...Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
Максим Горький
. Там не отвлекают каждодневные дела, в толпе чувствуешь себя одиноким и можно запоем читать статьи для «Мира ПК», не забывая по мере сил и другие издания, а порой удается даже писать, пачками вынимая мысли из поля, созданного тысячами окружающих голов. А иногда я занимаюсь дилетантским сбором статистики, например подсчитываю, сколько пассажиров в вагоне пользуется карманными компьютерами.
В какой-то мере значимое количество любителей этой электронной новинки появилось там около трех лет назад. Тогда, войдя в любой вагон метро, можно было увидеть хотя бы одного человека с КПК. Год спустя я стал замечать уже двоих, причем один из них чаще всего оказывался женщиной, а иногда встречались и трое (я говорю о средних числах). Апофеозом (точнее, по Ю. Полякову, «апофигеем») этого кажущегося торжества электронного потребления литературы — большинство счастливых владельцев «карманников» использовали их именно для чтения — стали два «братка», каждый с КПК в руке, уютно расположившиеся в торце вагона вместе с изрядным количеством бутылок пива, пустых и полных. Они, весело гогоча, с детской непосредственностью воспринимали каждое изменение изображения на экранах своих новых игрушек, произведенное нажатием стилуса.
Примерно тогда же стали встречаться и любители чтения с экранов телефонов, но их численность за прошедшее с тех пор время почти не возросла — экранчик все же маловат. В основном с помощью мобильников коротают время за играми и составлением SMS, да и полку поклонников КПК-литературы за истекший период не прибыло, а скорее поубавилось. При этом численность обычных, «не электронных» читателей, похоже, не изменилась: их как было во много раз больше, чем «компьютерных», так и осталось. И лишь однажды мне посчастливилось увидеть в руках одной юной особы настоящую электронную книгу — устройство с монохромным экраном размерами примерно 9Ё12 см, предназначенное для показа текста. Не думаю, что среди людей, не пользующихся метро, счастливых обладателей подобных устройств будет больше.
Те, кто в спорах о будущем книгопечатания, коих немало разгорелось сейчас, заявляют, что бумажная книга будет вытеснена электронными устройствами, обосновывают свое мнение их относительно низкой ценой, которая скоро окупится в процессе эксплуатации. Действительно, называемая ими цена в 150—200 долл. при современной стоимости книг должна оправдываться достаточно быстро. (При этом очевидно, что цена обладания таким текстом для читателя не будет нулевой, она лишь несколько сократится — на величину, меньшую стоимости бумаги, печати и транспорта.) Но даже сейчас, когда для получения текстов просто нет другого места, кроме Интернета, где они бесплатны, численность любителей электронной словесности существенно не растет. А вот печатных книг издается все больше и больше, и все равно их не хватает. Может быть, все изменится тогда, когда появится система платного распространения электронных текстов и мы станем привычно заходить в магазин за э-новинками? Или когда виртуальные странички станут красиво изгибаться и шуршать при перелистывании? Или когда электронная книга начнет пахнуть типографской краской?
Во все времена и во всех культурах, имевших письменность, к книгам относились не просто как к стопкам скрепленной бумаги, на которой нанесены некие символы, а как к почти живым, в чем-то мистическим объектам. По книгам гадали, их, как живых врагов, прилюдно сжигали на площадях, а если судить по приключенческой литературе, то именно в библиотеках чаще всего устраивали потайные ходы в хранилища различных секретов. И это не удивительно. Художественное издание — многомерный объект, где текст является лишь одним из параметров измерений. Кроме него есть и художественное оформление, и бумага, т.е. ее фактура, качество, цвет и даже упомянутый выше запах, да и потертости с пометками немало что могут сказать пытливому читателю, а порой и вызвать нить воспоминаний, связанных с чтением какой-либо книги. Хотя, конечно, найдутся и те, для которых все перечисленное не представляет никакой ценности.
А вот техническая (и в определенной степени научная) литература, за небольшим исключением, неизбежно перейдет в электронную форму. Все увеличивающаяся скорость смены поколений устройств и изделий, особенно в электронной технике и информационных технологиях, делает хранение технических монографий делом практически бесполезным, кроме тех редких случаев, когда такие издания представляют собой историческую ценность, например являются вехами в движении человеческой мысли, или просто предлагаются как элементы интерьера библиотеки. Последнее, конечно, в значительно меньшей степени относится к фундаментальным наукам.
Естественно, для того чтобы вытеснить печатную продукцию, аппараты для показа электронных книг должны обеспечивать максимальный комфорт для глаз, а также существенно ускорять поиск информации. И не только в том случае, когда вы хорошо ориентируетесь в предмете и можете легко ввести ключевые слова. Все чаще специалистам приходится самостоятельно осваивать новые технологии и разбираться с соответствующей терминологией. Причем последнее наиболее трудно. Поэтому в идеале система должна уметь анализировать содержание текста, чтобы отвечать на смысловые вопросы с минимальным привлечением новых ключевых слов. (Ситуация, аналогичная создаваемой в чемпионатах по поиску в Интернете, о которой рассказано в статье «Еще раз о поиске в Сети», опубликованной в этом же номере нашего журнала.) Вот тогда такие устройства составят достойную конкуренцию КПК, завоевав потребителя как возможностью более удобного чтения, так и ускоренным получением ответов на его вопросы. В таком случае можно будет с еще большим основанием говорить о книге как об одушевленном советчике и друге: «...она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей...»
Сейчас на «Мир ПК-диске» мы представляем экспериментальную систему поиска, которая наряду с ключевыми словами, возможно, найдет ответы на вопросы, используя кладезь знаний, заключенный в годовом содержании нашего журнала. Может быть, она пока несовершенна, но, похоже, человечество просто обречено работать с подобными системами, чтобы не захлебнуться в столь быстро расширяющемся бурном информационном потоке. Что же, давайте вместе пробовать!
Главный редактор
Алексей Орлов