Пленарные выступления были приурочены к открытию РИФ. Среди них стоит выделить доклады представителей Агентства по печати и массовым коммуникациям РФ и компании Google.
В первом выступлении А. Романченко, заместителя председателя агентства, дана не только оценка работы РОЦИТ, но и предоставлены сведения о распространенности Рунета и активности его пользователей. Так, особо отмечено проведение интернет-марафона по регионам России, который позволил, с одной стороны, оценить степень охвата страны Сетью, а с другой — приступить к выполнению важной просветительской деятельности в духе общественной организации. На сегодня каждый восьмой житель в России является пользователем Интернета, при этом день ото дня ширится круг предоставляемых в Сети услуг, от электронной почты до дистанционного образования.
Топ-менеджер компании Google Пашути Каннан в своем докладе остановился главным образом на позиционировании Google на ИТ-рынке и на предпосылках продвижения технологий и программных продуктов в Россию. К сожалению, несмотря на продолжительность данного выступления, оно было излишне декларативным и свидетельствовало о том, что в компании все еще знакомятся с российским рынком и главными являются рекрутинговые проблемы, которые в ходе выставки сотрудники весьма активно пытались решать на своем стенде. В программе форума были также представлены секционное выступление В. Долгова, главы представительства Google в России, посвященное маркетингу поисковых систем, и мастер-класс «Tech-Talk от компании Google», проведенный С. Бурковым, главой ее исследовательского центра в Москве.
Около 50 секционных заседаний, семинаров, круглых столов и других мероприятий форума, проходивших на пяти, а иногда и шести параллельных потоках, ставили временами перед участниками тяжелейшую проблему выбора. Поэтому представим читателям «Мира ПК» лишь отдельные впечатления о РИФ-2007, полученные корреспондентом, а за остальными адресуем к сайту www.rif.ru.
Первое, на чем хотелось бы остановиться, — это работа секционного заседания, где рассматривались вопросы по теме «Онлайн-исследования в России: методики и проекты». Очевидна значимость данного направления в оценке самых разных сторон сетевой жизни, в том числе бизнеса, поэтому от качества проводимых исследований многое в ней зависит. Под руководством ведущего С. Давыдова из фирмы GfK прошли выступления представителей компаний и организаций «Ромир», Comcon, Фонда общественного мнения и других, рассказавших о результатах опросов пользователей Интернета, проводившихся для выяснения различных вопросов — от социальной значимости Сети до эффективности той или иной рекламной кампании. Общим в выступлениях авторов докладов было то, что совершенно не обсуждались исходные модели, рассматривавшиеся в проектах, а это вызывало затруднения при оценке методики проведенного исследования или проекта, а также при оценке их результатов.
На секции, посвященной теме «Интернет и авторское право: кто сильнее», которую провел Т. Аитов из РАЭК (Российской ассоциации электронных коммуникаций), разгорелась жаркая дискуссия между желающими получить выгоды от опережающего развития ИТ и постоянно запаздывающими служителями Фемиды. Консенсус при этом не был достигнут, но желание «подхлестнуть» поборников закона, заставив их ускорить решение своих вопросов, даже нашло отражение в итоговом документе форума.
На круглом столе, проведенном У. Парфентьевым, представляющим интернет-ресурс «Ваш личный Интернет», рассматривалась тема «Этичный подход к Интернету — лекарство от «опасностей Сети» или лишние ограничения?». Обсуждались все pro et contra, что, несомненно, важно в условиях, когда ИТ-мир весьма пренебрежительно относится к этической стороне виртуальной жизни.
Едва ли не наибольший интерес в первый день РИФ вызвало заседание секции, проведенное А. Андреевым, известным интернет-гуру в вопросах онлайновых СМИ, из Webplanet.ru, на котором дискутировалась тема «Интернет-СМИ: порядок или хаос?». Среди основных мнений были высказанные А. Ивановым (www.izvestia.ru), Р. Родионовым из компании «Бонниер Бизнес Пресс» (www.dp.ru) и С. Тактаевым из фирмы «Сумма технологий» (www.summatech.ru). Они касались как проблем, связанных с переходом с офлайн-изданий на сетевые, так и их принципиальных отличий, например в трактовке сущности новостей. Интересными были соображения С. Тактаева по поводу модели бизнеса, вырастающего из традиционного информационного ресурса до имеющего в своем функционале издательскую составляющую.
Во второй день форума внимание корреспондента «Мира ПК» привлекла секция, посвященная дистанционному образованию (ДО), проводившаяся Л. Авроновой (Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана). Представленные сообщения касались технологических особенностей ДО, организованного в центре, и в частности особенностей подготовки преподавателями курсов обучения (автор И.Г. Никитин), а также принципов организации ДО как бизнеса (автор Д.Ю. Динцис). Весьма интересен опыт по дистанционному обучению программированию слабовидящих людей, полученный в центре, о чем рассказал И.Г. Никитин.
Другое направление, традиционно занимающее людей в Интернете, связано с информационной безопасностью их виртуального присутствия. Форум откликнулся организацией ряда заседаний на секциях. На одном из них, проведенном А. Ярных («Лаборатория Касперского»), была затронута тема «Информационная безопасность: как противостоять целевым атакам в Интернете». Среди докладчиков здесь нужно отметить А. Власову и А. Никишина, сотрудников лаборатории, М. Фролова из компании InfoWatch, а также Н. Зосимовскую, представительницу фирмы «Информзащита». Они говорили о состоянии дел в борьбе со спамом, о противодействии вирусным атакам с помощью персональных средств и аутсорсинговой поддержки, если иметь в виду решения «Лаборатории Касперского» или фирмы «Информзащита».
Еще один видный деятель в бизнесе и разработке новаций в Интернете И. Ашманов (компания «Ашманов и Партнеры») провел заседание секции на тему «Маркетинг поисковых систем». Д. Малявин из фирмы Arton Consulting рассказал на нем о результатах исследования трафика с поисковиков в Рунете, выполненных с целью выяснения действенности рекламной кампании в Сети. Ринат Сафин из Google сообщил, что если сегодня маркетинг учитывает рекламу, рассчитанную на группы пользователей, разработчики компании предпринимают шаги, которые позволят уже завтра задействовать технологии с рекламой индивидуальной направленности. Более того, предполагается развитие технологий рекламы с быстрой обратной связью, чтобы рекламодатель мог управлять процессом рекламирования в Интернете с учетом своих потребностей и возможностей. Ну и, разумеется, Google будет поддерживать самые разнообразные форматы рекламы.
И. Ашманов в своем выступлении на тему «Кризис поисковой оптимизации и нехорошие тренды» остановился на следующем посыле: «Отраслевое сообщество имеет маргинальную, паразитическую психологию и философию, связанную прежде всего с кнопкой «рубить бабло» (т.е. основная задача — делать деньги, невзирая ни на что)». Поэтому он полагает, что «оптимизаторов ждут потрясения, связанные с активностью поисковиков, не стремящихся к оптимизации». Выход И. Ашманов видит в повышении прозрачности оказываемых услуг по интернет-маркетингу.
Еще один вопрос, затронутый на этой секции, рассмотрен в комментарии к несостоявшемуся выступлению А. Чурбанова (фирма Webalta.ru), в котором представлены соображения по монетизации трафика с учетом его особенностей в Рунете.
На РИФ-2007 состоялись весьма интересные презентации новинок книжных издательств «Диалектика-Вильямс» и «Наука и техника», конкурсы компаний RU-CENTER по доменной грамматике, Corel Draw, «1С-Битрикс» по вопросам лицензирования ПО и «Агнитум» по выбору продуктов информационной защиты.
В завершающий форум третий день состоялось обсуждение проблем организации Всероссийского интернет-марафона 2007 и тренинг для регионов по участию в нем.
Под аккомпанемент шедшего два дня апрельского снега РИФ-2007 благополучно завершился.