В реальной жизни демонстрации своих работ — серьезная проблема, ставившая в тупик не одного художника, фотографа или режиссера. Интернет в этом плане идеален для самореализации: есть и возможности, и средства.
В предыдущей статье серии «Закрома Интернета» («Мир ПК», №1/07, с. 78) я рассказывал о фотовыставках в Интернете, а эта посвящена видеогалереям.
Видео@Mail.ru все еще носит пометку beta, но спектр предлагаемых им возможностей весьма широк, а пользовательский интерфейс логичен и прост. Участие в проекте свободно и бесплатно. Требуется лишь регистрация. Управление видеогалереей и просмотр видеороликов осуществляются через веб-браузер. Для публикации цифрового ролика его надо всего лишь загрузить на сайт проекта, и спустя несколько минут он станет открыт для широкого доступа. Теперь уделю внимание деталям.
Для упорядочивания публикаций разработчики проекта предлагают пользователям создавать альбомы. Настройка параметров альбома служит также основным инструментом ограничения доступа к размещенным в нем видеороликам. При желании доступ можно открыть для всех, для избранных либо только для себя. Подобным образом устанавливаются и ограничения на запись и чтение комментариев к роликам. Правилами проекта количество создаваемых пользователем альбомов не ограничивается.
Формат публикуемого видео, согласно техническим требованиям, должен быть одним из следующих: Windows Media Video, Apple QuickTime, MPEG-1—4, DivX, XviD, 3GP. Еще одно условие: размер видеофайла не должен превышать 300 Мбайт.
При публикации ролика указываются его название и тема (путешествия, семья, спорт, трейлеры и т.д.), дается произвольное описание, а также сообщается, будет ли он участвовать в различных конкурсах, проводимых владельцами проекта.
Загруженный файл независимо от начальных параметров изображения приводится к разрешению 320×240 пикселов и конвертируется в формат Adobe Flash Video (FLV). Для его просмотра необходим браузер с установленным модулем Adobe Flash Player.
После публикации ролик появится в разделе «По дате добавления» соответствующего тематического каталога и довольно быстро исчезнет из списка, ведь ежедневно на Видео@Mail.Ru выкладываются тысячи видеозаписей, а в тематических категориях отображаются всего лишь по 150 представителей каждой темы. Следующий шанс для сюжета попасть в каталог зависит от его популярности и результатов голосования зрителей. Чтобы оповестить знакомых о публикации, можно, воспользовавшись одним из сервисов проекта, разослать им письма со ссылкой. Также на сторонней интернет-странице позволяется разместить как ссылку, так и окно просмотра ролика, при вызове загружаемого с Видео@Mail.Ru.
К сожалению, нельзя вести поиск среди опубликованных роликов по каким-либо ключевым словам из названия или описания. Это весьма серьезный недостаток проекта, заметно снижающий удобство работы с ним. Чтобы получить доступ к некоему файлу, не внесенному в списки тематического каталога, остается лишь найти где-нибудь e-mail опубликовавшего видео автора либо прямую ссылку на файл. Адреса видеогалерей участников проекта Видео@Mail.Ru строятся следующим образом: http://video.mail.ru/<домен>/<логин>. Например, если адрес какого-либо пользователя пишется как someuser@mail.ru, то адрес его видеогалереи будет выглядеть так: http://video.mail.ru/mail/someuser.
Подытоживая описание сервиса, замечу, что конвертация 14-Мбайт файла в формате Apple QuickTime (mov) заняла менее 6 мин.
Рассмотрим еще один ресурс — Rambler Vision.
Как и можно было ожидать от его разработчиков, он уже предлагает функции поиска. В свойствах публикуемого видеофайла есть специальный параметр — «метки» (в ряде иных проектов используется термин «тег»). Это некие ключевые слова, по которым можно будет найти файл. Искать ролики можно также по названию и по имени автора.
Помимо механизма поиска в Rambler Vision следует отметить и функцию загрузки видеофайлов. Она становится доступной, если на то дал согласие автор публикации. Ролик переписывается в оригинальном формате и разрешении, т.е. в том виде, в каком его загрузил автор на сайт Rambler Vision.
В каждом из рассматриваемых проектов разработчики высказывают рекомендации по техническим параметрам загружаемых видеофайлов, при соответствии которым в результате конвертации получается наиболее оптимальный с точки зрения качества флэш-ролик. Напомню, что в дальнейшем он-то и демонстрируется зрителям. Для Rambler Vision рекомендуемый формат: AVI DivX (640Ё480 точек, 750 кбит/с), звук — МР3 (96 кбит/с, 44 100 кГц). Предвидя вопросы пользователей, разработчики предлагают инструкции по соответствующей обработке видеофайлов. В справочной документации проекта описаны приемы работы с программами: Dr.DivX, ImTOO MPEG Encoder, VirtualDub, Windows Movie Maker и DivX Converter.
Если с Rambler Vision файлы переписываются в том формате, в котором сам автор загрузил их на сайт, то для просмотра полученных с Google Video роликов (с расширением GVI или GVP) требуется специальный видеопроигрыватель — Google Video Player. Поскольку эта программа еще не адаптирована ко всем операционным системам, а формат файлов является закрытым, то просматривать ролики можно пока лишь на Windows и Mac-платформах, Video iPod и Sony PlayStation Portable.
Подобное ограничение не недостаток проекта, а хорошо просчитанный маркетинговый ход. Воспроизведение роликов только через определенную программу позволяет легко контролировать их распространение. Следуя данной политике, корпорация Google уже предложила своим клиентам возможность продажи видеоматериалов посредством сервиса Google Video, схему работы которого в общих чертах можно описать так. Некий пользователь, публикуя видеоматериал, указывает, сколько денег он хочет получить за его просмотр (определенный процент от суммы сделки перечисляется проекту). Другой пользователь, купивший ролик, переписывает и просматривает его на своем компьютере в течение заданного промежутка времени. По окончании оплаченного периода просмотра видеоплеер, сверившись с интернет-базой проекта, перестает воспроизводить файл. Схема проста, не лишена изящества и уязвимых мест, но поскольку на данный момент как продажа, так и покупка видеоматериалов доступна лишь жителям США, перейдем к техническим деталям.
Загруженные с Google Video ролики, как и в предыдущих случаях, независимо от своих начальных формата и разрешения преобразуются, хранятся и демонстрируются в виде Adobe Flash Video (FLV). Разрешение приводится к показателю 320×240 пикселов. Звук — 64 кбит/с, Mono. У переписываемых роликов формат отличается: разрешение — 480×360 пикселов, звук — 128 кбит/с, Stereo. Среди второстепенных особенностей портала — функция ограничения доступа к видеоматериалам посетителей из списка стран, определенных автором публикации.
Стоит отметить и определенную «задумчивость» сервисов проекта. Конвертация тестового ролика заняла около 2,5 ч, а до включения его в поисковую базу данных прошло более полутора суток.
В завершение краткого знакомства с Google Video выскажу предположение, что для его владельцев посредническое участие при продаже видеоматериалов — не единственный способ извлекать прибыль из данной сферы. В 2006 г. корпорация Google купила ресурс YouTube, крупнейшую хостинговую видеоплощадку, получающую б?ольшую часть прибыли от продажи рекламы. Возвращаясь из мира финансовых магнатов, отметим, что реклама на YouTube ненавязчива, а предлагаемые сервисы избыточны по своим возможностям.
Все, что касается публикации, описания, поиска и просмотра видеороликов, уже знакомо нам по иным проектам. Однако здесь разработчики также уделили весьма значительное внимание задаче объединения разношерстной и разноязыкой зрительской аудитории в единое сообщество. Цель была достигнута. Получив удобный инструментарий для общения, пользователи не только сделали YouTube наиболее популярным среди аналогичных сайтов, но и вывели на уровень крупных игроков Интернета, потеснив с первых мест таких гигантов, как поисковики Google и Yahoo!.
Предоставленные пользователям сервисы, в общем, не были уникальными: групповые рассылки, службы новостей, персональные разделы с возможностью индивидуальной настройки дизайна, комментарии и форумы, загрузка видео с мобильных телефонов. Все это встречалось и до старта YouTube. Дело, видимо, оказалось в том, что удалось предоставить все это одновременно, не забыв и техническую составляющую проекта — серверы и каналы. Несмотря на огромную популярность, качество работы сервисов нареканий не вызывает. Владельцы YouTube не останавливаются на достигнутом и разрабатывают новые услуги, дополнительно повышающие привлекательность проекта. Среди последних наработок пользователям предложена операция наложения на видеоролик музыкальной композиции, выбранной из онлайновой библиотеки проекта.
YouTube не предоставляет возможности загружать опубликованные на нем видеоролики, но это ограничение можно обойти с помощью стороннего программного обеспечения. Например, прибегнув к услуге веб-сервиса SaveTube, можно скопировать на компьютер выбранный видеофайл в формате Adobe Flash Video (FLV), с воспроизведением которого отлично справится Wimpy Standalone FLV Player. Перевести видео из формата FLV в AVI или MPEG поможет утилита Total Video Converter. Обе упомянутые программы распространяются свободно. Помимо описанного решения есть и другие, в частности, достичь той же цели позволяют дополнительные модули UnPlug и VideoDownloader браузера Firefox.
К тому же воспроизведенный в окне браузера ролик, кодированный в формате Adobe Flash Video, сохраняется локально на компьютере пользователя во временных файлах (директория Temporary Internet Files для Windows-платформ). Подобные файлы отличаются наличием символьной группы FLV в начале заголовка, по которой их легко обнаружить.
В завершение отмечу, что краткий поиск в Интернете дал список из более чем 150 сайтов, предоставляющих видеохостинг. Даже их краткое перечисление далеко выходит за рамки этой статьи, и потому здесь рассмотрены наиболее популярные из проектов, наилучшим образом иллюстрирующие предоставляемые сервисы. Конечный же выбор, возможно, между русскоязычным Видео@Mail.Ru и скандально известным YouTube либо иным, не упомянутым в статье ресурсом пользователь делает самостоятельно. Надо лишь помнить о целевой аудитории и о соблюдении авторских прав.
Будьте внимательны
В правилах пользования упоминаемых в данной статье интернет-ресурсов запрещается применять предоставляемые ими сервисы для публикации порнографии, сцен насилия, изображений антигосударственной направленности, изображений, нарушающих право личности на частную жизнь, изображений, публикация которых иным образом противоречит законам стран, на территории которых находятся компании — владельцы проектов.
Упоминаемые проекты и ресурсы
Adobe http://www.adobe.com
Видео@Mail.Ru http://video.mail.ru/
Rambler Vision http://vision.rambler.ru/
Google Video http://video.google.com/
YouTube http://www.youtube.com/
SaveTube http://www.savetube.com/
Wimpy Standalone FLV Player http://www.wimpyplayer.com/
Total Video Converter http://www.effectmatrix.com/
Характеристики проектов