Российская игровая индустрия практически не переживала серьезных потрясений до первых холодных ноябрьских выходных, выпавших на 4 и 5 числа. Конференция разработчиков игр (КРИ) проводилась лишь для работников индустрии, а простым геймерам вход туда был практически заказан. Еще бы! Пожертвовать столь солидной суммой — около 4000 руб. — мог далеко не каждый. Отечественный мир электронных развлечений настойчиво требовал проведения именно для игроков масштабной выставки, целиком посвященной интерактивным развлечениям, где можно было бы пообщаться с разработчиками, посмотреть на новые проекты, поучаствовать в конкурсах и не платить за это баснословную сумму... И вот небезызвестная команда DTF, организовавшая КРИ, сделала подарок всему играющему населению. Имя этому презенту — «Игромир-2006».
Дебютный блин получился вовсе не комом, как прогнозировали скептики. Масштабы «Игромира-2006» оказались воистину впечатляющие: за два дня 57-й павильон ВВЦ посетили около 50 тыс. человек. И одной из причин такого успеха стала цена входного билета, ведь 150 руб. — все-таки вполне приемлемо в наши дни.
Зарисовка
Утро 4 ноября. Станция метро «ВДНХ». Всероссийский выставочный центр переживает массовый наплыв посетителей в возрасте от 14 до 25 лет. Народ, предвкушающий интересное событие, тихонько шествует по утренней Москве, готовя цифровые фотоаппараты к «активным боевым действиям». Московское время — 9 ч 30 мин. У входа в 57-й павильон постепенно выстраивается очередь невиданных размеров. Все ждут зрелища. Холодно, но пока внутрь пускают только журналистов с бэйджиками, среди которых оказался и автор этих строк. «Простые смертные» вынуждены мерзнуть на улице. Московское время — 10 ч 00 мин. Участники «Игромира» наносят на свои стенды последние штрихи, хотя кассы уже пропускают первых посетителей. На стендах заиграла громкая музыка. Причем количество децибелов, льющихся отовсюду, переходит все разумные границы. Услышать друг друга, даже находясь вдалеке от орущих динамиков, архисложно. В 11 ч приходит полное осознание масштабов выставки — грандиозно!
Хотя этот павильон и отличается поистине огромными размерами, уже в 12 ч пройти весь первый этаж, не попав в паутину гигантских очередей, клубящихся перед стендами, просто невозможно. Увы, организаторы мероприятия слегка недооценили тягу народа к прекрасному. Тщетно пытаясь протолкаться к выходу, чтобы покурить, ловлю себя на мысли, что это холодное осеннее утро может стать даже последним...
В лабиринте экспонатов на первом этаже легко заблудиться. Участники выставки словно соревнуются между собой по числу конкурсов, ценности призов, красоте оформления стендов, количеству легко одетых «декоративных» девушек и уже упомянутой громкости музыки. Впрочем, отдельные фирмы соорудили достаточно аскетичные, практически спартанские комнаты с парой стульев и столом, завлекая гостей содержанием, а не красивой «оберткой».
Хаотичное разнообразие — вот главная черта состоявшегося мероприятия. Здесь идет борьба за журналы, бросаемые в руки посетителям. Здесь сам Дмитрий «Гоблин» (Пучков) раздает автографы, а там, за углом, можно, выиграв какой-то конкурс, получить новенький компьютер. И девушки, девушки... Они повсюду. Стараясь перещеголять друг друга в откровенности нарядов, дамы, называемые за рубежом booth babes, натужно улыбаются...
Выставка
«Игромир» собрал более 50 участников, в том числе издателей, дистрибуторов и разработчиков игровой продукции для всевозможных платформ, как-то: PC, PS2, PS3, Xbox, Xbox 360, Nintendo Wii, Nintendo DS, PSP...
Остановимся на главном, чему была посвящена выставка, а именно на интерактивных развлечениях. Игровых премьер, как ни странно, было совсем мало — всего пара-тройка новых продуктов. Поэтому экспозиция прошла под эгидой рекламы находящихся в разработке или уже нашумевших проектов. А вот их было много.
Встречала посетителей «морда» огромного красного тягача, появившегося здесь усилиями компании «1С», выступившей на «Игромире» с присущим гиганту размахом. Таким образом рекламировались сразу две игры — «Дальнобойщики 3. Покорение Америки» и «Дальнобойщики. Транспортная компания». Оба проекта можно было здесь же и оценить на компьютерах, расположившихся рядом с грузовиком. Кстати, автомобили оказались едва ли не самым лучшим средством «завлечения масс». Их можно было увидеть у студии Gaijin с игрой «Адреналин 2. Час пик», у «Акеллы» с их «Московским водилой», у Avalon Style с «Полным приводом. УАЗ 4Ё4» и у свежего проекта про солнце, пляж и кабриолеты — «Автопробег. Черное море».
Одно из наиболее впечатляющих шоу устроила титулованная студия Nival. Всевозможные конкурсы с ценными призами проводились в честь недавно прогремевшего проекта Heroes of Might & Magic 5 и нового дополнения к нему под названием «Владыки Севера». Там же было установлено несколько компьютеров, на которых можно было увидеть бесподобное продолжение старых добрых «Героев» русских разработчиков. На второй день на стенде «Нивала» вообще началось сущее безумие — грандиозные пляски с мечами, воинственные крики, лязг оружия... Целая плеяда рыцарей восхищала глазеющую толпу мастерством владения холодным оружием...
«Сильные мира всего», компании Microsoft, Sony и Electronic Arts, заняли огромные стенды на втором этаже. Microsoft демонстрировала консоль Xbox 360, приглашая всех желающих познакомиться с наиболее популярными проектами для появившейся недавно приставки. Также показывалась Windows Vista. Никаких сюрпризов, впрочем, корпорация не преподнесла.
Electronic Arts, а точнее игровое подразделение этой крупнейшей американской студии — EA Games, впервые почтила российскую публику своим присутствием. Количество громких проектов выходило за рамки обыденности. Это и Command & Conquer 3 Tiberium Wars, и FIFA 07, и Battlefield 2142, и Need for Speed Carbon... Немудрено, что стенд «электроников» был самым масштабным, и, кстати, они оказались весьма щедры на призы.
Sony не только показала несколько разработок для своих консолей (PS2, PSP), но и втихую продемонстрировала PlayStation 3. Опять же никаких сюрпризов — на мой взгляд, презентация столь технически сложной и популярной консоли должна быть в сотни раз более эффектной.
Хорошо представила себя и компания «Новый Диск». Сотни призов, конкурсы, огромная сцена, где профессиональные танцоры отплясывали под зажигательную музыку, а также небольшой магазин игр, выпущенных под маркой ND Games.
Рассказывать об экспонатах «Игромира-2006» можно еще долго. Например, произвели хорошее впечатление дизайн стенда игры «Не время для драконов» и оформление издательского дома «Бука», расположившегося в уютном двухэтажном «особнячке», где были установлены несколько десятков систем с наиболее ожидаемыми играми, в том числе со стратегиями Company of Heroes и «Агрессия», а также с ролевой игрой Dark Messiah of Might and Magic. А ведь была еще Gaijin с переполненным «гоблиновским» юмором изданием «Братва и Кольцо», а также с «Онибэйдом» и «Адреналином 2»... Каждой из этих игр был посвящен отдельный стенд, со вкусом оформленный и детально проработанный. Кстати, приятно удивила специализированная игровая пресса, которая по увлекательности конкурсов и красоте оформления стендов порой опережала даже крупных издателей.
Итоги
Дебют выставки «Игромир-2006», безусловно, удался. Однако полностью довольными остались, наверное, лишь игроки, выходившие из 57-го павильона с блаженными улыбками на лицах и целыми сумками ковриков для мыши, журналов, ручек, буклетов и прочих мелких радостей. А вот журналисты остались неудовлетворенными: они не получили ответов на массу вопросов. Множество сорванных интервью, отсутствие пресс-комнат, ни одной премьеры или закрытого показа...
Тем не менее не будем забывать, что «Игромир» — мероприятие, предназначенное в основном для игроков. И с этой точки зрения первую масштабную отечественную выставку компьютерных игр можно считать состоявшейся. С нетерпением будем ждать «Игромира-2007»!
Автор благодарит Александра Кутянина за предоставленные фотоматериалы.