Кому из нас не нравится замирать от воплей страшных чудовищ, спрятавшихся в темных углах лабиринтов игрового мира? И кто не любит звуковых спецэффектов в фильмах? Все это легко доступно любому пользователю, если он имеет хорошую акустическую систему, которая доставит настоящее удовольствие от звучания, не заставляя морщиться от хрипов колонок.
В этой статье мы рассмотрим несколько акустических систем 2.1 (две колонки и сабвуфер), которые и помогут получить то, что нам необходимо.
Creative Inspire T3100
Регуляторы баса и громкости разведены непривычно — первый на сабвуфере, второй на левой колонке, что немного затрудняет настройку оптимального звучания. На ней же присутствует и разъем мини-«джек» для подключения наушников. Аудиокабели намертво присоединены к колонкам, так что заменить их вряд ли удастся. А разъемы для подключения к усилителю низких частот от левой и правой колонок выглядят по-разному, так что при соединении их невозможно перепутать. На каждом из сателлитов имеются отверстия для монтажа на стену.
Минимальная частота работы акустической системы составила 80 Гц, что выше, чем у оппонентов. Неравномерность АЧХ заметна довольно сильно. Глубина звуковой сцены вполне приемлема, а вот с передачей микродинамики, увы, есть проблемы. При проигрывании музыкальной атаки наблюдается некоторая ненатуральность, звучание барабанов далеко от совершенства, отличаясь заметной «картонностью». Тембральный и музыкальный балансы приемлемы, хотя и неидеальны. Общая звуковая картина страдает нелинейностью, впрочем, и передаваемая макродинамика здесь явно не самая лучшая. Игровой тест выявил существенные нелинейные искажения на высокой громкости, что очень раздражает — из-за них многие тихие звуки просто теряются на общем фоне и практически неразличимы.
Jetbalance JB-465
Эта система имеет впечатляющий дизайн: в глаза сразу бросаются размеры деревянного сабвуфера — по высоте он лишь слегка ниже системного блока размера АТХ, что в большой степени определяется достаточно высокими ножками. Динамик расположен в нижней части корпуса и направлен вниз, его защищает выпуклая решетка. Сателлиты хотя и сделаны из пластика, но также выглядят очень внушительно. Имеется проводной пульт дистанционного управления, на котором расположены регуляторы громкости, баса, переключение в ждущий режим и режим объемного звучания. К сожалению, кнопки выполнены не очень удачно — при нажатии они могут западать или заваливаться набок. Провода, идущие к колонкам, легко отсоединяются, так что вместо них вы можете приспособить, например, профессиональные кабели. У этой системы отсутствует внешний адаптер питания. Качество звука, по результатам практически всех испытаний, оказалось на очень высоком уровне: минимальная рабочая частота составляет 60 Гц. Аудиотракт системы позволяет воспроизводить звук с малой неравномерностью АЧХ. Микродинамика одна из лучших в обзоре, глубина звуковой сцены также не вызывает нареканий. При воспроизведении музыкальной атаки Jetbalance JB-465 тоже показала себя с лучшей стороны: звуковая сцена широкая, фокусировка хорошая. Тембральный и музыкальный балансы можно считать лучшими в обзоре. Линейность на разных уровнях громкости также хороша, а вот макродинамика слегка подкачала.
Игровой тест показал отличный результат: как и следовало ожидать, нелинейные искажения отсутствуют даже при очень громких звуках, например взрывах, спецэффекты, даже самые тихие, слышны отчетливо.
AVE TF100
Эта акустическая система имеет два возможных варианта оформления — красный блестящий пластик или имитация дерева. Но это лишь внешний облик — корпуса выполнены из дерева и только сверху имеют пластиковые и металлические детали. Сразу бросается в глаза не закрытый сеткой динамик сабвуфера, так что если он находится под столом, как это чаще всего и рекомендуется для достижения наилучшего качества звучания, то его легко случайно задеть ногой и порвать. На сателлитах все же имеются металлические сетки, но при желании их можно снять. В целом дизайн вызывает положительные эмоции: ничего лишнего и при этом впечатление «солидности». К сожалению, провода впаяны в колонки, поэтому заменить их вручную будет сложновато. Регуляторы громкости и баса находятся на задней части сабвуфера, так что добираться до них неудобно. Тестирование качества звука оставило приятное впечатление: минимальная рабочая частота составляет 70 Гц, неравномерность АЧХ лишь чуть выше, чем у лидеров, микродинамика и глубина звуковой сцены вполне приемлемы. Натуральность музыкальной атаки хорошая, правда, барабаны воспроизводятся все же немного глуховато. По качеству фокусировки, ширине и высоте звуковой сцены система не уступает лидерам теста. Тембральный и музыкальный балансы, линейность звуковой картины и ее макродинамика нареканий не вызывают. Играть с такой акустикой одно удовольствие: даже при резких громких звуках искажений не наблюдается. В целом аудиосистема нам понравилась, при том что все ее элементы имеют небольшие размеры.
Trust 2.1 MP3 Speaker Set SP-3550B
Пожалуй, это одна из самых миниатюрных акустических систем в нашем обзоре: она состоит из тонких высоких колонок и небольшого кубического сабвуфера. С точки зрения экономии места это, конечно, удобно, но на качестве звука, увы, сказывается только негативно, о чем будет сказано чуть ниже. Провода, подводимые к колонкам, хотя и имеют достаточную длину, но полностью отсоединять их нельзя (правда, для систем такого класса это все же не так важно). Имеется проводной пульт дистанционного управления, на котором присутствуют кнопки Power, регуляции громкости и переключения в режим 3D с соответствующим индикатором. Также имеется лампочка наличия питания и два дополнительных разъема подключения: для наушников и MP3-плеера. К сожалению, динамики на фронтальных колонках не закрыты решетками, так что с ними надо быть поаккуратнее, иначе легко можно повредить.
Минимальная рабочая частота составила стандартные 70 Гц, АЧХ акустики неравномерна: при воспроизведении высококачественной записи аплодисментов отдельные хлопки почти неразличимы и звуки отчетливо напоминают дождь, бьющий по крыше. Глубина звуковой сцены и ее микродинамика не самые лучшие: музыка воспринимается как бы с экрана монитора, к тому же тихая игра инструментов практически не слышна. Натуральность музыкальной атаки вполне приемлема, а вот ширина звуковой сцены несколько меньше расстояния между центрами сателлитов. В испытании линейности звуковой картины и в ее макродинамике Trust 2.1 MP3 Speaker Set показал слабый результат.
AVE T45
Это одна из самых стильных акустических систем в обзоре: высокий узкий сабвуфер снабжен с фронтальной стороны индикатором работы в виде длинной синей лампы, корпуса могут быть выполнены под дерево, в белом или серебристом вариантах и сочетании черного цвета и темного дерева. Решетку на динамике можно легко снять. Регуляторы расположены на торце сабвуфера ближе к верхнему краю, что позволяет ими легко управлять (хотя проводной пульт, на наш взгляд, все же удобнее). Провода, идущие к колонкам, съемные, что дает возможность заменить их на более качественные.
Минимальная рабочая частота составляет 70 Гц. Система имеет высокую неравномерность АЧХ. В то же время передаваемая микродинамика и глубина звуковой сцены на высоком уровне. Звукопередача музыкальной атаки не вызывает нареканий, да и ширину звуковой сцены в рамках методики тестирования можно назвать удовлетворительной. Линейность звуковой картины по уровню громкости приемлема, а вот макродинамика слегка подкачала: слышны небольшие нелинейные искажения на высоких громкостях, а звучание инструментов немного сливается. Такое же явление наблюдается и в играх, когда одновременно слышно много звуков разной громкости и частоты (например, взрывы, автоматная очередь и голоса по рации).
SVEN MS-970
Эта система также обладает привлекательным дизайном и при этом очень функциональна. Возможны два варианта цвета корпуса: серебристый и под дерево. Сателлиты имеют внушительные размеры, а с их динамиков можно снять защитные сетки, к тому же колонки оснащены специальными «ушами», за которые их можно повесить на стену. Многочисленные регуляторы расположены на передней панели сабвуфера, что облегчает доступ к ним. Все сигнальные провода отсоединяются, и, сменив их на более качественные, вы получите вещание практически без внешних наводок.
Минимальная рабочая частота этой системы, как и у многих конкурентов, — 70 Гц, неравномерность АЧХ несущественная. Звуковая сцена обладает небольшой глубиной, а тест на передачу микродинамики звуковой картины не выявил никаких проблем. Натуральность музыкальной атаки не самая лучшая — при воспроизведении барабанов звук слегка «картонный». Тембр звучания вокала все же слегка хуже, чем у более «продвинутых» конкурентов. Линейность звуковой картины средняя: звуки невысокой громкости отличаются легкой невнятностью. С макродинамикой все обстоит лучшим образом: звучание каждого из инструментов симфонического оркестра хорошо различимо и не сливается в «кашу». К сожалению, явное дребезжание на резких звуках в игровых приложениях не может не раздражать.
SVEN MS-905
Эта система выглядит очень приятно: колонки частично выполнены из прозрачного пластика, который обнажает заднюю часть динамиков, имеются варианты черной и белой расцветки корпуса. К сожалению, громкоговорители не защищены сеткой, что может легко привести к их повреждению. Аудиокабели жестко закреплены, заменить их вряд ли удастся. Регуляторы уровня баса и громкости размещены на задней стенке сабвуфера, так что доступ к ним сильно затруднен. Как и у Jetbalance JB-465, у этой системы нет внешнего адаптера питания.
Минимальная частота воспроизведения составила 70 Гц, АЧХ очень неравномерна. Микродинамика акустической системы приемлема, а вот создаваемая звуковая сцена сильно выдвинута вперед. Натуральность музыкальной атаки, как и ширина звуковой сцены, оказались на высоком уровне. Передача звучания вокала также заслуживает уважения, но бас серьезно выделяется на фоне других частот. Испытание показало хорошую линейность звуковой картины по уровню громкости, а вот при воспроизведении симфонического оркестра ощущаются заметные нелинейные искажения даже на относительно низкой громкости.
Во время игры также возникают нелинейные искажения, а при одновременном воспроизведении многих звуков часть из них сливается в единый шум.
Creative I-Trigue L3800
Внешне этот комплект акустики ничем не примечателен, за исключением металлизированных колонок с динамиками на торцах. Имеются два пульта дистанционного управления, как проводной, так и ИК, причем последний гораздо более функционален. Сигнальные провода впаяны в колонки.
Низшая рабочая частота высоковата по сравнению с конкурентами: 80 Гц. Неравномерность АЧХ сильно заметна. С микродинамикой и глубиной звуковой сцены проблем почти нет, но до лидера Creative I-Trigue L3800 по этим параметрам все же недотягивает. Звуковая сцена широкая, а вот натуральность музыкальной атаки слегка недостаточна. Линейность звуковой картины по громкости можно назвать неудовлетворительной. В игровых тестах проблем нет, но басы все же приходится чуть убирать, иначе звучание получается неестественным.
* * *
По завершении теста можно сказать, что любой пользователь может купить себе качественную акустическую систему класса 2.1, затратив при этом минимум средств. По результатам обзора выявлено, что представленные в нем устройства довольно сильно различаются между собой. Титул «Лучшая покупка» получил AVE T45 за оптимальное соотношение цена/качество, а значка «Выбор редакции» удостоился комплект Jetbalance JB-465 за отличное звучание.
Редакция выражает благодарность российскому представительству компании Creative (www.creative.ru), компаниям AVE (www.ave.ru), Merlion (www.merlion.ru), АТРИ (www.atri.ru), ERGODATA (www.ergodata.ru), а также сайту www.liga-zvuka.ru за предоставленное для тестирования оборудование.
Как мы тестировали
Для тестирования акустических систем мы использовали методику, разработанную специалистами акустического центра кафедры радиовещания и электроакустики Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ), которая представляет собой субъективно-статистический метод Fast Sound Quality (FSQ) и позволяет оценить различные параметры звучания исследуемых образцов, для чего используются десять композиций с записью различных звуков и мелодий. Кроме того, дополнительно проверялось звучание систем в игровых приложениях.
Роль тестового стенда выполнял ПК на базе процессора Intel Core 2 Duo (2,13 ГГц), системной платы Gigabyte GA-965P-DS4, ОЗУ 3072 Мбайт типа DDR2, видеосистемы из двух адаптеров NVIDIA GeForce 7600 GT (256 Мбайт) в режиме SLI и жесткого диска объемом 600 Гбайт. Для вывода звука на исследуемые акустические системы использовалась звуковая карта Creative Sound Blaster X-Fi.
Качество звучания оценивалось экспертной группой тестовой лаборатории «Мира ПК».
Более подробно о методе FSQ можно прочитать на сайте www.liga-zvuka.ru
Глоссарий
Звуковая сцена — объем пространства, в котором громкость звучания различных частот заметно не изменяется.
АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) — зависимость амплитуды сигнала от его частоты.
Неравномерность АЧХ — разница между самым высоким пиком и самым низким провалом АЧХ.
Микродинамика АС — способность АС детально воспроизводить самые тихие звуки на разных частотах.
Макродинамика АС — способность АС качественно воспроизводить одновременное звучание многих частот различной амплитуды (например, игру симфонического оркестра).
Нелинейные искажения — искажения, связанные с появлением дополнительных спектральных составляющих (гармоник). Проявляются в виде хрипов, шумов и других посторонних звуков.
Тембральный баланс — правильность передачи тембра различных инструментов.
Музыкальный баланс — способность АС воспроизводить различные звуки в соответствии с той громкостью, с которой они звучат в оригинале.
Характеристики акустических систем
Модель | Выходная мощность (RMS), Вт | Частотный диапазон, Гц | Размеры, мм | Цена, долл. | Оценка, баллы | |
Колонки | Сабвуфер | |||||
Jetbalance JB-465* | 60 | 30-20 000 | 100х 160х 110 | 230х 340х 330 | 125 | 95 |
AVE TF100 | 60 | 35-20 000 | 155х 850х 110 | 235х 197х 230 | 113 | 95 |
AVE T45** | 40 | 40-20 000 | 150х 100х 128 | 330х 120х 330 | 64 | 85 |
SVEN MS-970 | 50 | 50-20 000 | 230х 145х 130 | 295х 192х 305 | 96 | 75 |
Creative I-Trigue L3800 | 39 | 30-20 000 | 50х 93х 240 | 190х 268х 30 | 33 | 75 |
SVEN MS-905 | 22 | 50-20 000 | 80х 190х 80 | 212х 221х 239 | 33 | 70 |
Creative Inspire T3100 | 29 | 40-20 000 | 80х 70х 183 | 182х 196х 263 | 51 | 65 |
Trust 2.1 MP3 Speaker Set SP-3550B | 15 | 20-20 000 | 166х 48х 85 | 150х 145х 165 | 53 | 65 |
** - лучшая покупка