Друг моего друга — мой друг.

Фраза, выбранная в качестве заголовка статьи, принадлежит перу Булата Окуджавы. В этих словах заключено извечное тяготение людей к единению. К общению. Контактам. Взаимоотношениям. Причем не столь важно, к каким — личным, деловым, интимным, дружеским, творческим... К построению сетей общения — социальных сетей по интересам — люди стремились всегда.
Один мой хороший знакомый лет двадцать назад обменивался значками из своей коллекции с единомышленниками со всего необъятного Советского Союза. И приходящим бандеролям радовался, как мальчишка. Существует великое множество клубов, объединяющих людей по всем категориям, на которые их только можно разделить (а может, скорее объединить?). Клубы для тех, кому за 40, клубы для любителей бумажных журавликов, клубы только для английских пэров... Во всем этом видно одно и то же стремление, в котором людям зачастую помогает (хотя немного, конечно, и мешает) организация.
Интернет (когда он уже перестал быть милитаристским Arpanet’ом) зарождался тоже как инструмент для объединения. Но сам по себе он лишь средство, а уж на его основе день за днем, год за годом создаются различные сервисы. Они модернизируются, визуализируются, меняют свою форму, основываются на разных постулатах, но главное — все они служат одной цели.
Конечно, идея социальных сетей не нова. Базой для большинства из них является теория о знакомстве с любым человеком на Земле «через шесть рукопожатий». Представьте, что вы знакомы с 50 людьми (конечно, для большинства из нас это число намного больше). Каждый из них знаком еще с 50. Таким образом, «через одно рукопожатие» вы знаете 50 человек, через два — уже 50 в квадрате, т.е. 2500, и т.д. На шестом рукопожатии количество знакомых превышает население земного шара. Так что, выходит, мы знаем всех на Земле и контакты имеем со всеми, дело лишь за организацией.
. С одной — предоставляют возможность классифицировать контакты, узнать больше о людях, с которыми контактируешь напрямую или через «посредников», с другой — подсказывают варианты использования накопленных связей. В первом случае все подобные сервисы схожи, различаются они в основном количеством и качеством предоставляемых функций. А вот во втором различий больше. Например, всемирно известный LinkedIn (www.linkedin.com) позиционирует себя в первую очередь как средство поиска деловых контактов. Orkut (www.orkut.com) скорее предполагает контакты личные, дружеские. Русский аналог «МойКруг» (www.moikrug.ru) старается охватить множество вариантов — от поиска работодателей/персонала через свою социальную сеть до поиска одноклассников и приверженцев определенного литературного стиля.

Перед выездом в загранку заполняешь кучу бланков
Регистрируясь в сервисах социальных сетей, я невольно вспоминал эти слова Высоцкого. Для лучшей идентификации пользователя и увеличения числа его «зацепок» в социальной сети при регистрации приходится заполнять весьма пространные формы. Здесь кроме стандартных вопросов (ФИО, дата рождения, электронная почта, номер ICQ) пользователя спрашивают об учебных заведениях, которые он посещал; о предприятиях и фирмах, где он работал (кем и когда); некоторые сервисы (например, Orkut) могут шокировать неподготовленного пользователя вопросами о его политических пристрастиях (с вариантами ответов), религиозной принадлежности, сексуальной ориентации... Дальше — больше.
И вот здесь перед пользователем возникает дилемма: как бы так исхитриться, чтобы дать о себе побольше информации — раскрыть себя со всех сторон, в том числе и как специалиста в своей области (потом пригодится), и как бывшего студента университета N (найти однокурсников), но при этом не разгласить ничего из того, что потом может быть использовано против вас. Не стоит забывать, что «в составе делегаций с вами едет личность в штатском».
Если дать мало информации — вход в социальную сеть теряет смысл, с одним только «ником» вы останетесь в одиночестве.
Как правило, даже весьма популярные в своей среде люди выбирают первый вариант. Человек должен четко знать, чего он ждет от системы: если деловых контактов — открывается полная информация о карьерном пути и рабочих проектах; если поиска забытых друзей — общие воспоминания; для поиска новых контактов — сведения о пристрастиях и интересах в разных сферах.
Отгородиться от назойливых во многом позволяют принципы разделения доступной информации. По итогам первично заполненной анкеты пользователю в системе присваивается «профиль», своего рода личная страничка, на которой классифицирована вся предоставленная о себе информация. Этот профиль имеет несколько вариантов. Например, наиболее полные сведения доступны только самому пользователю-владельцу, чуть менее подробно — его «друзьям», т.е. контактам, которые пользователь уже установил в системе, а более общие данные — всем остальным.
Давайте теперь познакомимся с различными проектами.

LinkedIn
LinkedIn (www.linkedin.com) — международная социальная сеть, позиционирующая себя как ресурс для деловых контактов, поиска работы и найма сотрудников (рис. 1). Она насчитывает более 9 млн. пользователей по всему миру и во всех сферах деятельности.

Рис. 1. LinkedIn — деловой дизайн деловой социальной сети 

Информация об учредителях открыта, пользователь может посмотреть публичные варианты LinkedIn-профилей самих ее основателей. Так, например, CEO (исполнительный директор) LinkedIn параллельно является членом совета директоров Mozilla Corporation (создателем браузера Mozilla Firefox), Six Apart (которая в недалеком прошлом приобрела сервис Livejournal.com) и многих других.
Вкратце расскажу об основных сервисах и функциях, которые предоставляет этот портал. На основную страницу, куда попадает зарегистрированный пользователь при входе в систему (вкладка Home), выведены в виде рубрик основные функции и статистика по пользователю в системе. Непосредственно с главной страницы можно:

  • добавить контакты из имеющейся адресной книги. Поддерживаются списки контактов Yahoo!, AOL, Gmail, Hotmail, разрешен импорт адресных книг из Microsoft Outlook, Lotus Notes и др., в которых есть возможность экспортировать записи в форматы CSV, TXT или VCF. Также можно вводить контакты вручную;
  • найти бывших одноклассников и однокурсников;
  • найти людей по названию компании, в которой они работают;
  • отправить приглашение своим друзьям на подключение в LinkedIn;
  • посмотреть количество новых людей в вашей социальной сети (уровень первого и второго «рукопожатия»), присоединившихся с момента предыдущего входа в LinkedIn;
  • увидеть, какие вакансии недавно выставлены людьми из вашей сети (с указанием компании);
  • посмотреть статистику отраслей, в которых работают люди из вашей сети;
  • увидеть статистику собственной сети: точное количество людей в первом и втором круге и ориентировочное (оно ведь постоянно увеличивается) — в третьем.

Вкладка People (и это видно из названия) красноречиво свидетельствует, что здесь мы можем искать людей. Поиск возможен по целому ряду параметров. Можно разыскивать пользователя по имени и фамилии, должности, компании, месту жительства, сфере работы и даже указать цель — то ли это должен быть потенциальный работник вашей фирмы, то ли деловой партнер, то ли консультант по каким-либо вопросам.
Также есть возможность поиска по ключевым словам. Например, вам необходим программист на языке Java. Вы указываете сферу Program Development (разработка программ), цель Potential employes (потенциальные работники), а в ключевых словах пишете Java, тем самым отбирая только тех пользователей, у которых в профиле будет упоминаться это слово.
Отличная функция — поиск по рекомендациям Reference Search. Пользователь вводит название фирмы, начальный и конечный год запроса, а система показывает всех работников в указанный промежуток времени. Для примера я взял не какую-либо известную ИТ-компанию, а Boeing — не имеющую прямого отношения к данной области. И LinkedIn в считаные секунды отыскал пятерых зарегистрированных в системе человек, которые работали в компании в промежутке с 2000 по 2005 г. Что уж говорить о Microsoft!
Вкладка Jobs&Hiring (Работа и наем) посвящена вакансиям и персоналу. Помимо обычного поиска по ключевым словам и стране, здесь возможно оставить свое резюме или информацию об открытой должности, а также запросить рекомендации. Вот на них-то и хочется остановиться подробнее. При заполнении своего профиля пользователь указывает места работы — текущее и предыдущие — с указанием периодов работы. К любой из таких записей пользователь LinkedIn может добавить рекомендацию вольного содержания как, например, сослуживец (бывший или нынешний) владельца профиля или как наниматель. Такого рода комментарии-рекомендации отображаются в профиле и помогают потенциальному работодателю/партнеру определиться, нужен ли ему такой работник/партнер.
Кроме того, у LinkedIn есть специальная программа-расширение JobsInsider (под Internet Explorer и Mozilla Firefox) для быстрого поиска вакансий/резюме. Этот модуль позволяет легко найти информацию о потенциальной компании-работодателе, а также ее работников — пользователей LinkedIn. Согласитесь, контакт с будущими коллегами еще до поступления на работу — штука очень полезная!
Не менее интересна функция Service Providers. Это своего рода набор «рекомендательных писем» для всех желающих. Здесь отображаются мнения одних LinkedIn-пользователей о других. Например, работодатель говорит о своем бывшем работнике, какие положительные качества тот проявил, работая на такой-то должности. Или заказчик высказывает недовольство в отношении сотрудничества с исполнителем, работающим в такой-то сфере. Пользователь может выбрать: показывать все рекомендации или отсортировать их только по людям своего первого или второго «рукопожатия». В общем режиме новая рекомендация появляется практически каждые пару минут. Возможна также фильтрация по месту жительства рекомендуемого и по основным профессиям.
Новая функция LinkedIn — вопросы и ответы, вкладка Answers. Здесь можно задать вопрос экспертам (высказать свое компетентное мнение) в одном из разделов, таких, например, как «Финансовые рынки», «Маркетинг и продажи» или «Закон и юриспруденция». Помимо получения квалифицированного (и бесплатного) ответа, можно увидеть по профилю, кто дал ответ на вопрос — профессионал или дилетант, а также завязать новое полезное знакомство. Отвечающие по делу поощряются системой, наиболее «плодовитые» эксперты отражаются на «доске почета». При этом рейтинг определяется не просто количеством данных ответов, а тем, в скольких случаях ответ эксперта определялся спрашивавшим как лучший. Это позволяет избежать нечестных накруток.
Отдельная вкладка в интерфейсе — доступ к своему профилю и редактирование его.
Что касается непосредственных контактов с людьми в LinkedIn, то здесь существует несколько способов:

  • с людьми из вашего первого круга вы можете контактировать напрямую. Как правило, для вас открыты все контакты, включая e-mail-адреса, ICQ и т.п.;
  • с людьми второго круга вы можете вступить в контакт, попросив человека из первого круга (посредника в цепочке между вами и необходимым человеком) дать вам рекомендацию;
  • со всеми остальными людьми (найденными через второй круг или по прямому поиску) вы можете вступить в контакт, если они публично открыли в профиле свои реквизиты, либо используя внутреннюю почту LinkedIn, так называемую InMail.

Итак, мы плавно подошли к тому, на чем столь развитая система зарабатывает себе на хлеб с маслом. Почта InMail и ряд расширенных функций LinkedIn открыты владельцам платных доступов. Так, за возможность отправить три письма в месяц людям, не находящимся в вашей сети, нужно выложить чуть меньше 20 долл., за десять писем — уже 50. Кроме того, платный доступ дает еще ряд преимуществ (рис. 2).

Рис. 2. Преимущества платных доступов в LinkedIn 

Впрочем, даже не беря в расчет платные функции, я не переставал удивляться, насколько же здесь все продумано!

Orkut
Orkut (www.orkut.com) — более молодой сервис социальной сети, он родился в 2004 г. и развивается более динамично, чем деловой «собрат», — в частности, за счет эгиды Google (Orkut был создан работником этой компании). По утверждению самой системы, в настоящий момент Orkut насчитывает более 41 млн. пользователей. По структуре этот сервис гораздо проще, чем LinkedIn, а по функциональности скорее напоминает блоги.
Здесь нет такой мощной системы рекомендаций с детальным перечислением этапов карьеры. Пользователей вашей сети, как и в большинстве блогов, именуют друзьями (friends) и разделяют по категориям от «не встречались» до «лучший друг». Основная сплачивающая пользователей функция — организация сообществ (как в блог-сервисах) по интересам, проживанию и т.д. (рис. 3).

Рис. 3. Основная страница Orkut для зарегистрированного пользователя

При регистрации в системе Orkut предлагает заполнить самую подробную анкету, открыв максимум информации о себе. Помимо политических взглядов, религиозной и этнической принадлежности пользователь может даже указать свое отношение к домашним животным, приемлемый для него вид юмора (кому-то нравится «черный», а кому-то понятней тот, что «ниже пояса»), стили одежды и многое другое. При этом профессиональной информации тоже уделено свое место, хотя и не столь значительное, как в LinkedIn. Здесь это скорее косвенное направление.
Рис. 4. Система рекомендаций демонстрирует развлекательный характер OrkutВ Orkut есть возможность разделения друзей на группы, а также доступны ряд функций органайзера и почтового клиента: имеется блокнот для мелких записей, есть возможность отправки текстовых сообщений друзьям (всем, группе друзей или кому-либо одному).
В целом Orkut производит впечатление социальной сети для знакомств и поиска единомышленников без четкой специализации контактов (рис. 4). Универсальность Orkut, видимо, и стала причиной его большой популярности.

«Мой круг»
Стартовавший в 2005 г. сервис Moikrug.ru (http://www.moikrug.ru/) стал первым популярным русским ресурсом среди себе подобных. Владельцы не разглашают актуальное количество пользователей, однако, учитывая, что к середине 2006 г. в проекте уже участвовало более 100 тыс. пользователей Рунета, можно считать, что сервис развивается весьма активно. «Мой круг» задумывался как весьма привлекательный проект, и по мере его развития разработчикам удалось добиться сочетания приятного интуитивного интерфейса с большинством лучших функций, присущих прочим социальным сетям. При этом они добавили немало и собственных разработок.
Российскому пионеру удалось весьма удачно объединить все известные идеи для поиска старых и новых контактов. Здесь и поиск одноклассников-однокурсников, и поиск работы, и очень развитые системы рекомендаций книг и сайтов, поиск по компании, по месту жительства и многое другое...
Люди, находящиеся на уровне первого, второго и т.д. «рукопожатия», в системе «Мой круг» называются в целом кругом. Однако понятие круга в этой социальной сети имеет и другие значения, более широкие.
В системе «Мой круг» выделяют три уровня пользователей плюс остальные — связанные через цепочку более чем в три ячейки, т.е. находящиеся за третьим кругом.
Помимо этого деления есть сообщества, в которые люди попадают независимо от взаимосвязей между собой. Такие круги формируются по местожительству, месту обучения, сфере профессиональной деятельности или по интересам.
Стоит отдать должное таким функциям «Моего круга», как «Темы» и «Новости». В «Новостях» любой пользователь может разместить какую-либо информацию, полезную, на его взгляд, другим людям. При этом новость размещается в одном или нескольких кругах-сообществах, в которых автор новости числится. «Темы» создаются по такому же принципу, их основное отличие — не какое-то четкое новостное сообщение, а тема для обсуждения или вопрос. Кроме того, «темы» и «новости» доступны не только на сайте, а еще могут быть экспортированы в формат RSS.
Для поиска интересных человеку кругов-сообществ очень полезным может оказаться список из нескольких последних тем или новостей в системе «Мой круг» в целом. Пролистывая страницы последних запросов или тем для обсуждения, можно найти близкие для себя, заодно увидев круги-сообщества, в которых такая тема размещена.
Помимо множества частных (небольших) кругов-сообществ в «Моем круге» выделены два довольно больших: «книги» и «блоги, сайты» (рис. 5). В первом пользователи обсуждают литературные новинки и классику, спрашивают, «что почитать», разыскивают необходимые издания среди единомышленников и т.п., а во втором рекомендуют другим для просмотра какой-либо полезный ресурс.
Мимо взаимосвязи с блогами «Мой круг» тоже не прошел. Но здесь связь представлена несколько по-другому, чем в Orkut. В «Моем круге» пользователи могут искать и присоединять контакты не только одноклассников, однокурсников, коллег и т.д., а и знакомых пользователей Livejournal.com и других блог-сервисов.

Рис. 5. Дружелюбный интерфейс «Моего круга»: книги 

Система вакансий здесь также представлена очень подробно и пользуется большой популярностью. На момент написания статьи открытыми были более 7000 вакансий, при этом в день добавлялось около сотни новых. Вакансии выводятся удобным списком, где указывается собственно должность, название компании (по ссылке можно отобрать все вакансии данной фирмы), представитель-участник «Моего круга», уровень зарплаты и дата размещения вакансии (более подробная информация о ней дается дополнительно).
Следует отметить возможность создания в системе обособленных, личных кругов, не имеющих взаимосвязи со стандартной идеей сервиса социальной сети.
Что еще добавить к описанию сервиса «Мой круг»? Графические ссылки-«визитки» профиля, поисковые модули для Firefox и многое другое... «Мой круг» — действительно хороший пример российской социальной сети, не списанной с западного соседа, а имеющей отличительные особенности, «для своих».

Last.fm
Рис. 6. Last.fm — удобно, информативноLast.fm (http://www.last.fm/, http://www.lastfm.ru/) — социальная сеть для пользователей, не мыслящих себя без музыки. Этот ресурс помогает определять близких людей на основании музыкальных предпочтений. Технически это делается следующим образом. Пользователь устанавливает на свой компьютер маленькую нетребовательную к ресурсам программу, которая, взаимодействуя с Windows Media Player, WinAMP, iTunes и некоторыми другими плеерами, записывает, какую музыку слушает пользователь, и отправляет эти данные на сервер. Кроме того, сервис дает информацию об именах исполнителей музыки, близкой по стилю (рис. 6).
Исследуя музыкальные вкусы клиента, система потихоньку подбирает наиболее близких по духу пользователей, помещая их в раздел «Соседи». Из них, как и в жизни, многие могут перейти в раздел «Друзья». Но не звуком единым жив человек. Любой пользователь посредством своего «музыкального журнала» может в вольной форме делиться с друзьями впечатлениями о своих музыкальных открытиях.
Разнообразить невиртуальную музыкальную жизнь помогает раздел «События». Здесь любой пользователь Last.fm может найти происходящие в его стране или городе и рекомендуемые другими музыкальные события (концерты, фестивали). Можно указать, на каком удалении от вашего местожительства искать интересующие вас выступления. Выбрав округу в радиусе 500 км от Киева, я получил расписание огромного количества музыкальных событий на ближайшие пару месяцев, в том числе в Минске (музыка не знает границ). Разумеется, информацию обо всех событиях размещают сами пользователи.
На Last.fm существуют свои онлайн-радиостанции. Кроме пары десятков традиционных есть сервис «подстроенных» под пользователя, т.е. «личных» радиостанций. На основе уже прослушанной пользователем музыки Last.fm подбирает ему радиостанцию, транслирующую композиции этих групп, а также близких к ним по стилю. Чем больше пользователь слушает композиций (и соответственно чем больше информации об этом накапливается в Last.fm), тем более приближенным к его вкусам будет его собственное радио.
Кроме того, даже не накручивая километры виртуальной пленки аудиокассет, можно подобрать себе радио по вкусу. Для этого в разделе «Слушать» достаточно ввести название исполнителя или группы, близкой пользователю. Практически за секунду Last.fm создаст радиостанцию, транслирующую композиции этой группы/исполнителя и в таком же жанре. Введя «Чайф», благодаря созданной Last.fm радиостанции я уже полчаса слушаю старый добрый русский рок: «ДДТ», «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», «Сплин», Земфира, «Ария» и др. — без диджеев и навязчивых приветов.
В Last.fm много функций по экспорту данных из профиля пользователя в другие популярные сервисы Интернета. Например, можно разместить кнопку с отображением проигрываемой записи на сайте пользователя, в его блоге или профиле в Skype. Так рекламируется Last.fm среди друзей и знакомых уже зарегистрированного пользователя.
Оболочка Last.fm распространяется по лицензии GPL (т.е. с открытым кодом), что способствует ее постоянному развитию. В целом в Last.fm приветствуется обратная связь. Например, при проигрывании записи исполнителя, отсутствующего в базе Last.fm, пользователь может добровольно помочь системе — дать развернутую информацию, которая будет добавлена в общий реестр.

Imagini
После заполнения длинных анкет на других сервисах Imagini (http://www.imagini.net/) визуалам покажется раем. Философия системы построена на принципе «лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать». Эта «фишка» представляет собой несколько сервисов, один из которых — социальная сеть, где посетители составляют свой профиль, не вводя ни слова и не заполняя нудных анкет. Пользователю последовательно выводится ряд простых вопросов типа «Свобода для тебя это...» или «Как ты любишь слушать музыку» и дается 15 вариантов ответов в виде изображений. По итогам «опроса» система составляет краткий текст, вольный профиль, в который пользователь может добавить пару слов от себя.
Сам сервис малофункционален, но бесспорно заслуживает внимания и развития идеи.

Рис. 7. Imagini — социальная сеть для визуалов 

Toodoo
Эта русская социальная сеть (http://www.toodoo.ru/) построена на обмене ссылками на интересные ресурсы. Отображается, кто из пользователей посетил тот или иной ресурс.

Atlaskit
Социальная сеть, позиционирующая себя как ресурс для поиска деловых контактов (http://www.atlaskit.com/). «Прописана» на Украине, но открыта для пользователей всего мира.

MySpace
Этот ресурс (http://www.myspace.com/) считается одним из родоначальников социальных сетей в Интернете. Он весьма известен; по собственным данным, насчитывает 150 млн. пользователей. Имеет «зеркала» в разных странах мира и на разных языках (русский отсутствует). Популярен в основном за счет универсальности, содержит свой блог-сервис, форумы, сообщества (исчисляются миллионами!), обмен музыкой/фильмами.

«Одноклассники.ру»
Пример узконаправленной социальной сети по поиску одноклассников — в России, странах СНГ и по всему миру (http://www.odnoklassniki.ru/). Здесь вы можете  найти одноклассников и знакомых, отправить им сообщение, посмотреть их фотографии, организовать встречу (рис. 8).

Рис. 8. «Одноклассники.ру» — ты помнишь, как все начиналось? 

Проект этот совсем молодой, он был запущен в начале марта 2006 г.,  но скорость его развития просто поражает. Кстати, в прошлом году «Одноклассникам» как лучшему интернет-проекту была вручена «Премия Рунета» в номинации «Здоровье и отдых» (наравне с игровым порталом Combats.Ru и ресурсом, посвященным досугу и отдыху, Cityout).

* * *

В общем, социальные сети трудно назвать новинкой — как в Интернете, так и в обществе в целом. Они занимают достаточно большую нишу, лучшей оценкой их работы служит значительная популярность среди пользователей. В быстро меняющемся мире Интернета социальным сетям можно пожелать только долгих лет активной работы, такого же темпа развития функциональности и нескорого забвения.