Представляя книгу «Электронное обучение», профессор Я. Л. Шрайберг пишет: «Переводные книги по современным информационным технологиям всегда грешат терминологическими неточностями, а порой даже неверными трактовками из-за отсутствия согласованной терминологии». В свою очередь, этот сборник статей редакция предлагает вниманию читателей журнала «Мир ПК», как бы продолжая затронутую в статье Р. Богатырева терминологическую тему («Мир ПК-диск», №12/04), рассмотренную на примере понятия «электронная почта». Работа над терминами всегда актуальна, особенно когда имеешь дело с текстами, публикуемыми в журнале, и тем более в невероятно динамичной предметной области вроде информационных технологий, составляющих существенную часть мира персонального компьютера.
Государственная публичная научно-техническая библиотека России и издательство «Омега-Л» в совместном проекте «Электронные ресурсы в библиотеках и образовании» выпустили ряд книг, представляющих собой руководства и методические пособия для информационных и библиотечных служб. Кроме упомянутой книги «Электронное обучение», о которой речь пойдет далее, изданы «Э-метрики» об использовании данных для управления ИС и оценки электронных ресурсов и библиотечных фондов, а также «Предоставление электронных услуг» — руководство для центров обучения и публичных библиотек, в котором даны весьма общие характеристики этой сферы деятельности для широкого круга информационных систем.
Книга «Электронное обучение» представляет собой сборник работ английских специалистов по вопросам главным образом университетского образования и информационного обслуживания составляющих его процессов. Он издан под редакцией известного специалиста в этой области Мэксин Меллинг, директора службы информационных услуг и обучения Ливерпульского университета им. Джона Мура.
Мэксин Меллинг написала для данной книги введение, в котором рассматривает содержание термина «e-learning» («электронное обучение»). Отправляясь от предложенного Jenkins and Hanson толкования: «Обучение, поддерживаемое и стимулируемое посредством использования информационных и коммуникационных технологий», на примере материалов, приведенных в соответствующих главах представляемой книги, она раскрывает толкование термина, учитывая его расширенное в системном отношении понимание.
Так, в начальной главе «Управляемая образовательная среда: стратегия, планирование и внедрение» электронное обучение рассматривается в более широком контексте создания управляемых образовательных сред (УОС), что соответствует тенденции к планированию и созданию интегрированных систем, проявляющейся в современной сфере образования Соединенного Королевства.
Глава «Процесс и партнерство» прослеживает изменения, возникшие в вузах с появлением и распространением новых технологий, а также соответствующие перемены в их организационных структурах и партнерстве. Они выражаются, например, в давлении интеграционных процессов на сервисное обслуживание, в более тесном взаимодействии преподавателей и работников информационно-библиотечных служб вуза, которые нуждаются в приобретении педагогических навыков.
Важному вопросу об изменении ролей и обязанностей в УОС посвящен отдельный материал «Управление изменениями», где излагается подход к развитию стратегии электронного обучения. При этом подчеркивается, что гораздо важнее ориентироваться на востребованный образовательный результат, нежели на обязательное использование технологических новаций.
От слепой любви к технологии предостерегает и профессор Моретти, автор главы «Поддержка в использовании новых медиатехнологий». Основной его тезис следующий: «Службы поддержки электронного обучения должны добавить сервисный слой услуг между информацией и учащимся», что непременно приведет к совместной работе создателей электронных библиотек и педагогов над системной архитектурой.
Полную версию статьи см. на «Мир ПК»-диске.