Известно, что совершенствование гоночных авто происходит «в боевом режиме», т.е. основные испытания модифицированной модели проводятся уже на гонках. Для той долгой многостадийной доводки, какой подвергаются обычные машины, на полигоне и в конструкторском бюро просто нет времени, ведь новые гоночные снаряды появляются на свет каждые две недели! Около 140 разработчиков непрерывно трудятся над улучшением конструкции, а несколько сборщиков в цехе ежедневно мастерят из старых и новых деталей следующий болид.
Естественно, это вовсе не означает, что на очередном этапе гонок «Формулы-1» пилот садится за руль совершенно неиспытанной модели. Просто ее испытания, как и в большинстве высокотехнологичных отраслей, уже давно перешли в область математического моделирования. Причем компьютерные прототипы реальных конструкций болидов достигли столь высокого уровня, что с их помощью можно не только изучать поведение будущих машин, подвергающихся воздействию динамических нагрузок, которые возникают во время гонки, но и определять в процессе этих исследований, какое влияние оказывают изменения температуры и влажности окружающей среды! Подобные сложные модели обсчитываются лишь на суперпроизводительных вычислителях. Именно такой кластер работает на заводе фирмы Ferrari в г. Модена. Он создан на базе 64-разрядных процессоров AMD Opteron, входящих в более чем тысячу узлов данного суперкомпьютера. В процессе его изготовления участвовали и другие известные компании, например APC — она поставила системы питания и вентиляции.
Математические модели требуют тщательной идентификации параметров и их последующего уточнения с учетом результатов натурных испытаний. Для этого с движущейся машины снимается большое число показаний датчиков, что необходимо для оперативного контроля состояний систем, а также для дальнейшей обработки и компьютерного моделирования. Во время гонки четыре оператора постоянно следят на экранах мониторов за состоянием основных систем машины. Один раз, например, им удалось заметить надвигавшийся отказ оборудования и немедленно дать пилоту рекомендации, которые помогли не только предотвратить аварию, но и выиграть гонку!
Дитер Гундель из Ferrari рассказывает: «У нас установлено более 100 датчиков, создающих поток данных в реальном времени. В сумме они обеспечивают 25 млн. замеров на круг и 1,5 млрд. замеров на гонку. Количество датчиков ограничено требованиями к массе и балансировке машины. Если поставить на машину более 200 датчиков, это увеличит ее массу, равную приблизительно 600 кг, более чем на 40 кг, и главный конструктор не слишком этому обрадуется». Значит, за одно соревнование накапливаются результаты измерений объемом около 12 Гбайт, не считая служебной информации и потока данных с телекамер. И сколько же таких заездов выполняется за год! Но дело вовсе не в количестве байтов, а в том, что полученные показатели помогут уточнить математическую модель, а та, в свою очередь, позволит разрабатывать все новые конструкции машин, которые после испытаний в самых жестких условиях на сверхскоростных снарядах воплотятся и в «обычные» Ferrari. Таким образом, становясь достоянием мировой автомобильной культуры, они служат генераторами новых идей, которые когда-нибудь, глядишь, и у нас появятся. Так что гонки «Формулы-1» — это не просто погоня за славой, это непрерывное и все ускоряющееся движение по пути прогресса.