.lifehost.ru) за помощь в организации тестирования.


Видео с экрана монитора

Если возникнет желание вставить в проект видеофрагменты отображения работы в любой компьютерной программе, то стоит воспользоваться пакетом Camtasia Studio 3. В него входит удобная утилита Camtasia Recorder, которая умеет записывать отображение экрана в AVI-файл. Но при этом видеофайл будет кодирован TechSmith Screen Capture Codec, который не воспринимается пакетом Pinnacle Studio Plus 10.

Ситуацию можно поправить перекодировкой получившегося AVI-файла в другой формат. Например, использовать бесплатную программу VirtualDub 1.6 и кодек Indeo Video 5.10.

Экран программы Camtasia Studio 3

Комментарии для видеозаписей

Теперь немного о том, как комментировать свои видеозаписи, с технической точки зрения.

Во-первых, сделать это можно прямо из программы Pinnacle Studio с помощью обычного микрофона, но наш опыт пробных записей показал, что дешевые конденсаторные микрофоны для этого не годятся. Они порождают на заднем фоне посторонние шумы и паразитирующие наводки, которые «испаряются», если применить динамический микрофон. Например, мы использовали для комментариев динамический микрофон Beyerdynamic DMX 29.

Во-вторых, авторский голос лучше записывать в специализированной программе Sound Forge Audio Studio 8.0, а уж затем выводить его на вторую аудиодорожку Pinnacle Studio Plus. И здесь возникает резонный вопрос: «А зачем?» Отвечаем: «Для чистоты и динамики». И вот простейший алгоритм записи качественного комментария.

  1. В программной оболочке Sound Forge нажимаем +R и вызываем утилиту записи голоса, где, работая всего одной кнопкой Record, записываем комментарий.
  2. Из меню Effects применяем фильтр Noise Gate с предустановкой Noise Gate 2.
  3. Из меню Process выбираем пункт Normalize и свойство Normalize to -1dB (ориентировочно).
  4. Для создания более динамичного комментария в меню Process выбираем пункт Time Stretch и выставляем параметры Mode - Speech и Percent of original: 93-94%.
Экран программы Sound Forge Audio Studio 8.0

Вот и все. Сохраняем обработанный аудиофайл и импортируем его в видеопроект Pinnacle Studio. Кстати, подобным образом можно делать и качественные аудиоподкасты, но это тема уже другой статьи.


Проблема синхронизации видео и звука

Фотоаппарат Canon PowerShot Pro 1 кодирует видеоинформацию в ролики по 30 с (разрешение 640х480 точек, 15 кадр/с), и при беглом просмотре результатов проблем с синхронизацией звука не возникает. Но как только видеоролики загружаются в редактор Pinnacle Studio Plus 10, становится очевидным несовпадение видео и звука. Не помогает даже специальная полуавтоматическая регулировка параметров Pinnacle-проекта, хотя скорее всего корень проблемы именно в характерной особенности исходного материала — частоте смены кадров 15 кадр/с.

И в этом случае приходится идти на предварительное перекодирование «сырых» роликов. Например, мы перекодировали видео в программе VirtualDub 1.6 кодеком Indeo Video 5.10, и после этого в проекте Studio Plus звук стал соответствовать видеоряду.

Экран программы VirtualDub 1.6